Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: Подготовка ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Ключевые слова: детское экспериментирование, познавательно-исследовательские умения, старший дошкольный возраст, развитие, умения, навыки.

Annotation: Preparing a child for cognitive and research activities, teaching his skills and research research skills is becoming an important task of modern education. The first principle of such a person must be laid already in preschool childhood. Children's experimentation is a special form of research activity, in which the most pronounced are the processes of the emergence and development of new motivations of the personality underlying the self-development.

Key words: children's experimentation, cognitive-research skills, senior preschool age, development, skills, skills.

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально- значимых качеств. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность, т.к. исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.

Подготовка ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность (А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, А.К. Дусавицкий), постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Экспериментирование как процесс может быть рассмотрен, во-первых, как метод обучения, в том случае, если служит для передачи новых знаний, во-вторых, как один из видов познавательной деятельности как детей старшего дошкольного возраста, так и других возрастных категорий.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Овладевая познавательно-исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.).

Отмеченные выше обстоятельства и указанное противоречие обусловили обращение к настоящей теме исследования.

Цель исследования заключается в изучении особенностей развития исследовательских умений у старших дошкольников в условиях экспериментирования.

Предмет – особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования.

Задачи исследования:

1.              Изучить сущность, классификацию познавательно-исследовательских умений в психолого- педагогической литературе;

2.              Рассмотреть детское экспериментирование как метод развития познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников;

3.             Провести диагностику уровня развития исследовательских умений у старших дошкольников.

4. Провести сравнительный анализ полученных данных.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический анализ и обобщение психологической, педагогической литературы; наблюдение за процессом выполнения детьми методик.

На констатирующем этапе использовался ряд диагностических методик: О. методика В. Киреевой., Т.И. Бибаевой «Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования», методика Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования; «Радости и огорчения» методика Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. выявляющая интерес старших дошкольников к детскому экспериментированию При обработке полученных результатов проводился количественно-качественный анализ.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Познавательно-исследовательские умения – это совокупность умственных операций и прикладных действий, осуществляемых обучающимся при сопровождении педагога, позволяющую мотивированно выполнить учебную исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, с помощью которых в исследовательской деятельности формируются и предметные компетенции.

Целью экспериментирования является создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания, углубление представления о живой и неживой природе.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Экспериментирование как процесс может быть рассмотрен, во-первых, как метод обучения, в том случае, если служит для передачи новых знаний, во-вторых, как один из видов познавательной деятельности как детей старшего дошкольного возраста, так и других возрастных категорий.

С точки зрения педагогического воздействия экспериментирование также содержит достаточно высокое значение, поскольку именно педагог осуществляет планирование исследования, «подталкивает» детей к обнаружению проблемы исследования, осуществляет руководство и решает множество организационных проблем исследования.

При формировании познавательных компетентностей старших дошкольников посредством экспериментирования большое значение имеет познавательный интерес. Только при наличии интереса можно получить внутреннюю мотивацию к деятельности и процесс формирования познавательных компетентностей будет протекать успешно.

Цель нашей экспериментальной работы заключалась в создании условий для развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста за счет включения детей в экспериментальную деятельность.

Мы провели диагностику уровня развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования.

Проведя диагностику, мы выяснили, что у мальчиков в исследуемой группе старших дошкольников объектов для экспериментирования наблюдается больше. В среднем у мальчиков 4 объекта, у девочек – 3 объекта для экспериментирования привлекают внимание. При этом, девочки склонны увлекаться детскими весами, коллекциями шишек и меха, микроскопами, коллекциями пуговиц и открыток, коллекциями фантиков, магнитиками и секундомером. У мальчиков наблюдаются иные объекты для экспериментирования: коллекции камней и марок, лупы, компасы, коллекции монет и образцов коры деревьев, магнитные удочки и коллекции минералов. При этом эмоциональное отношение к процессу экспериментирования в основном устойчиво положительное. Отрицательное отношение к экспериментированию не наблюдается вообще. Большинство детей самостоятельно ищут варианты решения при осуществлении в процессе экспериментирования перебора разных способов решения для получения результата. Есть и те, кто обращаются за помощью к воспитателям, что тоже хорошо. При разнообразии экспериментальной деятельности практически каждый ребенок выбирает новые объекты или новые способы решения знакомых проблем.

Таким образом, был заложен фундамент для дальнейшей самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности, для самостоятельного экспериментирования детей.

Не столь значимо, какие знания приобрели дошкольники, главное какими умениями они овладели, т.к. от уровня сформированности познавательно-исследовательских умений будет зависеть качество добываемых знаний на данный момент в детском саду, а затем в школе, в ВУЗе, в профессиональной деятельности. Не смотря на все трудности, которые испытывали дети, считаю, что они достигли своего уровня овладения познавательно-исследовательскими умениями.

 

Список литературы

 

1.              Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 121 с.

2.              Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика– Синтез, 2012.

3.              Емельянова, И. Е. Формирование исследовательских дошкольников ребенка [Текст] / И. Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 10. – С. 15-21.

4.              Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. куликовская. – М.: Изд. Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

5.              Миленко, В. Формирование исследовательских дошкольников [Текст]: формы организации познавательной деятельности старших дошкольников / В. Миленко, В. Лепетюха // Дошк. воспитание. – 20151. – № 10. – С. 9-15.

6.              Целищева, И. И. Современные подходы к развитию познавательных способностей дошкольников [Текст] / И. И. Целищева, И. Б. Румянцева // Одаренный ребенок. – 2014. – № 4 (июль-август). – С. 106-114.