Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЗИТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Стремительные перемены в социуме диктуют необходимость инноваций в образовании, наличия ресурса подвижности и гибкости в изменении пространства образовательного учреждения, и требуют от социализирующих взрослых новых подходов, программ, технологий развития позитивной идентичности как фактора успешной социализации подростка.

На первый план выходят психологические исследования идентичности подросткового возраста, поскольку этот период характеризуется поиском своего места в мире, в обществе, в системе социальных ролей, активным самоопределением, расширением осознания своих особенностей, способностей, потребностей, соответствия ожиданиям и требованиям социума.

В отечественной науке обширно представлены исследования отдельных видов идентичности. Так активно изучают личностную, социальную, этническую (национальную), культурную, социокультурную, религиозную, гражданскую, гендерную, полоролевую, возрастную, профессиональную и т.д.

Понятие позитивная идентичность в отечественной психологии встречается в работах исследующих этническую идентичность. Актуальность формирования именно позитивной этнической идентичности обозначена в трудах авторов Ю.А. Идрисовой, С.А. Кадыковой, Н.М. Лебедевой, А.В. Тарасовой, Г.У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, И.Ш. Уруджевой, В.Ю. Хотинец, Е.А. Эм и т.д.).

К примеру, Эм Е.А. исследовала механизмы позволяющие сохранить «уникальность и неповторимость этнического сознания как права воспринимать мир по-своему» и позитивную групповую этническую идентичность [14, с. 231].

Мы в своем исследовании поставили задачу изучить именно позитивную идентичность подростка, и определить, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль.

Отечественные исследователи становления идентичности Андреева Г.М., Дубовская Е.М., Ефимова О.И., Кондратьев М.Ю., Ильин В.А., Урбанович З.Ф., Шнейдер Л. Б., Хрусталева В.В., Живаева Ю. В., Пантин В.И., Семененко И.С., Савина О.О. выделяют значимость вектора развития позитивной идентичности человека. В работах этих авторов можно найти определенные ракурсы рассмотрения этого феномена с позиций различных подходов, методов исследования и акцентов возможностей достижения позитивной идентичности, позволяющих проанализировать и применить их результаты для нашей работы.

Все эти исследования своеобразная стартовая площадка для прокладывания и усиления вектора позитивной идентичности подростка для социализирующих взрослых.

Авторы азбуки социального психолога, Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. подчеркивают тот факт, что идентичность «оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни» [4, с. 146].

По мнению Битяновой М.Р. «идентичность представляет собой механизм (или личностное образование) адаптивного назначения, она задействуется в различных социальных ситуациях для выработки человеком адекватного поведения» [2, с. 423].

Что же включает в себя позитивная Я-идентичность подростка сформировав которую человек сможет успешно реализовывать себя, применяя адекватное поведение, в различных социальных ситуациях, качественно выполняя функции взрослого?

Чтобы лучше определиться с понятием позитивной идентичности и критериями ее достижения мы обратились к психологическим словарям. В основном там оказались отражены понятия «идентичности», «идентификации». Одним из первых отечественных словарей, который содержит помимо термина «идентичность» - определения - «идентичность негативная», «идентичность позитивная» оказался словарь терминов монографии С.А. Кравченко.

«Идентичность позитивная - identity, positive – Идентичность, основанная на тех отличиях одной группы от другой, которые трактуются субъектом сравнения как положительные, благоприятные и имеют для него социальную значимость. Позитивной идентичностью обладает личность, которая активно строит свое окружение» [5, с. 290].

Соответственно данному определению для достижения позитивной идентичности подростку важно наличие значимой, референтной группы, а также необходима его собственная активность в построении своего личного пространства.

Впервые дихотомию «позитивная – негативная» к понятию «идентичности» ввел Эрик Эриксон. Изучая биографии главных героев своих работ, консультируя клиентов, ученый заметил парадоксальный феномен «человек может стать тем, кем он менее всего мог бы быть». Э. Эриксон выделил восемь стадий развития идентичности и определил идентичность как показатель зрелой личности. Различение идентичности на негативную и позитивную в его трудах связано с тем, что становление идентичности, как считал автор не всегда сопровождается приобретением индивидом позитивных образов о самом себе. На его взгляд идентичность представляет собой, иерархию позитивных и негативных элементов. Негативные элементы появляются потому, что на протяжении всего детства окружающие указывают и на идеальные ценности, и на отрицательные прототипы, заботливо предостерегая ребенка от того, чтобы он не стал тем-то или кем-то, чтобы он научился опасаться того, чего следует избегать.

