Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПТИМИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЗГА АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (HEURISTIC & CREATIVE)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

1.     Введение

Творческая судьба многих обрывается, практически не начавшись, лишь только люди выходят из-под влияния деятельного руководителя.

Задача - помочь человеку не потерять себя в повседневных заботах очень важна, а, может быть, даже приобретает сегодня особую актуальность.

Мозг человека недогружен, поэтому люди с таким упоением решают кроссворды, подключаются к Интернет-содружествам и пр.. Их привлекает доступность задач и правил. Но безрезультатность такого времяпровождения не может не удручать. В то же время, творческая деятельность требует напряжений ума, что тем более непросто, поскольку «езда в незнаемое» всегда осуществляется «по бездорожью».

Предлагаемая методика базируется на актививизации того полушария, которое приучено к пассивному следованию за доминирующим.

Эта методика разрабатывалась на протяжении более чем полувека, а зародилась в процессе исследований природы композиционной соразмерности произведений искусства.

Суть методики состоит в том, чтобы предоставить человеку шанс начать самостоятельную интересную жизнь.

Методика основывается на реабилитации «ведомого» полушария мозга (без угнетения доминанты). В результате человек становится и одарённее, и умнее, а вдобавок еще и привлекательнее4.

Ключевые слова: левополушарный, правополушарный, доминантность, логический, интуитивный, интеллект, Heuristic, Creative, тестирование, мозг

2.     «Противопоказания»

Больше всего настораживало то, что множество известных попыток усовершенствования человека имели нехорошие последствия. Достаточно упомянуть «эксперимент» в школе Оуэна5, где лучшие педагоги Европы «исправляли» маленьких левшей. И там, среди подвергшихся коррекции детей, имел место всплеск психических и умственных сбоев. А не окажет ли моя авторская методика такого же влияния?

Среди учащихся, с большей или меньшей активностью участвовавших в апробации методики, встречалось немало лиц с психическими аномалиями. Однако негативных последствий отмечено не было.

Собственно методики я не проповедывал, студенты имели возможность игнорировать мои рекомендации. При этом результаты оценивались не по тому, насколько ученики следовали моим указаниям, а по тому, насколько продуктивно ими решались поставленные задачи. Естественно, результаты малоодаренных студентов были ничтожны (либо они вообще отсутствовали). Среди них были и такие, кто просто не имели навыков к обучению (т.к. они привыкли к тому, что родители заплатят, кому надо), но и такие, кто возводил свою неспособность в предмет собственной гордости, полагая ее свойством гениальности. Если малоспособного иногда удается заинтересовать, и он начинает включаться в работу, то зазнайке помочь невозможно. Критика воспринимается им, как проявление зависти и тупости оппонента. Так что противопоказанием обучению творчеству оказывается самодовольство.

Лучше осваивают материал те, кто засомневался в своих способностях и уже обнаружил в себе что-то такое, чем не стоит гордиться. В итоге они демонстрируют прогресс и в качестве, и в темпе исполнения творческих работ. По сути, под одаренностью подразумевается способность и размышлять, и чувствовать. Те, кто одарен только даром последовательного логического мышления, думает медленно, но допускает меньше ошибок; тогда как тот, кто склонен догадываться и предчувствовать, находит решение быстрее, но чаще ошибается (причем свои ошибки не признает с упорством).

Как мы оцениваем человеческий ум? Чаще - на основе первого же впечатления. Ну, а если оценивать самого себя? Тут существенно, кто, отвечая на этот вопрос, обратил его на других¸ а кто оглянулся на себя?

 

 2   Последнее утверждение кажется сомнительным. Но кто нам отвратителен? Наглые эгоисты, убежденные в своей гениальности, красоте и праве на все лучшее. Предпосылки для этого есть почти в каждом. Бороться с ними сложно. Данная методика отвлекает разум на более актуальные проблемы. В итоге дрянные свойства «рассасываются», и человек оказывается более красивым.

