Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: в статье описан опыт реализации проекта «Русская природа в произведениях И.С. Тургенева и художников-пейзажистов XIX века» в образовательном учреждении, целью которого является духовно-нравственное воспитание и художественное развитие детей младшего школьного возраста, посредством формирования образно-эстетических представлений о красоте и богатстве родной природы.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, изобразительная деятельность, литературное творчество, интеграция, пейзаж, проектная деятельность.

Научное, культурное и образовательное сообщество России в последнее десятилетие особенно остро поднимает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Именно этим можно объяснить выпуск документов, регламентирующих направления развития воспитания, культуры и образования на государственном уровне. Согласно этим документам одним из приоритетных направлений является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, а воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет.

Федеральные государственные стандарты предметной области «Искусство» предполагают формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, развитие способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами. Важность изобразительной деятельности на духовно-нравственное воспитание детей отмечали многие художники - педагоги как в России так и за рубежом.

Современные требования к занятиям изобразительной деятельностью подразумевают внедрение новых форм, методов обучения, а также свободную интеграцию с другими видами искусства: литературой, музыкой, театром, кино, хореографией, архитектурой, декоративным искусством и др. Специфика каждого вида искусства заключается в том, что оно особо воздействует на человека своими художественными средствами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Таким образом, создаются условия для нравственного, духовного и культурного роста личности учащегося.

По мнению Б.М. Неменского система занятий изобразительным искусством «…должна быть прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [1.c.14].

В рамках мероприятий, посвященных И. С. Тургеневу 200-летие со дня рождения, которого будет отмечаться в 2018 году, в ЦДО ГБОУ школе № 1384 имени А.А. Леманского разработан творческий проект «Русская природа в произведениях И.С. Тургенева и художников-пейзажистов XIX века». Цель проекта - духовно-нравственное воспитание и художественное развитие детей младшего школьного возраста, посредством формирования образных эстетических представлений о красоте и богатстве родной природы. Проект ориентирован на развитие у подрастающего поколения интереса к творчеству И.С. Тургенева, развитие художественных и творческих способностей детей в области изобразительного искусства, развитие образно-эстетических представлений учащихся, включение в активную проектную деятельность на основе новых подходов в организационном, содержательном и технологических аспектах.

В проекте приняли участие учащиеся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: «Живопись и графика», «Развитие композиционного мышления в области изобразительного искусства», «Природа в художественно-графической деятельности дошкольников и младших школьников» в возрасте от 7 до 11 лет.

На подготовительном этапе дети знакомились с творчеством И.С. Тургенева как мастера пейзажных зарисовок, историей создания рассказов «Бежин луг», «Лес и степь» из сборника «Записки охотника», «Муму», «Воробей». В ходе знакомства с произведениями писателя особое внимание уделялось пейзажным зарисовкам, взаимоотношениям человека и природы, соотношению литературного образа с изобразительным. Ставились проблемные вопросы о том, как художественная речь может реализовать предметную изобразительность произведения. Детям был представлен альбом с иллюстрациями к произведениям писателя таких художников как: Е.М. Бём, А.С. Пахомов, Б.А. Дехтерёв, В.А. Табурин. На видео-презентации были представлены картины русских художников XIX века: И. Шишкина («Дубы», «В парке», «Рожь», «Лето», «Пейзаж с охотником»), И. Левитана («Март», «Тишина», «Золотая осень»), А. Саврасова («Степь днем», «Радуга», «Рожь», «Берег реки», «Дубки», «Лето»).

В ходе просмотра детям ставились проблемные вопросы: что хотел донести до зрителя художник? В чем состоит художественный замысел написания пейзажа? Является ли целью работы художника- пейзажиста лишь фотографическое отображение действительности?

В процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства, внимание детей акцентировалось на формах изображаемых элементов, цветовом решении композиции, организации элементов на плоскости, выразительных средствах передачи различных состояний и настроений природы в картинах.

На следующем этапе детям были предложены творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе ознакомления с произведением изобразительного и литературного искусства с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях и выразить свои эмоции с помощью рисунка. Затем, разделившись с помощью учителя на подгруппы, дети работали над созданием фронтальных и коллективных работ – иллюстраций к прочитанным литературным отрывкам в различных техниках (акварель, гуашь, пастель).

Творческая практическая деятельность была направлена на раскрытие внутреннего мира детей, развитие умения передавать эмоциональное восприятие состояния природы и развитие образно- эстетических представлений.

На просмотре дети представляли свои работы, рассказывали какой литературный отрывок они проиллюстрировали, обосновывали название и выражали свое отношение к произведениям писателя.

Проект «Русская природа в произведениях И.С. Тургенева и художников-пейзажистов XIX века» реализовывался через различные виды деятельности и основывался на принципах: воспитывающего обучения, научного, системного и деятельностного подходов, открытости и многовариантности исполнения. Осуществлялся через использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, проектной, исследовательской и поисковой деятельности, технологии обучения в сотрудничестве, коллективной и самостоятельной работы обучающихся.

Использование комплексного подхода к изучению темы «Пейзаж» на занятиях в системе дополнительного образования не только способствует созданию психологически комфортной обстановки для приобретения детьми новых знаний, развитию художественного вкуса и творческого воображения, но и значительному повышению уровня мотивации школьников к изучению литературного и изобразительного искусства, как части общей национальной культуры России.

 

Список литературы

 

1.       Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 1974.

2.       Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. – М.: Наука, 1972.

3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., доп. и перераб.- М.: АГАР, 2000.

4.    Стратегия государственной     культурной политики РФ на период до 2030 года:      утверждено распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. №326-р

5.    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р

6.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897.

7.   Хлебников А.С. Методология формообразования в Баухаузе, ВХУТЕМАСе и ИНХУКе / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7 (63). С. 227-232.

8. Хлебников А.С. От линии к художественному образу / В сборнике: Музыка и живопись как средство коммуникации ‒ 2012. С. 72-73.