23 февраля 2018г.
Настоящему времени присущи резкие изменения в таких общественных структурах, как экономическая, политическая, социальная. Это неизбежно влияет на психологическую науку в целом. Российская психология в последние десятилетия интенсивно развивается и становится практико-ориентированной, это определяется тем, что возрастает потребность в психологическом сопровождении различных областей нашей жизни в обществе. Увеличивается число студентов, обучающихся на психологических факультетах, так как происходит возрастание потребности в высококвалифицированных кадрах в данной области. Становится особенно актуальной проблема не только получения образования, но и личностного становления студента-психолога в процессе обучения, поскольку основной инструмент в его работе - сама личность. Большое значение имеет студенческий период, в процессе учебы происходит самоопределение, формирование новых жизненных ценностей, установок, освоение индивидуализированных способов и приемов взаимодействия с окружающими. Одной из главных задач становится такая организация системы образования, в которой будут учитываться как профессиональное становление студента, так и его личностное развитие. По мнению Е.А. Кринчик [4], выпускник вуза обязан не только иметь необходимые специальные знания и навыки, но и быть гибким, использовать креативный подход, самостоятельно искать и осваивать новую информацию, быстро принимать адекватные решения, когда время взаимодействия ограничено. Также нужно уметь грамотно взаимодействовать с другими членами профессионального коллектива.
У различных исследователей мы находим разные подходы к понятию и структуре личностной готовности к профессиональной деятельности. Как считают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [2], данная готовность содержит в себе такие составляющие, как:
1. Мотивационная (наличие интереса к изучаемым дисциплинам, других устойчивых мотивов);
2. Ориентационная (знание характерных особенностей профессии);
3. Операционная (наличие знаний, умений, навыков; умение анализировать информацию, подвергать ее синтезу, сравнению, обобщению;
4. Волевая (присутствие самоконтроля);
5. Оценочная (умение оценивать собственную подготовленность).
У А. Ю. Поповой [5] мы находим три основные составляющие психологической готовности студентов- психологов к предстоящей работе по профессии:
1. Мотивационная; когда у студентов развивается мотивация не просто получить определенные знания по психологии; они уже видят себя будущими профессионалами.
2. Когнитивная; наличие у студентов образа профессии психолога.
3. Личностно-смысловая; когда студенты раскрывают личностный смысл выбранной профессии психолога, видят себя будущими специалистами, имеют ценности и нравственные установки, необходимые для дальнейшей успешной практики.
Такие ученые, как А.Ф. Бондаренко, К. Роджерс, Р. Кочюнас выделяют личностную составляющую как основную. К ней они относят наличие аутентичности (конгруэнтности), принятия себя и окружающих, эмпатии. По Е.А. Климову, человеку, собирающемуся работать с людьми, необходимо научиться как сопереживанию другим, так и сорадованию. У отечественных психологов, таких, как А.Б. Орлов, придается большое значение эмпатии как важному профессиональному качеству будущего психолога. Психолог, обладающий эмпатией, умеет устанавливать доверительный контакт с клиентом, в процессе их совместной работы идет личностное развитие как психолога, так и клиента.
Э.Ф. Зеер [3] в своей работе рассматривает профессиональное становление студентов, каким образом должно осуществляться психологическое сопровождение этого процесса. По мнению автора, высшему образованию следует быть личностно-ориентированным; необходимо включать в обязательные учебные вузовские программы курс о психологии профессий. Когда такой учебный предмет будет введен, профессиональная культура студентов значительно обогатится, им будет легче формировать свое профессиональное сознание, самоопределяться в профессии, проектировать свою профессиональную биографию. Как считает Э.Ф. Зеер, психологическое сопровождение будет иметь свои особенности в зависимости от этапов обучения. 1 этап-стадия адаптации, она соответствует 1 курсу обучения. В это время необходимо помогать студентам адаптироваться, научиться жить в новых условиях. Этот этап предполагает проведение диагностики мотивации обучения, готовности к учебной и познавательной работе. Также диагностируются ценностные ориентации и социально-психологические установки. Необходимо помогать первокурсникам выстраивать конструктивные и комфортные взаимоотношения с одногруппниками и преподавателями. 2 этап-интенсификация (он соответствует 2 и 3 курсу обучения). Здесь можно диагностировать личностное и интеллектуальное развитие студентов, оказывать необходимую помощь в проблемных ситуациях, касающихся отношений с самим собой, другими учащимися, преподавателями. 3 этап-идентификация (он соответствует 4 и 5 курсам обучения). Функция психологического сопровождения на этом этапе-итоговая диагностика сформированности профессиональных способностей, а также помощь в нахождении рабочего места.
