18 февраля 2018г.
В методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность развития мышления на иностранном языке (Б.В. Беляев, Е.В. Борзова, Е.С. Полат), развития коммуникативного мышления (Е.И. Пасов), необходимости акцента на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформлении владения определенными языковыми средствами, овладения иностранным языком как средством формирования и формулирования мыслей (Е.С. Полат). Мыслительная функция языка выдвигается наряду с коммуникативной, основной, т.к. «главное назначение языка состоит в удовлетворении потребностей общения и мышления» (М.Н. Вятютнев). Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее (А.А. Потебня). При помощи и посредством языка формируется и существует понятийная система человека, формируется и формулируется мысль в процессе речевой продукции, понимаются чужие мысли при их восприятии. Мысль является предметом речевой деятельности, выражается говорящим (пишущим) и воспринимается читающим (слушающим) посредством языка речевым способом. Мысль определяет содержательную сторону общения, отражая в сознании человека связь и отношения объектов и явлений реального мира (И.А. Зимняя). Важно в учебном процессе уделять внимание не столько форме высказываний на иностранном языке, сколько мысли, излагаемой на иностранном языке, т.к., если при общении на уроке иностранного языка нет мысли в высказываниях учеников, то нет иноязычной речевой деятельности. Мыслительная функция иностранного языка заключается в том, что иноязычная речь должна быть продуктом творческого мышления, предполагается понимание сложных мыслей в речи других людей (Е.В. Борзова) [1, с.39].
Развитие способности к мышлению на иностранном языке связано как с рациональной, так и иррациональной сферой, интуицией и эмоциями обучающихся. В педагогике и психологии задача развития эмоций и чувств представлена в следующих аспектах: раскрытие признаков и содержания эмоций как психических процессов (П.К. Анохин, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, П.М. Якобсон и др.); выяснение важности эмоций в общей системе развития личности, ее ценностных ориентиров, мотивации, социальных установок (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.К. Ковалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.); исследование значимости эмоционального отношения человека к миру (Л.С. Выготский, С.А. Маничев, В.И. Мясищев и др.); изучение интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств человека (А.И. Буров, И.А. Джидарьян, А.Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, П.М. Якобсон и др.); преобразование общечеловеческих ценностей в личностные с помощью эмоциональных переживаний (М.К. Мамардашвили, М.М. Бахтин, А.Е. Ольшанникова, Г.Х. Шингаров и др.); самосовершенствование личности посредством эмоционального усвоения опыта культуры (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ю.М. Орлов и др.); развитие и становление нравственных качеств обучающихся через формирование коллективного переживания (И.А. Корниенко, К.Д. Радина, А.А. Стэр и др.); проявление личной индивидуальности через эмоциональные реакции и состояния (Е.Л. Яковлева и др.); регулирующая функция эмоций в познавательной деятельности (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, А.В. Запорожец, В.Е. Клочко, Д.С. Лихачев, Я.З. Неверович, В.А. Сухомлинский, А.Я. Чебыкин и др.); эмоции как психологические механизмы развития и формирования личности (Е.И. Громова, З.В. Денисова, А.Г. Ковалева, А.И. Леонтьев, В.С. Мерлин, М.И. Смирнов и др.) [2, с. 74-75].
Понимание эмоций других людей и управление ими определяется как межличностный эмоциональный интеллект, а понимание собственных эмоций и управление ими – внутриличностный эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект актуализирует когнитивные процессы и навыки. Способность к пониманию эмоций предполагает а) умение устанавливать факт наличия эмоции, распознавать свои эмоциональные переживания и эмоции другого человека; б) умение идентифицировать и определять эмоцию в словесном выражении; в) понимание причины данной эмоции и дальнейших последствий ее проявления. Способность к управлению эмоциями подразумевает умение человека а) сдерживать активность проявления эмоций, успокаиваться, снижать чрезмерный накал сильных эмоций; б) контролировать и оценивать внешнюю демонстрацию своих эмоциональных состояний; в) спровоцировать определенную эмоцию в случае необходимости (Д.В. Люсин) [3]. К биологическим предпосылкам развития эмоционального интеллекта относятся уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента (активность, эмоциональность, нейротизм, экстраверсия, сознательность), особенности переработки информации. В качестве социальных предпосылок эмоционального интеллекта рассматриваются синтония (инстинктивное созвучие с окружением (Я. Мазуркевич), закономерно сменяющаяся рационализацией, степень развития самосознания, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность (И.Н. Андреева) [4]. Уровень эмоционального интеллекта можно сопоставить со шкалой уровней сознания. Низкий эмоциональный интеллект идентичен осознанию своего личного неуспеха (недовольства собой) и социальной несостоятельности (отсутствия социально значимых и признанных достижений); характеризуется подавленностью эмоций, низкой самооценкой, чувством вины и депрессии, плохим настроением, неспособностью эффективно взаимодействовать с внешним миром, при этом человек не может разобраться в себе и не понимает причины своих чувств. Развитый эмоциональный интеллект определяется наличием дисциплины и умением управлять эмоциями, способностью понимает часть своих скрытых мотивов и учиться управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя, что позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать целей и добиваться успехов. Наивысший эмоциональный интеллект как и уровень просветленного сознания характеризуется четким пониманием себя и своих намерений, отсутствием сомнений и скрытых мотивом, наблюдением за эмоциями и рефлексией; человек продолжает испытывать эмоции, но они не останавливают его в самовыражении, а успех обусловлен логичным следствием обдуманных поступков человека.
Одним из направлений исследования общетеоретической проблемы единства интеллекта и аффекта, взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов, способности познания через эмоции является изучение влияния эмоций на память. Выделяют следующие аспекты взаимосвязи эмоций и процессов памяти: а) соотнесение эмоционального состояния человека в моменты заучивания и воспроизведения с точки зрения успешности воспроизведения как продолжение специфичности кодирования; б) взаимосвязь эмоционального состояния во время воспроизведения и эмоциональной окрашенности воспроизводимого материала; в) влияние эмоционального состояния в момент запоминания на эмоциональную окрашенность запоминаемого материала. Лучшее запоминание информации, эмоциональная окрашенность которой соответствует эмоциональному состоянию человека, переживаемому в момент заучивания определено как эффект конгруэнтности; это эмоциональное состояние в момент запоминания (переработки) информации, а также переживания во время кодирования информации, во время которого происходит взаимодействие и взаимовлияние эмоций, памяти и когнитивных процессов (Т.А. Сысоева) [5].
Таким образом, иноязычное образование должно ориентироваться на развитие мышления обучающихся в единстве с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, речью и др. При этом одним из стимулирующих фактором успешности решения данной задачи является сопутствующая активизация ключевых факторов эмоционального интеллекта (осознанности, самооценки, принятия и ассертивности, мотивации, адаптивности), позволяющих успешно взаимодействовать и строить коммуникацию на иностранном языке.
Список литературы
1. Борзова Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе (курс лекций – часть 1, часть 2) / Е.В. Борзова. – Петрозаводск, Verso, 2007. – 60 с.
2. Баранова О.В. (Володина О.В.) Гуманизация образования в педагогическом вузе средствами англоязычной литературы: дис. канд. пед. наук: Петрозаводск, 2006. – 323 c.
3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – С. 29–38.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. - № 5. - С. 57-65.
5. Сысоева Т.А. Влияние эмоционального состояния на мнемические процессы: эффект конгруэнтности // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – С. 89–108.