Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Дошкольное детство – это время формирования фундамента будущей личности. Именно этот период является первым для познания окружающего мира. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями, которые обеспечивают высокие достижения в дальнейшем в любой деятельности. Формирование познавательных способностей определяется взаимодействием внешних и внутренних условий.

Познавательные способности дошкольников - активность, которая проявляется в процессе познания, выражается:

·       в заинтересованном принятии информации,

·       в желании уточнить, углубить свои знания,

·       в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,

·       в проявлении элементов творчества,

·       в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Из потребности в новых впечатлениях рождаются познавательные  способности.  У  дошкольника формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового, в процессе развития ориентировочно-исследовательской   деятельности.

Для развития познавательных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.  Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме. Без  участия  психических  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна,  они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

Для благополучного развития познавательных способностей дошкольников провожу следующую работу:

·       кабинет педагога – психолога оснастила учебными пособиями, тестовыми материалами, наборами для игровой терапии;

·       составила буклеты для родителей и воспитателей: «Развиваем мышление», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем речь», «Развиваем воображение», «Развиваем восприятие»;

·       подготовила консультации для родителей и педагогов ДОУ по теме «Познавательное развитие дошкольников»;

·       систематизировала в картотеке материалы по данной теме;

·       разработала серию занятий по познавательному развитию дошкольников;

·       создала банк презентаций по познавательному развитию дошкольников;

·       подготовила    интерактивные    игры,     направленные    на    развитие    познавательных    способностей дошкольников.

Жизнь ребенка пронизана игрой, именно через нее он открывает мир для себя и себя миру. Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов. На развитие познавательных, или интеллектуальных способностей влияет восприятие, память и внимание. Формирование познавательных процессов дошкольников необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и развития.

В работе активно применяю информационно коммуникационные технологии. С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются  в  образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.

Специально для таких занятий разработала развивающие интерактивные игры – презентации: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Круглый год». Они помогают в игровой форме преподнести необходимый материал для ребенка, развивая все психические процессы.

Для успешного развития познавательных способностей вкладываю в мультимедийные игры такие задания, которые дают  возможность детям самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.





В данной игре ребенку предстоит помочь зверям разойтись по домам так, чтобы дикие животные жили в лесу, а домашние - рядом с людьми, дома или на ферме. Необходимо определить, к какому типу относится то или иное животное, и с помощью мышки показать диких, домашних, северных и животных жарких стран.


Детям предлагается отгадать загадки, связанные с временами года, после чего открываются картинки, по которым необходимо составить рассказ про лето, осень, зиму и весну.

Данные игры (презентации) можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, посвященной изучению или закреплению полученных на занятии знаний. Также можно успешно применять их и на интегрированных занятиях по развитию речи для составления рассказов по картинке, придумыванию загадок, экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста, как часть занятия по рисованию, аппликации. Игра может проводиться как с группой, подгруппой воспитанников, так и индивидуально.

Такие игры дают возможность почувствовать себя равноправным членом коллектива, дети приобретают уверенность в собственных силах, удовлетворяют познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире, обогащает опыт, стимулирует познавательные интересы.

В результате применения икт:

·       активизируются психические и волевые процессы,

·       развиваются умственные процессы,

·       формируются эмоциональные черты личности.

Важно помнить, что познавательные способности есть у каждого человека и их необходимо развить, постоянно тренировать свой мозг. Главное – не стоять на месте и постоянно развиваться.

Таким образом, развитие познавательных способностей будет протекать эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу на доступном и понятном материале с применением инновационных технологий, одной из которых является ИКТ. Это подтверждают разработанные мною представленные игры.



Список литературы

1.     Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010

2.     Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.

3. ФГОС ДО от 17.10.2013г.