Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Современные условия глобализации мира привели к возникновению проблем, которые затрагивают жизнь всего человечества и каждого отдельного человека. Одними из наиболее острых являются социально-природные проблемы, связанные с взаимодействием природы и социума.

Экологическая повестка, обсуждаемая на международном, региональном и национальном уровнях, включает такие вопросы, как загрязнение почвы, воздушного и водного бассейнов, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных, изменение температурного баланса, нарушение устойчивости биогеоценозов и механизмов саморегуляции биосферы и др. Активность данных процессов позволяет ученым говорить о том, что негативное воздействие человека на природу, потребительское отношение к ней, превышает ее адаптивно– компенсаторные возможности [3,4].

В этих условиях формирование экологической грамотности населения является социальным вызовом, требующим научно – обоснованных механизмов решения.

Экологическая грамотность является компонентом, интегративно входящим в понятие научной грамотности и неотъемлемым от него. Среди множества определений научной грамотности в академическом и образовательном сообществе наибольшее распространение получило определение, в котором акцентируется необходимость овладения и усвоения научных знаний, а также умение их использовать для достижения личных и общественных задач [2].

Основой научной грамотности, обеспечивающей необходимые условия для успешной адаптации человека к динамично меняющейся среде и помогающей выстраивать социально приемлемую поведенческую стратегию, является обретение им знаний о научной картине мира, как целостном образе, включающим представления о природе и обществе.

Формирование экологической грамотности необходимо начинать на уровне начальной общего образования. Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт данного уровня обучения нацеливает на создание условий для освоения учащимися 1–4 классов «системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира»[7].

В этой связи образовательная программа начальной школы в ее содержательной, структурной  и предметной целостности ориентирована на формирование основ научной грамотности. Экология как наука является органическим элементом научной картины мира, а в привитие учащимся основ экологической грамотности особое место, безусловно, занимает «Обществознание и естествознание» ( «Окружающий мир» ). В ФГОС, среди прочего, зафиксировано, что результатом освоения содержания данного предмета должно стать осознание учащимися целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [7].

Успешное выполнение требований ФГОС по формированию экологической грамотности предопределяет знакомство учащихся начальной школы с учетом их возрастных, психологических и когнитивных возможностей с экологией как самостоятельной наукой.

С нашей точки зрения, среди множества определений экологии, очерчивающих ее объектно–предметное и методологическое поле, наиболее приемлемым для учащихся начальной школы является следующее: экология– это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, микроорганизмов между собой и с окружающей средой [5]. Данное определение, акцентируя взаимозависимость природы и общества, несет в себе не только образовательный, но и воспитательный потенциал: позволяет дать учащимся  не только элементы научных знаний о природе, но также прививать любовь и необходимость бережного и нравственно–ответственного отношения к ней.

Результаты освоения предмета «Окружающий мир» во многом зависят от комплексного использования педагогических технологий, позволяющих в совокупности достигать цели обучения. К числу наиболее эффективных относятся технология развивающего, проблемного, проектного обучения, коллективного взаимодействия,открывающих большой простор для творчества учащихся.

Непременным элементом обучения является использование электронных образовательных ресурсов, в частности образовательной системы «Гармония» для начальной школы, электронного учебного пособия «Природа, человек, общество» с интерактивными заданиями, аудио–и видеофайлами и фотографиями, иллюстрирующими текст. Большую помощь оказывают сайты музейных, библиотечно–информационных учреждений, научных и образовательно– просветительских организаций (Планетарий, Ленинградский зоопарк, Ботанический сад и др.) [1].

Однако формирование экологической грамотности должно вестись не только на занятиях по  предмету «Окружающий мир». Большую помощь оказывает уроки по чтению, а также участие детей в проектах, связанных с развитием читательской деятельности.

В этой связи следует назвать научно-образовательный «Литературное творчество в системе социокультурного  развития  личности»,  организатором  которого  является  генеральный  директор  ПМЦ «Авангард» А.М. Нефедьев, а научным руководителем – профессор Санкт–Петербургского государственного института культуры Г.В. Варганова, проявляющие большую личную и профессиональную заинтересованность в развитии системы общего образования. Участниками проекта наряду со школами и гимназиями  являются писатели и поэты, члены Союза писателей и Товарищества детских и юношеских писателей России – лауреаты международных литературных конкуров творческого мастерства. Среди них Олег Трушин–автор множества книг и рассказов о природе, в том числе для детей и подростков.

Приобщение детей к литературным произведениям Олега Трушина непременно предваряется подготовкой учителем яркой презентации об авторе. Активность участия О.Трушина в общественной работе по сохранению природы Мещеры, составлению «Карты культурного и природного наследия Шатурского района Московской области» оказывает большое мотивирующеевлияние на учащихся, поощряя их к прочтению творческих работ писателя о природе и их заинтересованному обсуждению.

Рассказы Олега Трушина «Ночные лакомки», «Послушать листву», «Снегириная метель», «Коростелиная пора», «Ночные странники», «Первенец весны», «Сорока подсказала…» и др. способствуют формированию у обучаемых целостной картины мира, в которой природа в ее великом многообразии играет фундаментальную роль. Рассказы талантливого автора, воздействуя на учащихся, помогают детям освоить морально–нравственные нормы, лежащие в основе взаимодействия человека с природной средой, учат постижению законов природы, показывают, что пренебрежение ими может приводить к катастрофическим разрушениям.

Таким образом, формирование у учащихся начальной школы экологической грамотности и воспитание ценностного отношения к природе требуют целостного и целенаправленного использования педагогических средств системного воздействия на интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферы личности детей и подростков.

 

Список литературы

1.     Варганова Г.В., Плавко И.А. Научная грамотность как фактор развития творческой компетентности. В сб. Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Международной научно- практической конференции. Чебоксары,2015, С.126–129

2.     Варганова Г.В., Плавко И.А. Формирование научной грамотности населения: дискурсивность зарубежных практик. – В сб.: Приоритетные направления развития науки и образования. Сб. материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 2015, С.124– 127 .

3.     Кузнецов Л., Николаев А. Экология.–Москва:Юрайт,2016.–282 с.

4.     Маринченко А. Экология. –Москва: Дашков и Ко,2015.–304 с.

5.     Новейший философский словарь.–[Электронный ресурс].–Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy.(Дата   обращения   14.01.2016)

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) от 06.10.2009.–[Электронный ресурс] .–Режим доступа:URL: минобрнауки.рф/документы/922. (Дата обращения 14.01.2016)