Поэтому идентичность подростка часто находится в состоянии конфликта с прошлым, которое надо изжить, и с будущим, которое надо предотвратить.

Переживая эту постоянную ситуацию внутреннего и внешнего конфликта человек, может и не отказаться от личной идентичности, но выбрать ее негативную составляющую - основанную на всех тех идентификациях и ролях, которые на критических стадиях развития представлялись ему наиболее нежелательными или опасными и одновременно наиболее реальными, поскольку их жизненные примеры были близки и понятны. Например, выбор алкоголизма, если в семье был родственник, зависимый от алкоголя.

По Эриксону, оптимальное чувство идентичности переживается как чувство психосоциального благополучия. Его наиболее очевидным спутником является ощущение "себя в своей тарелке" и внутренняя уверенность в признании со стороны авторитетов [15, с. 174].

В случае, если появляется чувство «неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет» - это как сигнал опасности, которая, по мнению Эриксона «может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему» [15, с. 135].

Эриксон считает особенно важным умением педагога «поддерживать в каждом ребенке чувство компетентности», именно в этом видит наилучшую возможность предотвращения определенной спутанности идентичности, уходящей своими корнями в неспособность или в действительное отсутствие возможности учиться [15, с. 136].

Установки, которые транслирует ребенку окружение играют важную роль в формировании идентичности. Социализирующим взрослым необходимо поддерживать компетентность подростка и помогать созданию позитивных образов о самом себе.

Авторы Пантин В.И. и Семененко И.С. исследовавшие проблемы идентичности в условиях российской модернизации считают, что следует различать позитивную и негативную идентичность или, соответственно, позитивную и негативную идентификацию. По их мнению, позитивная идентичность предполагает  отождествление  индивидом  себя  с  какой-либо  группой  или  общностью  на  основе приписываемых ей определенных позитивных качеств и характеристик - таких, как успех, статус, функция, достоинство. «В основе позитивной идентичности лежит ощущение гордости и самоуважения от причастности к группе или общности, с которой ассоциирует себя индивид» [8].

Исследователи подросткового этапа развития идентичности Дубовская Е.М. и Ефимова О.И. замечают, что «с одной стороны идентичность является источником развития социализации в плане выбора поведения, с другой в процессе социализации формируется позитивная или негативная идентичность и может выступать в качестве ее продукта» [7, с. 237].

Идентичность рассматривается как продукт социализации. От полюса сформировавшейся в подростковом возрасте идентичности зависит выбор стратегии поведения человека.

Живаева Ю. В. определила критерии положительной и отрицательной модальности идентичности.

Положительная модальность идентичности по критерию «образ Я» включает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Сохранение ощущения собственной непрерывности и целостности, самоотождествление.

Критерий «образ мира» в положительной модальности – это восприятие жизненного мира как стабильного, надежного, справедливого, сбалансированного, а «образ жизни» при этом дает возможность человеку на переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям [3].

Л.Б. Шнейдер, В.В. Хрусталева авторы и разработчики ассоциативных методик исследования идентичности, определяют достигнутую позитивную идентичность, как статус идентичности, которым может обладать человек,  «сформировавший определенную совокупность личностно-значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления» [13, с. 88-89]. Координация механизмов идентификации и обособления способствует установлению положительных взаимоотношений с людьми, развивая социально значимые качества и дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства, развивая ответственность и самостоятельность.

Л.Б. Шнейдер и В.В. Хрусталева обозначили критерии позитивной достигнутой идентичности, среди них: «представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при высокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному представлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; ориентация на других и их значимость» [13, с. 89]. Предложенные критерии демонстрируют необходимость наличия и удержания баланса ориентации на себя и на других как значимого свойства позитивной идентичности.