Цель нашей работы: выявить личностные особенности студентов- психологов на различных этапах вузовского обучения. Нами было проведено исследование личностной сферы студентов 1, 2, 3, 4 курсов очного отделения психолого-педагогического факультета на базе Воронежского Государственного Педагогического Университета по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. В исследовании приняли участие 50 студентов.
Согласно полученным результатам, выраженность I октанта у студентов 1 курса составляет 64 %, у студентов 2 курса-82 %, у студентов 3 курса-80 %, и у студентов 4 курса-83 %. Испытуемым свойственны такие характеристики, как оптимистичность, быстрота реакции, высокая активность, стремление к достижениям.
По II октанту были выявлены следующие показатели: он присутствует у 27 % студентов 1 курса, у 55 % студентов 2 курса, у 40 % студентов 3 курса, и у 61 % студентов 4 курса. Здесь прослеживается определенная динамика-возрастание показателей ко 2 курсу, снижение их на 3 курсе и возрастание к концу обучения. Данный октант свидетельствует о наличии эгоцентричности, стремлении к соперничеству, нешаблонном мышлении, критическом восприятии мнения других людей, нежелании им подчиняться.
III октант нам показали 45 % студентов 1 курса, 55 % студентов 2 курса, 60 % студентов 3 курса, и 67 % студентов 4 курса. Здесь мы видим постепенное возрастание показателей. К концу обучения студенты имеют высокую спонтанность, они упорно идут к своей цели, преодолевая препятствия. Они убеждены в правильности собственного мнения, имеют чувство справедливости; это поможет им будущем трудоустройстве и дальнейшем профессиональном развитии.
Высокие показатели по IV октанту мы наблюдаем у студентов 1 и 3 курсов (91 % и 80 % соответственно). Это объясняется кризисными периодами в обучении (кризис первого года обучения и кризис 3 курса) [1]. Студенты в это время характеризуются замкнутостью, обособленностью, подозрительностью; они убеждены в том, что окружающие недоброжелательно к ним настроены; присутствует сверхчувствительность к критике.
Выраженность V октанта составляет 73 % у студентов 1 курса, 64 % у студентов 2 курса, 80 % у студентов 3 курса, 83 % у студентов 4 курса. Показатели увеличиваются здесь к последнему году обучения. У учащихся присутствует неуверенность в себе; они становятся застенчивыми, тревожными; мотивация достижения снижается, а избегание неудач, напротив, выходит на первый план. Это связано с переживаниями студентов по поводу готовности к будущей профессиональной деятельности, сомнениями в своей компетентности.
VI октант присутствует у 55 % студентов 1 курса, у 91 % студентов 2 курса, у 70 % студентов 3 курса, и у 67 % студентов 4 курса. Наибольшую выраженность мы видим у учащихся 2 курса. Они сильно зависимы от отношений со значимыми другими, стремятся сохранять привязанность и теплые отношения, что является для них главным.
Степень выраженности VII октанта следующая: 73 % у студентов 1 курса, 100 % у студентов 2 курса, 70 % у студентов 3 курса, и 78 % у студентов 4 курса. Как мы видим, учащиеся 2 курса дружелюбны, им присуще чувство «общего дела», они стремятся обрести признание авторитетных людей. Новые идеи и предложения воспринимаются ими с энтузиазмом.
Согласно результатам, по VIII октанту студенты всех курсов имеют высокие показатели (91 %, 91 %, 70 %, 89 % соответственно). Они коммуникабельны, доброжелательны, жертвенны, часто проявляют милосердие, эмоционально вовлечены в проблемы других людей. Это свидетельствует о правильности выбранной ими профессии психолога.
Таким образом, мы выявили основные качества, присущие студентам-психологам: они активны, оптимистичны, доброжелательны, с легкостью идут на контакт, сострадательны, имеют творческое мышление, чувство ответственности и справедливости. Большое значение они придают мнению значимых для них людей. Необходимо и дальше развивать имеющиеся у них качества, а также помогать студентам успешно преодолевать кризисные периоды в обучении.
Список литературы
1. Бородовицына Т.О. Особенности самоотношения студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе / Т.О. Бородовицына, Ю.В. Клепач // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. - №4. - г. Красноярск. - 2017. - 101 с.
2. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: учебное пособие для вузов / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Москва: Издательство «Харвест», 2006.-416 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер.-Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.-480 с.
4. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов / Е.П. Кринчик // Вестник Московского университета: основан в 1946 г. / Ред. А.И. Донцов, А.И. Подольский.- №2. - 2005.
5. Попова А.Ю. Становление психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности / А.Ю. Попова // Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде: сборник научных трудов ф-та психологии БФСГУ/ Под общ. ред. Э.Ю. Чикиревой. - Балашов: Издательство «Николаев». - 2005.- 84 с.