3   Роберт Оуэн (1771 – 1858) – социалист утопист, промышленник-реформатор, потративший свой капитал на улучшение быта, условий труда и просвещение тех, кто был занят на его производстве


Думающий сразу о себе - эгоцентричен, но, зато, он уже испытал досаду относительно своих талантов. Если же, отвечая на этот вопрос, он не подумал о себе, значит сомнения в собственной одаренности, ему в голову пока не приходило.

Поскольку решение любого вопроса охватывает не только обдумывание задачи и выбор последовательность ее решения, но также конструкцию или структуру устройства для осуществления заданной функции, то сказанное выше относится и к изобразительным формам, и к текстам, и к техническому проектированию, и к самым разнообразным научным поискам.

3.     О роли визуального канала

Так случилось, что зрение стало тем каналом восприятия, который в процессе эволюции занял роль самого важного источника информации.

В силу оптического эффекта, связанного с опрокидыванием картины на сетчатке глаз, и структура всего мозга в целом оказалась инверсированной по отношению к телу. Правые рука и нога отображаются в левом полушарии, а левые - в правом.

Феномен праворукости объясняется многими причинами. Из них наиболее интересным представляется влияние кориолисова ускорения, возникающего от вращения Земли. Поскольку движение крови от сердца осуществляется по двум контурам: верхнему, обеспечивающему работу мозга, и нижнему питающему большую часть всех остальных органов, у младенца, лежащего в горизонтальном положении, кровь в этих потоках вращается в противоположные стороны. По этой причине количество левшей в северном полушарии не так велико и составляет по разным источникам не более 17 %. Цифру эту оспаривают, исходя из не вполне отчетливой границы между правшами и левшами6.

Эта инверсия мозга  относительно всего тела играет в ходе всей истории эволюции человека весьма существенную роль. Дело не только в том, что правая рука (у правшей) по количеству тактильных нейронов почти в полтора раза преобладает над левой, благодаря чему тонкая моторика концентрируется в левом полушарии, но также и в том, что там же в основном сосредоточена вторая сигнальная система. В результате имеет место левосторонняя гипертрофия полушарий. У склонных к эвристическому мышлению, она настолько очевидна, что приводит к асимметрии черепа, а, следовательно, и к заметной асимметрии лица.

Так или иначе, но поскольку изображение на сетчатке инверсировано, все, что лежит справа, оказывается на левой части сетчатки, а расположенное слева – с правой стороны глазного дна. Оба нервных ствола от правого и левого глаз смыкаются в области хиазмы, причем оттуда разделяются так, что сигналы с левых полусфер (обоих глаз) идут в левое полушарие мозга, а с правых - в правое (ил. 2.1). Именно этим предопределилась инверсия всех наших двигательных органов.

  

4 В одной из воинских частей, где мне пришлось служить, врачи еще помнили солдата, у которого даже сердце располагалось справа.






1. Эвристика и креатив

Различие между этими понятиями фундаментально важно.

Под эвристикой7 будем понимать всякого рода изобретательство, все то, что связано с поиском оптимального решения утилитарной проблемы, а под креатурой8 – сотворение нового. Последнее несет в себе отчасти печать религиозно-мистического характера и чаще применяется в искусстве, там, где речь идет о поиске новых эстетических идей и форм, а также об открытиях высокой науки.

Наши предки не делали различий между изобретением и открытием (как не разделяли они искусства и науки), с одинаково благодарным изумлением воспринимая и описание научным законом чего-то извечного, но не получившего доселе адекватной оценки, как создание нового, прежде невиданного.

Согласно высказанной десятилетие назад гипотезе исходным условием эвристических процессов является левополушарная доминантность, тогда как креативность, то есть поиск решения путем интуитивной догадки, инициируется правым полушарием [1]. Хотя, конечно, оба полушария не действуют изолированно.

Креативный подход ярко проявляется в том, как мы распределяем свои обобщающие интуитивные оценки: нравится – не нравится, хорошо – дурно и т.д.. Эти предпочтения возникают спонтанно и мгновенно. Существует мнение, что женщине достаточно четырех секунд, что бы определиться в отношении «приемлемости» (для нее лично) существа противоположного пола. Мужчине для этого требуется гораздо больше времени и усилий. В этом смысле считалось, что женщину  отличает быстрота спасительной реакции. То есть, женщин  бережет мгновенная реакция на внезапную опасность, тогда как для мужчин более типично стойкое упрямство (хотя сегодня упрямство перестало быть чисто мужским качеством). Постепенно «точка равновесия» сместилась еще дальше9.

