Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие — психологический, а третьи — тот и другой одновременно.

Существует много определений психических состояний, но наиболее устоявшимся является определение Н.Д. Левитова : «Психическое состояние –это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [3,4].

Психические состояния различают по критериям: а) по преобладанию психических процессов: гностические, эмоциональные, волевые; б) по видам деятельности учащихся: трудовые, учебные и спортивные; в) по влиянию на деятельность и поведение: оптимальные, стрессовые, депрессивные, внушенные [5].

Целью нашего исследования является психологическая характеристика динамики психических состояний старших школьников в процессе учебной деятельности.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методы и методики:

1.     Опросник «Актуальное состояние» (АС) [6];

2.     Опросник «Определение личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [2];

3.     Метод математической обработки данных критерий согласия (Хи-квадрат) Пирсона [1].

В эмпирическом исследовании, целью которого было изучение характера психических состояний старших школьников в процессе учебной деятельности, принимали участие 34 человека – учащиеся 10-х классов в возрасте 15-17 лет.

Данный возраст выбран неслучайно, т.к. именно этот возраст считается периодом внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и проявляется в частой смене настроений, эмоциональной нестабильности. Старший школьный возраст характеризуется социальным и личностным самоопределением.

В ходе проведения эмпирического исследования и дальнейшей обработки данных, нами были сделаны следующие выводы:

1)     В начале третьей четверти у учащихся наблюдается повышенная работоспособность, благоприятное физическое самочувствие, хорошее эмоциональное саморегулирование, уверенность в благоприятном развитии ситуации, низкий уровень ситуативной тревожности, который проявляется в спокойном и ровном поведении.

2)    К середине третьей четверти повышается уровень ситуативной тревожности, увеличивается количество учащихся испытывающих тревогу, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, наблюдается снижение работоспособности, утомление и нервозность, стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.

3)    К концу третьей четверти из-за нарастания эмоционального напряжения, связанного с выставлением четвертных оценок, уменьшается количество старших школьников испытывающих благоприятное физическое самочувствие, ощущение телесного комфорта, уверенных в благоприятном развитии ситуации и в собственных силах, и наоборот, увеличивается количество учащихся, для которых характерно утомление, инертность, заторможенность, сниженная работоспособность, переживание беспокойства, тревоги, неуверенность в своих силах, неуравновешенное поведение, эмоциональное возбуждение.

4)     Перед пробным срезом ЕНТ в связи с повышенной стрессовой ситуацией у старших школьников наблюдается выраженное стремление преодолеть трудности, приложение максимальных усилий для изменения ситуации в желаемую сторону, повышенная работоспособность, нервозность, неуравновешенное поведение, неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.

5)    После пробного среза ЕНТ для учащихся характерно утомление, заторможенность, ощущение вялости, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, отсутствие готовности действовать, безынициативное отношение к текущей ситуации.

6)     С помощью математического критерия распределений х2 Пирсона мы выявили, что распределение эмпирических частот по шкалам опросника «Актуальное состояние» отличается от равномерного распределения. Это позволяет сделать вывод о том, что в выбранную нами неделю, во время которой был проведен пробный срез ЕНТ для десятиклассников, наблюдается динамика проявления психических состояний, то есть распределение эмпирических частот по шкалам опросника «Актуальное состояние» отличаются от равномерного распределения и между собой в различные периоды времени.

Таким образом, мы пришли к тому, что в течение четверти прослеживается динамика психических состояний, проявление и характер которых зависит от периода времени четверти (начало, середина или конец), и обусловленных этим периодом школьных событий, происходящих в жизни старшего школьника.

На основании полученных результатов эмпирического исследования можно порекомендовать практическому психологу, учителям – предметникам, а также студентам, обучающимся на педагогических специальностях следующее:

-   создавать благоприятный психологический климат на уроке - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, комментарий к небольшим стихотворениям, музыкальных минуток и т.п.;

-   задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое, для того, чтобы у ученика был выбор, учитывать плотность урока (норма - не менее 60% и не более 75-80%) – уменьшится стресс ограниченного времени;

-   учитывать поведенческие типы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие), и другие психологические аспекты, приемы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке – улучшится понимание учителя большим количеством учеников, так как все дети разные;

-    организовывать урок с учетом разнообразия видов учебной деятельности и соблюдением временного промежутка каждого вида - уменьшится физическая, психологическая усталость;

-    постоянное самостоятельное изучение вопросов возрастной психологии, физиологии, охраны здоровья школьников – повышение профессиональной квалификации педагога, саморазвитие.

 

Список литературы

1.     Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. — 10-е издание, стереотипное. — Москва: Высшая школа, 2004. — 479 с.

2.     Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

3.     Куликов Л.В. Психические состояния: Хрестоматия – СПб. : Питер, 2001. - 506 с.

4.     Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

5.     Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.

6.     Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 249 с.