Савина О.О. изучая становление идентичности в подростковом и юношеском возрасте выделяет следующие показатели, указывающие на сформированную идентичность: «самоценность и самоуважение, в определенной мере независимость от оценок окружающих людей; готовность и умение сделать выбор из возможных альтернатив; осознанная позиция в значимых сферах социальных практик, особенно в профессиональной и семейной, сознательное принятие обязательств в этих сферах; построение будущих перспектив» [9, с. 9]. Через наращивание осознанности самоценности и ролевых позиций, готовности и умения делать выбор, брать ответственность на себя - подросток с позитивной идентичностью прокладывает вектор к построению будущих перспектив.

Отечественный психолог З.Ф. Урбанович в своих исследованиях приходит к выводу о том, что «человек стремится к достижению и сохранению позитивной идентичности» [6, с.268].

Понятие идентичности автор описывает через самоопределение человека, охватывающее те или иные стороны его многогранной личности. «Позитивная идентичность – самоопределение, способствующее самопринятию и  восприятию окружающего мира как стабильного, надежного, справедливого, сбалансированного» [6, с.268].

Для нашего исследования исходным продуктом, которого должна стать программа развития позитивной идентичности подростков как фактора социализации стало важным теоретическое осмысление позитивной идентичности выделение критериев определения изучаемого феномена и факторов, способствующих его формированию.

Подводя итог теоретического осмысления изученных материалов, обобщим идеи различных исследований, чтобы предзадать направление в разработке программы. Инициируя процесс конструирования позитивной Я-идентичности подростка важно уделить особое внимание формированию в социально-полезной деятельности целей, мотивов и смысложизненных установок личности, позитивного самоотношения, стабильной связи с социумом через установление положительных взаимоотношений с людьми позволяющих сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства, развивая ответственность, самостоятельность, готовность и умение сделать выбор из возможных альтернатив, важность построения будущих перспектив, необходимость наличия и удержания баланса ориентации на себя и на других.

Новизна нашей работы определяется тем, что основной задачей является исследование формирования позитивной идентичности подростка, а в качестве объекта изучения избраны разные образовательные среды - в пилотажном исследовании – это среды гимназии и колледжа.

Были подобраны методики, в которых определяется наличие типа или статуса позитивной идентичности подростка: методики, разработанные Л.Б. Шнейдер - МИЛИ для выявления типа личностной идентичности, МИГИ методика изучения гендерной идентичности, МИПИ выявляет тип профессиональной идентичности [12]; методика изучения статуса профессиональной идентичности А.А. Азбель [1]; методика изучения межличностной идентичности, позволяющая выявить операциональные признаки компонентов межличностной идентичности, в группе обучающихся из сборника Сидоренкова А. В. [10, с. 133-144].

Всего в исследовании приняло участие 102 человека среди них студенты колледжа первого курса и обучающиеся гимназии 10-х классов в возрасте от 16 до 17 лет.

По результатам проведения исследования можно отметить, что среди гимназистов, чуть больше подростков, которые имеют тип достигнутой личностной идентичности. Возможно, что общее благополучие характерное для ребят гимназии – успешность в изучении программных дисциплин, победы в олимпиадах и конкурсах, более благоприятная атмосфера в семьях, наличие принимающего и поддерживающего коллектива, стало залогом формирования позитивной идентичности у большего количества подростков. Студенты колледжа первого года обучения: вынужденное прохождение программ за 10-11 класс в более интенсивном режиме, чем в обычной школе, коллектив на стадии начала формирования, семьи в основном неполные, социально малообеспеченные, дети-сироты.

При работе в программе СПСС с применением линейной двусторонней корреляции Пирсона было получено 23 взаимосвязи при обработке всего объема диагностического материала, который сравнивался попарно. Среди них четыре корреляционные взаимосвязи на 5% уровне значимости и 19 корреляций на 1% уровне значимости. Наиболее показательными для дальнейшего построения программы развития позитивной идентичности стали ниже следующие. Прямая (положительная) взаимосвязь между показателями личностной и профессиональной идентичности старшего подростка r = 0,285 (при p<0,01). Таким образом, результаты показывают, что чем выше у подростка личностная идентичность, тем выше значения профессиональной идентичности. А те из обучающихся, которые имеют более низкую профессиональную идентичность в данном возрастном периоде, будут иметь более низкий уровень личностной идентичности. Соответственно работая на занятиях над самоопределением и профессиональным выбором, включая подростков в общественно-полезную деятельность, позволяющую пройти профессиональные пробы, мы получаем развитие не только профессиональной идентичности, но и увеличиваем показатели личностной идентичности.