  

2 от «Ηευρē-κa» (греч.) - нашел

3 От «Creare» (лат.) – создавать, творить


Интуиции свойственна быстрота: чтобы проникнуться догадкой, иногда достаточно секунд. На осмысление ситуации и логическое решение задачи требуются часы раздумий, а иногда и годы трудов.

Хотя каждому человеку свойственна определенная доминантность, это не значит, что в творческом процессе более приемлем только один из этих способов. И эвристические и креативные пути могут быть в одинаковой мере успешными. Другое дело, что мы не умеем продуктивно использовать их, Но зависит это как от природных, так и от приобретенных способностей (хотя, лучше бы нам обладать меньшей асимметрией).

4. Выявление доминантности

Понять самого себя – важно; однако, преподавателю разобраться в том, кем являются в смысле доминантности его ученики, может быть, еще важнее, поскольку временина обучение творческой дисциплине бывает отпущено, согласно учебной сетке, крайне мало. Это в прежние времена мастер почти не занимался отданными ему мальчишками,  которые  исполняли в его доме роль  даже не подмастерьев,  а так – мелкой прислуги. Некоторые из них проявляли талант и постепенно расширяли сферу применения (в какой-то момент это начинало  раздражать мастера,  воспринимаясь им  как недопустимое своеволие). Но  в наше  время темп обучения таков, что студент обязан освоить программу за один-два семестра. Для этого необходимо найти к каждому подход; иначе обучение сведется к «натаскиванию», ничего общего с раскрытием дара, заложенного в молодом человеке, не имеющем (тем паче, что телесные наказания, игравшие прежде важную роль обучающего стимула, ныне упразднены).

Именно этой задаче подчинена авторская методика тестирования, с помощью которой удается в считанные минуты распознать доминантность человека.

Вообще говоря, сегодня на эту тему сказано так много, что а пересказе не только утрачивается, но даже извращается всякий смысл. Так, например, неоднократно приходилось слышать, что если человек скрещивает руки на груди так, что сверху оказывается правая, значит он - правополушарный. Это, мягко говоря, не так. Во- первых, непонятно, что значит сверху? Что имеется в виду, положение ладони, или предплечья? Кстати с казать, бывает, что скрещивание рук и ног (в положении лежа) противоречат друг другу. Гораздо более показательно то, как мы смыкаем ладони, складывая пальцы (ил. 5.1).

Тут с большой вероятностью можно судить о том, что если сверху оказывается большой палец левой руки, то мы имеем дело с левополушарной доминантностью. Однако, с не меньшей вероятностью можно предположить, что перед нами - левша.


Гораздо вернее человек проявляется свою индивидуальность в том, как выполняет тестирование.

 

 

 

Инструкция по тестированию

 

 9 Это не могло не коснуться интимной сферы, которая совсем недавно казалась вслух необсуждаемой.


Процесс выполнения теста – не сложен. Для его осуществления используются квадратные бумажные листочки размером около 1 дцм2.

1)    Испытуемый кладет один чистый листочек перед собой таким образом, чтобы он четко выделялся на фоне (так что не следует класть его на белую бумагу);

Примечание 1: во избежание появления следов от предшествующего теста, или просвечивания предыдущего результата сквозь новый (чистый) листок, не следует класть тестовые листочки один на другой; не используемые листочки надлежит держать в стороне.

2)    Каждый испытуемый на глаз находит в листочке центр и ставит в этом месте точку. Если, после того, как точка поставлена, испытуемому кажется, что он промахнулся, у него есть право расширить точку в нужную сторону (сделав ее пятнышком);

3)   после того, как точка обозначена, испытуемый пишет там свою фамилию.

Примечание 2: Фамилия испытуемого проставляется лишь  после того, как помечен центр: любое пятно в

«кадре» меняет представление о его визуальном пространстве. Когда фамилия уже поставлена поправлять точку нельзя.

4)     используемый листок откладывается в сторону, на его место кладется очередной чистый. Далее процедура повторяется.

