Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Авторы:
Город:
Магас
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Аннотация: В настоящее время наметился путь к интеграции областей естественнонаучных исследований. Вследствие этого встает задача фундаментализации естественнонаучного образования в школе и в вузе.

Особое значение начинает приобретать не только прочность и глубина, но  и востребованность фундамента, на котором выстраивается и профессиональная подготовка.

Только фундаментальное образование дает такие знания, которые позволяют ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.

В данной статье показано, что формирование научной картины мира – есть важнейший фактор фундаментализации образования.

Ключевые слова: фундаментализация образования, научное мировоззрение, научная картина мира Проблема фундаментализации обучения указывает на то, что она продолжает оставаться актуальной и нуждается в дальнейшей разработке. С фундаментализацией образования связывают такое изменение содержания обучения, которое обеспечивает переход от эмпирического (на основе опыта) отбираемого учебного материала на систему научных, обобщенных теоретических знаний. Фундаментализация предполагает выделение таких структурных единиц в систем научного знания, которые имеют наиболее высокий уровень обобщения в них явлений действительности, их свойств и отношений. При этом все другие варианты этих единиц знания являются специальными случаями при определенных ограниченных параметрах исходных структурных единиц.

В результате фундаментализации образования обучаемые вместо большого числа частных явлений усваивают небольшое число инвариантов знания, все же существующие частные случаи могут разобрать самостоятельно, без специального обучения.

Фундаментализация нуждается в специализации (профессионализации), профессионализация, в свою очередь, - в фундаментализации. Если первая обеспечивает наиболее общие и теоретические знания (глубину образования), то вторая – «отработку» и усвоение общих способов на серии конкретных, практически значимых для любого профиля специалистов задач (широту образования). При этом конкретные, профессионально-ориентированные задачи, помимо того, что выступают в роли средства отработки, способствуют более высокой мотивации учебной деятельности обучаемых.

Интеграция научных знаний предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежных со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении научных, производственных и народнохозяйственных задач.

Общими для дисциплин естественно-научного цикла задачами являются:

1)                   формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира;

2)                   формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов.

Формирование научной мира является одной из главных задач в условиях фундаментализации образования.

Фундаментальное образование позволяет, прежде всего, обеспечивать системный уровень познания действительности, использовать механизм самоорганизации и саморазвития различных процессов; овладевать основами единой человеческой культуры в ее гуманитарной и естественнонаучной аспектах; формировать целостную картину мира, представленного миром космоса и общества, взаимодействие человека с природой.

Для реализации фундаментализации естественнонаучного образования, наряду с изучением традиционных курсов биологии, физики, химии, экологии, немаловажную роль играет и интеграционный курс «Концепция современного естествознания».

Изучение традиционных и интегративных курсов поможет студентам:

1)                   осмыслить диалектику развивающегося мира как единой целостности системы;

2)                   осознать  единство  естественнонаучной  и  гуманитарной  культуры  как  двух взаимосвязанных компонентов единой культуры;

3)                   понять генезис жизни – возникновение жизни из неживого, исходя из особенностей

биологической и химической форм организации материи;

4)                   постичь специфику естественной и гуманитарной культур, состоящую в том, что знание о природе постоянно совершается;

5)                   уяснить, что развитие науки осуществляется через накопление фактов, разработки фундаментальных теорий и через научные революции, в результате которых происходит смена научной картины мира.

Формирование естественной научной картины мира в условиях фундаментализации образования не будет целостным, если не будет уделено внимание:

-   интерпретации пространства и времени как формы существования материи;

-   отсутствию гармонии деятельности человека с природой;

-    постепенной утрате своей способности природы к самовосстановлению в результате разрыва естественных связей человека с природой;

-   проблеме исчерпания природных ресурсов и связанной с ней энергетической и продовольственной проблеме;

-   проблеме экологического кризиса, вызванного загрязнением среды обитания, воздушного, водного бассейна и почв;

-    росту гибельных последствий в результате бесконтрольного и потребительского отношения к природе.

Важнейшим способом реализации фундаментализации образования, формирования научной картины мира и раскрытия содержания понятий является выявление сущности объясняемого объекта. Способами формирования понятий могут быть следующие:

1)                   чувственно-конкретное восприятие и выделение родовидовых признаков;

2)                   индуктивное объяснение;

3)                   дедуктивное объяснение;

4)                   диалектическое объяснение. Методы, применяемые при формировании понятий:

1)                   анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, определение;

2)                   метод научной индукции;

3)                   метод моделирования, метод мысленного эксперимента;

4)                   метод аналогии;

5)                   метод восхождения к конкретному.

Таким образом,  если целенаправленно приобщить  студентов к научному объяснению, установлению причинных, генетических, функциональных и структурных связей, применению научных методов, то у них будут сформированы материалистические убеждения, обобщенные интегральные представления о природе, а также правильный подход к учебно-познавательной деятельности. Все это способствует формированию научной картины мира.

 

Список литературы

 

1.            Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей. – Дисс. канд. пед наук. – Москва, 2003.