Обратная (отрицательная) корреляция между показателем профессиональной идентичности и значениями межличностной поведенческой идентичности в подгруппе, где идет тесное межличностное общение r = - 0,256 (при p<0,05).

Таким образом, результаты показывают, что чем выше у обучающегося значение профессиональной идентичности, тем ниже значения межличностной поведенческой идентичности в подгруппе, где идет тесное межличностное общение. Чем выше профессиональная идентичность у подростков, тем чаще они в своем поведении не обращают внимания на ожидания другого/других, не стремятся согласовывать свои действия и поступки с его/их мнениями, действиями и поступками. А те подростки, у которых низкие результаты профессиональной идентичности, будут чаще обращать внимание на ожидания другого/других, стремиться согласовывать свои действия и поступки с его/их мнениями, действиями и поступками. Высокая профессиональная   идентичность,   возможно,   свидетельствует   о   большей   индивидуальности   и самостоятельности подростка, а низкая профессиональная идентичность свидетельствует о большей комформности и ориентации в поведении на других с кем у подростка выстроены тесные взаимоотношения. На наш взгляд эти данные свидетельствуют о высокой интенсивности процессов социализации- индивидуализации в данный возрастной период и о необходимости помнить важность баланса ориентации на себя и на других.

Данное исследование было проведено на выборке одного возраста, для следующего этапа изучения позитивной идентичности взяты подростки разных возрастных групп, социализирующиеся в различных школьных средах.

Несмотря на значительное количество исследований по проблемам идентичности, на наш взгляд, теоретическое осмысление осуществления развития позитивной идентичности как фактора социализации подростков в отечественной психологии представлено недостаточно. И научные работы, и реальная практика учитывают далеко не все значимые аспекты актуальности развития именно позитивной идентичности подростка. Отсутствуют работы, касающиеся поиска форм и методов, организации развития позитивной идентичности подростков. Специфика которой заключается в направленности на определенную возрастную группу – подростки, в условиях интегрированного обучения всего контингента обучающихся, требующую поддержки, помощи и профессионального вмешательства в конкретной социальной ситуации непрерывной трансформации общества, кризиса подросткового возраста, наложенного на процесс становления идентичности и совпадающего с процессом социализации.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук / Азбель А. А. - М., 2004. - 25 с.

2.        Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / М.Р.Битянова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

3.        Живаева Ю. В. Социокультурная идентичность как фактор устойчивости жизненного мира человека: Дис. канд. психол. наук / Ю. В. Живаева. - Красноярск, 2014. - 213 с.

4.        Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога практика. – М: ПЕР СЭ, 2007.- 464 с.

5.        Кравченко С.А. Социалогический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов: монография / С.А. Кравченко – М. : Моск. Гос. Ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра социологии. – 2010. – 397 с.

6.        Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (Справочник практического психолога). – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

7.        Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. – 295 с.

8.        Пантин В.И., Семененко И.С. Проблемы идентичности и российская модернизация / В.И. Пантин, И.С. Семененко // Поиск национально-цивилизованной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании (отв.ред. Лапкин В.В., Пантин В.И.), М., ИМЭМО РАН, 2004. - http://spkurdyumov.narod.ru/pantin.htm

9.        Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук / О.О. Савина. – М. – 2003. – 179 с.

10.     Сидоренков А. В. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. – 244 с.

11.     Хрусталева    В.В.     Структурно-содержательные характеристики и проявления     социальной идентичности старших подростков в условиях профильного обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Хрусталева. – Москва, 2016. – 22 с.

12.     Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.

13.     Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. - 2014. - №3. – С. 83-96.

14.     Эм Е.А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности / Е.А. Эм // Сибирскийпедагогическийжурнал, 2010. - №5.- С. 225-231.

15.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта:2006. - 352 с.