5)     по окончанию трех опытов испытуемый (с целью обнаружения истинного геометрического центра) складывает листочки в двух направлениях ровно пополам.

В большинстве случаев достаточно трех попыток. В случае не вполне отчетливого, или сомнительного разброса точек опыт можно повторить.

Если все точки «визуального центра» располагаются левее середины, испытуемый является представителем левополушарной доминанты. Если же имеет место аналогичное расположение всех трех точек правее, он - право-полушарен. Результат следует запомнить, чтобы особое внимание уделять в дальнейшем тем упражнениям, которые помогут стимулировать угнетенное (ведомое) полушарие.

Почему человек с ведущим левым полушарием при тестировании ставит точку левее геометрической середины, а правополушарный - наоборот? Утверждение «если точка справа, то испытуемый – правополушарен, а если слева, то – наоборот» кажется слишком уж примитивной, тем более с учетом инверсии картины на сетчатке глаз и в мозгу? Как это понимать?

Глаза принимают участие в формировании образа наблюдаемой картины соответственно величине и «качеству» той части зрительного поля, которую можно считать наиболее важной, то есть более влияющей на структуру воспринимаемого. Общее бинокулярное поле человека охватывает приблизительно 180º. Однако на периферии разрешающая способность глаза не велика, к тому же там не различаются цвета10. Офтальмологи уделяют внимание той части озираемого пространства, которая обеспечивает наибольшую зоркость. Строго говоря, самая зоркая часть ограничивается узеньким пучком лучей (около 1º), совпадающим с участком глазного дна, называемого «желтым пятном», или центральной ямкой, где визуальные рецепторы расположены особенно плотно. Однако наиболее важный оптимум поля зрения - гораздо обширнее и хорошо вписывается в границы того, что совпадает с древней рекомендацией художнику смотреть на объект с дистанции примерно равной утроенной высоте изображаемого тела. Офтальмологи это пространство име-нуют квантитативным полем. Но врачей интересует каждый глаз отдельно, а бинокулярное поле их не заботит, тогда как для нас в повседневной практике решающе важна именно эта суммарная очевидность двуглазого зрения.

Оперируя понятием оптимального поля, мы подразумеваем, что оно складывается из двух квантитативных полей левого и правого глаз. Важность этих взаимнопересекающиеся картины (ил. 5.1) интуитивно сравниваются, дополняя друг друга.

  

10    Однако периферия глаз лучше замечает движение (выявляемое даже в тех случаях, когда подвижный объект - меньше пределов максимального разрешения, присущего «желтому пятну» (центральной ямке); объяснения этому феномен пока что нет).


Очень приблизительно это явление можно сравнить с распределением клавиатуры между правой и левой рукой. Правши чаще нажимают клавиши «средней линии»11 правой рукой, а иногда даже залезают в зону левой руки (левши - наоборот).

Нечто похожее имеет место при интуитивном «взвешивании» картин левого и правого глаз. Но асимметрия визуальных полей не столь велика, вследствие чего композиционное восприятие левшей аналогично тому, как видит праворукое большинство, только оно не столь очевидно и нуждается в более целенаправленном внимании (без чего левши при структурировании композиции обнаруживают бóльшую пассивность). Тем не менее, в связи с развитием второй сигнальной системы более активным оказывается левое полушарие даже у левшей. Хотя приоритеты тут все же выбираются в зависимости от доминантности. Поэтому у левополушарных правая часть видимого изображения несколько преобладает, а потому центр равновесия «выдавливается» левее, а при доминанте правого полушария - наоборот12.

6. Работа над собой

Каковы же упражнения, побуждающие к большей активности ведомое полушарие? Работe над собой целесообразно вести по двум направлениям:

1.   Взращивание осознания смысла того или иного явления с заострением внимания на логике взаимосвязей множественных подробностей.

2. Расширение сферы интуиции и увеличение ее творческой роли.

Стимулирование левого полушария осуществляется через попытки рас-решения проблем и самостоятельную постановку новых задач. Начать эту работу можно с трех простеньких вопросов:

I       Что любезно твоему сердцу?

II      Что тебе, напротив, - отвратительно?

III    Что (из увиденного/услышанного/пережитого) тебя удивило или даже ошеломило?

Если человек ограничивается единичным ответом, это знак того, что «раскрутиться» ему будет непросто. Это уже эмоциональная бедность, либо даже скудоумие. Необходимо изыскать в себе для начала хотя бы по семь разных вариантов ответов. Целесообразно пройтись по всем своим чувствам. Но интереснее выйти за пределы простеньких «гастрономических» ощущений и физиологии. Каждый может назвать какие-то черты характера, вызывающие позитивные-негативные оценки. И даже анализ на уровне «привлекает»-«отталкивает» уже дает повод для размышления. Отсюда недалеко до творческих замыслов. Не исключено, что обсуждение этих первых трех вопросов станет для кого-то поворотной точкой в биографии.

Но проблемы, которые выдвигает жизнь, не ограничиваются триадой «хорошо-плохо-удивительно». Если кому-то в течение жизни не удалось ни о чем задуматься, то усилий извне тут - явно недостаточно. Человечеством накоплен изрядный багаж знаний. Все мысли выражаются словами и математическими знаками. Скудость языка – признак умственной отсталости. Но сегодня люди маловато читают, а в том, что доверяют интернету, многовато убого хамства. Их скоропостижные тексты изобилуют табуированными оборотами, «как бы» демонстрируя свободу мнений. Но, если перевести их на человеческий язык, становится ясно, насколько они пустопорожни. Человек получил в руки возможность поделиться самым задушевным, а сказать-то ему нечего. Но он спешит поведать urbi at orbi о своем присутствии. Практически все нынешние люди оснащены мобильниками и широко ими пользуются, громко заявляя окружающим всяческую ахинею13.

Открытие собственного убожества может стать отправной точкой. И тут необходимо определиться в плане границ личной гениальности: «Неужто может быть, что бы Я(!) чего-то недопонимал?». Тем, кто не знает масштабов своего невежества, стоит попытаться ответить на простенькие вопросы:

·       В чем причина смены времен года?

·       Что больше - ⅔, или ¾ ?

·       Сколько будет, если 7 умножить на 8? (Можно – наоборот)

·       На чьей стороне справедливость в войне спартанцев с афинянами?

Некоторые обижаются, но верно ответить не могут. И нередко умственному росту препятствует уровень амбиций. Сказать молодому человеку, который полагает себя центром мироздания, что он пуст, - дело гиблое. Но

«игра» в вопросы и ответы может оказаться чрезвычайно продуктивной, особенно если предоставить обиженному студенту возможность самому придумать вопрос, адресованный учителю, причем характер вопроса может быть ехидным. Чтобы спровоцировать такие вопросы я сам обозначаю проблему:

·       В каком возрасте человеку пора уходить?

·       Зачем люди мечтают жить долго? Почему люди боятся смерти?

·       Стоит ли человеку знать дату своего ухода?

Последний вопрос вероломен, он позволяет заметить, что древние не были дураками, заявляя - «Memento more». Надо помогать детям выкарабкиваться из круга простеньких утилитарных потребностей. Если же молодой человек не способен придумать из собственной головы ровным счетом ничего, пусть делает выводы сам.

Еще один простенький стимул, обращаемый к тем, кто помалкивает: скажите, о чем вы хотели бы спросить, если бы получили доступ к более высокому интеллекту? Кто это? Ведущий популярного телешоу? Марсианин из летающей тарелки? Суперкомпьютер? Твой ангел-хранитель? Верховный главнокомандующий?

Если человек жалуется: «Меня никто не понимает». Попросите его объяснить, что  же  в нем такого непонятного? Пусть расскажет сам.

Еще один круг вопросов:

·       Что мы достоверно знаем о счастье? А в чем, заблуждаемся? Чего не хватает для счастья лично тебе?

·       Какие потери сделали бы твою жизнь абсолютно неприемлемой?

·       Чтобы жить более продуктивно, что необходимо понять человеку (о себе, о других, еще о чем-то)?

·       Какие свойства определяют человеческое достоинство?

·       Что делает людей привлекательными?

·       В чем суть различий между женским и мужским подходами к жизни? Или никакой разницы нет? (Тут уместно расставить приоритеты.)

Эта  работа особенно полезна  для  правополушарных, но не повредит и левополушарным. Человек, у которого поднакопились какие-то вопросы уже интереснее того, кто все усек из передач основных TV-каналов14.

Для развития правого полушария насущны другие упражнения.

1.     Пандемоторный этюд

2.     Цветовой автопортрет.

Пандемоторный этюд состоит в реализации себя через непроизвольный рисунок. Тут важно избавиться от самоконтроля, «разневолить» руку.

Первые попытки могут сильно разочаровать. В таких случаях полезно написать левой рукой15 простые слова («мама», «папа»). После этого стоит попробовать осуществить пандемоторный этюд вновь.

При их начертании лучше избегать множества линий: предпочтительно наносить рисунок в одно касание.

Если линия рвется, это не беда.

 

13   Большинство телефонных разговоров начинается словом «короче». И это - сравнительно благопристойный вариант, потому что многие в качестве первого слова приветствия употребляют мат. Далее следует масса слов и междометий, информативная суть коих – обратно пропорциональна их количеству. Такие беседы ведутся долго и громко.

14   В советское время родилась шутка о том, что раньше людей в России интересовали вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?», а теперь -«Какой счет?»


Сплошь и рядом одаренность с очевидностью проявляется даже в этих примитивных этюдах. У талантливых людей начинают выходить красивые, раскрывающие индивидуальность «иероглифы» (ил. 6.1). И если кто-то остается не удовлетворен своими попытками, это даже хорошо, потому что дорога к успеху лежит через недовольство (собой), тогда как самодовольство разоружает.

Еще одно задание в русле темы, направленной к активизации правого полушария, называется «цветовой автопортрет». Тут опять не нужно думать. Главное выбрать краски, отвечающие сиюминутному желанию (ил. 6.2) и «шлепнуть» их на фон. Тут не надо сочинять «симфоний», что-то рисовать. Чем проще, тем лучше.

Сегодня во многих домах телевизор и компьютер не выключают никогда (причем телевизор работает, молча, а звук льется из других источников). Если бы людям в античные времена удовольствия были доступны так, как нашим современникам, многих достижений и открытий просто не состоялось бы. Тем, чьи навыки ограничены умением нажимать кнопки гаджетов, нагружать мозги, кажется, нет острой необходимости. Их эмоции порождаются досадой по поводу «лишения удовольствий»16. И растет количество таких, для кого решение проблемы состоит в устранении «виновного». Нынче право-полушарнная тенденция перестала быть привилегией слабого пола. А сам бывший слабый пол не только становится сильнее, но все чаще оказывается носителем левополушарной доминанты.

 

16   Известны случаи самоубийств детей, которых родители отлучали от Интеренета.


В нынешних условиях многим  начинает казаться, что  самой важной проблемой является воспитание уверенности в себе. На этом  фоне растет функциональная неграмотность. Все больший процент людей  не способно пересказать суть прочитанного. Вместо этого делаются попытки простого цитирования, а когда они проваливаются из-за недостатка объема памяти, человек предпочитает отмахнуться.

7. Перспективы дальнейших исследований

Сегодня многие убедились, что хотя TV отчасти расширяет кругозор и увеличивает словарный запас, однако не развивает у человека грамотную речь и способность к структурированию полученную информацию. Под влиянием TV и компьютерных игр у многих возникают трудности с родным языком; время их активного внимания сокрощается, блокируется активная умственная деятельность, частота импульсов мозга меняется в сторону медленных альфа-ритмов. Деградирует способностей к чтению и решению задач, ослабевает внимание, теряется интерес к тщательному исследованию проблем [2].

Можно конечно попробовать законодательным порядком воспретить компьютерные игры, Интернет, TV, и мобильные телефоны. Попытки такого рода кое-где предпринимаются. Однако вряд ли это приведет к желаемому результату. Многие не желают отказываться от достижений технического прогресса, воспринимая их как необходимые условия комфорта. Но остается надежда, что какая-то часть людей проявит готовность биться за сохранение человеческого облика, и за развитие интеллекта. И для них рассматриваемая методика способна оказаться полезной.

Какие проблемы тут еще только ожидают пристального внимания?

Современная наука пока не знает ответа на вопрос: в чем же сущности доминантности? В количественном ли преобладании объемов возбужденных частей мозга, или же в задействованных «площадях» коры/подкорки, или в последовательности инициаций связей, либо в частоте и скважности коммуникативных сигналов, либо же основополагающую роль тут играет сущностная острота «стартовых запросов»? Или важна «топография» цепей возбуждения? Либо все дело в каких-то «векторных» проявлениях?

Существенный интерес представляет и последовательность возрастного развития доминантности. Что в начале, а что потом? Может быть, у кого-то в раннем детстве имеет место чередование доминантности?

И статистика осуществленных тестов  недостаточно всеохватна, так как  проводилась среди студентов творческих факультетов (и отчасти среди музыкантов). Тут необходимы гораздо более репрезентативные



исследования, с включением самых разных социальных прослоек населения, в том числе и уголовных элементов. Интересно было бы понять корреляцию тестов в зависимости от IQ17.

Кроме того существуют и другие способы получения информации о доминантности, в том числе органолептическими способами. Уже опробованы по крайней мере два из них: основанных на анализе асимметрии лица, и на «предтактильном» ощущение «излучения» мозга (последний способ доступен не каждому и потому нуждается в тщательной объективной проверке.)

Возможно, подлежат ревизии и границы бинокулярного оптимума, в том числе опирающихся на сопоставлении как «нормальных», так и аномальных квантитативных, а также и цветных полей зрения.

Большой интерес представляет вопрос о количестве доступных человеку чувств, в том числе подробный разбор того, что по традиции называют тактильным ощущением, включающим в себя различение наощупь мокрого и сухого, холодного, теплого и горячего, гладкого, шершавого, мохнатого и т.д.. Но, по-видимому, подлежит ревизии и круг чувств, формирующихся не столько в мозгу, сколько в мощном нервном сплетении вокруг сердца, там, где у живых существ без головного мозга располагается чувства, связанные с продолжением рода и «географией» ареала обитания.

Отдельно стоит упомянуть о недостаточном исследовании проблем, связанных с различием оценок произведений искусства в копиях и оригинале, в том числе, музыкальных произведений. Ведь до сих пор нет объективных критериев «уровня качества» эмоциональных реакций зрителя, слушателя и т.п., а также искренности таких оценок.

И еще раз вспомним о вестибулярном аппарате: ведь чувство равновесия «участвует» в эстетическом наслаждении лишь постольку, поскольку оно ему не мешает. Но, как только земля начинает уходить из под ног (скажем, при землетрясении), о «восприятии прекрасного» говорить уже не приходится.

В музыке следует учитывать также мешающяя восприятию детонация, то есть «сползание» от верного исполнения при расстроенном инструменте или фальшивом пении.

Есть и другие аспекты человеческой деятельности, в частности (и особенно) в экстремальных условиях, когда, по-видимому, имеет место включение «резервов»  мозга, что приводит к так называемым чудесным спасениям. Нечто отчасти подобное наблюдается и в творчестве больших мастеров, работающих во всех видах и жанрах искусства, в части поисков и счастливых находок выразительных решений. О чем-то похожем можно говорить и применительно к деятельности хороших конструкторов, а также в научных исследованиях «технических» специалистов, хотя и работающих в сферах далеких от искусства, но знакомых с ощущением гармонии, в случаях приближении к истине.

Пестрота затронутых проблем мешает четко расставить приоритеты, хотя очевидно, что выявление и наполнение всех «прорех» и лакун позволило бы оптимизировать методику.

Развитие способностей, помогающих подтянуть «отстающий» фронт к  доминирующему, сблизив потенциалы интеллектуальных и эмоциональных способностей, открывает нам пути к более продуктивной работы в любых областях деятельности. Ибо невозможность почувствовать, что-то осознанное, как и неспособность понять свои ощущения, обесчеловечивает нашу жизнь, обедняя её.

 17   Лично мне достоверно известны примеры, когда невысокий IQ сопровождал многогранно одаренных людей, не обделенных ни умом ни талантом

Список литературы

1.     Черевань Л. - Эвристика и креатив, (неопубликованная работа) - 1999

2.     Dr Stephen Juan – The odd brain. – Rod Clement - 1998

3.     Богоявленская Д.Б. - Психология творческих способностей – М, 2002

4.     Бояров П.. Черевань Л., - Применение эвристических и креативных методик в системах дистанциионого обучения // Труды Всеросийской научно-методической конференции Телематика, 2011. Т.2. СПб, 2011

5.     Бояров П. – О развитии эвристических и креативных спсобностей // Сборник научных трудов по итогам III конференции (СПб,) Инновационный Центр Развития Образования и Науки, 2016

6.     Бояров П. - Технический прогресс и эргономика // ж. Советское фото №1. 1981

7.     Бояров П. - Allegro vivace // ж. PHOTOmagazin №10. 2004.

8.     Бояров П. - Охотники за головами (профессиональная кухня) // ж. PHOTOmagazin № 6-8 2003.

9.     Бояров П. - Корифей, или как снимать балет. // ж. PHOTOmagazin. №11 2000.

10. Бояров П. - Чувство кадра // ж. ФотоZOOM №6. 1998.

11. Бояров П. - Пути повышения оперативности фотосъемки // доклад на Всесоюзной конференции - Любительская фотоаппаратура и фотография. Л. 1983.

 12. Бояров П. – Оперативность // ж. PHOTOmagazin №7-8 2002.

13. Бояров П. - Камера в руках // ж. PHOTOmagazin №9 2000.

14. Бояров П. - Зеркальный видоискатель - плюсы и минусы // ж. Советское фото №9. 1979

15. Бояров П., Сербинов О. - Аппаратная логика // ж. Советское фото №5. 1980

16. Бунге М. - Интуиция и наука. М., 1967.

17. Волков В., Луизов Ф., Овчинников Б., Травникова Н.. // Эргономика зрительной деятельности человека. // Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – Л. 1989.

18. Грановская Р.М., Березная И.Я. - Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

19. Евич Д. – Сканирование мозга // Ростов-на-Дону 2006

20. Ефимова И.В., Будыка Е.В. – Межполушарная функциональная асимметрия и проблемы индивидуального здоровья // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

21. Ирина В.Р., Новиков А.А. - В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.

22. Ковязина М.С.,  Балашева Е.Ю.– Межполушарное  взаимодействие при нормальном  и отклоняющемся развитии: мозговые механизмы и психологические особености // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

23. В.М. Кроль – Зрительное узнавание:  специфика психофизиологи-ческих механизмов  доминантного и субдоминантного полушария мозга человека // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

24. Леутин В.П., Николаева Е.Г., Фомина Е.В. – Функциональная асимметрия мозга и незавершенная адаптация. // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

25. Пинк Д. – Новый мозг. Новый образ жизни // М. 2014

26. Русалова М.Н., Русалов В.М. – Функциональная асимметрия мозга и эмоции. // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

27. Фокин В.Ф., Боравова А.И., Галкина Н.С., и др. – Стационарная и динамическая организация фунциональной межполушарной асимметрии // сб. Handbook of Functional Interhamispheric Asymmetry. 2009

28. Хуторской А.В. - Эвристическое обучение: теория, методология, практика.. — М. Международная педагогическая академия, 1998

29. Хуторской А.В. - Эвристический  тип  образования: результаты научно-практического исследования  // Педагогика. №7. 1999.

30. Хуторской А.В. - Школа эвристической ориентации // Школьные технологии. № 4 1999.

31. Шеклеин А.. - На грани возможного // ж. PHOTOmagazin №10. 2004.

32. Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – М, 1983

33. Нервная система человека – Атлас. под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе. – М. PerSe 2011.

34. Основы инженерной психологии - под ред. Б. Ломова. М. 1986.

35. David G. Myers – Intuition - New Haven & London - 2008

36. М.Šmid - Ergonomike parametry. Praha. 1977.

37. Dr Stephen Juan – The odd brain. – Rod Clement - 1998

38. W.Woodson, D.Conover - Human engineering guide for equipment designers. 1966.