Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2020г.

В статье рассматривается проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Приведены данные эмпирического исследования, проведенного на базе МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска в 2018 году. Представлена характеристика основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: младшие школьники, конструктивные стратегия поведения, конфликтные ситуации, межличностное взаимодействие.

The article deals with the problem formation of experience of relationships junior schoolchild conditions resolution of interpersonal conflicts. Reduced data empirical research conducted on the basis of MAOU SOSH №67 Chelyabinsk in 2018 year. Presented characteristic basic strategies behaviors conflict situation.

Key words: junior students, constructive strategy behavior, conflict situation, interpersonal interactions.

Изучение факторов, влияющих на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников в условиях социальной ситуации, всегда представляло большой интерес среди педагогов, психологов и других специалистов, работающих в стенах образовательных учреждений. То, каким образом младший школьник реализует потребность в межличностном общении со сверстниками и другими субъектами образовательной среды, не только помогает создать условия для комфортного пребывания учащихся в школе, но и повышает эффективность образовательного процесса в целом.

В    современной    школе     особую    актуальность    приобрела    проблема    формирования    опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов, что обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем у взрослых людей.

Вопросы межличностных отношений младших школьников со сверстниками достаточно подробно изучались многими отечественными психологами и педагогами (В.В. Абраменкова, А.А. Бодалев, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.).

По мнению В.С. Агеева, межличностные отношения характеризуются как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [1, с. 14].

Авторы Б.С. Волков, М.В. Гамезо, Г. Крайг, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др. изучали межличностное взаимодействие как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. Младший школьный возраст наименее изучен и остается открытым периодом в области изучения межличностных отношений в детском коллективе [3, c. 78].

А.А. Бодалев пишет о том, что «младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола, их межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем» [4, c. 43].

В конфликтологии принято выделять пять основных стратегий поведения в конфликте [2]:

1)      противоборство (соревнование, конкуренция) – тактика стремления удовлетворения своих интересов, невзирая на интересы другого;

2)   уступка, уход – тактика, в противоположность соперничеству, принесения в жертву собственных интересов ради другого, приспособление;

3)     компромисс – тактика частичных взаимных уступок и частичного удовлетворения интересов каждого участника взаимодействия;

4)   избегание – тактика ухода, отсутствия стремления и к кооперации, и к достижению собственных целей; сторон.

5)    сотрудничество – тактика поиска альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих Данные стратегии поведения позволяют выделить позитивные и негативные аспекты проявления в повседневном общении младших школьников.

Позитивное реагирование младшего школьника в конфликте представлено следующим образом: стремление к сохранению и поддержанию доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми; стремление к сотрудничеству, умение находить компромиссное решение и способность идти на уступки в отношениях с другими; толерантность и терпимость во взаимоотношениях с окружающими и т.д.

К негативному реагированию относятся такие модели поведения, как агрессия (чаще среди учащихся начальной школы встречается вербальная и косвенная агрессия); избегание проблемы, уход; девиантное поведение; конфликтное поведение и т.д.

С целью изучения стратегии поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников нами было проведено исследование на базе МАОУ СОШ № 67 г. Челябинска, в котором приняли участие 22 школьника (4 класс).

Основными задачами эмпирического исследования были поставлены изучение стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях; выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях; исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях у младших школьников и анализ полученных результатов, а также разработка психолого-педагогических рекомендаций по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликтах у младших школьников.

На первом этапе эксперимента выявлялись основные стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у младших школьников. Данный этап был осуществлен с использованием теста описания поведения в конфликтах К. Томаса. Результаты данной методики показали, что наиболее часто используемыми стратегиями реагирования в конфликтах являются «приспособление» и «соперничество».



Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что количество деструктивных решений конфликтных ситуаций велико. В силу возрастных особенностей, у младших школьников плохо развито умение решать конфликты конструктивно, они критичны в своих оценках, их мнения имеют ярко выраженную полярность: либо хорошо, либо плохо. Они не умеют находить компромисс, уступать друг другу.

Второй этап констатирующего эксперимента проводился с использованием методики «Hand-тест» (детский вариант) Э. Вагнера. Результаты исследования показали, что наиболее часто встречающейся  категорией среди детей является «Активная безличность».

Третий     этап     констатирующего     эксперимента     проводился     с     использованием     методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

В результате анализа было установлено, что 22,72% детей имеют высокую степень агрессивного поведения.

В ходе проведения исследования было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания, они были открыты и хорошо контактировали с окружающими.

Данные опроса позволили сделать вывод о том, что школьники плохо владеют знаниями о конструктивном решении конфликта и привыкли решать его ссорой, дракой. В таком случае нужно проводить профилактику конфликтов, а для этого учить детей различным методам и способам разрешения проблемных ситуаций.

Таким образом, деятельность школьного психолога и педагога по формированию конструктивных стратегий поведения у младших школьников предполагает, в первую очередь, профилактическую работу путем разъяснения младшим школьникам особенностей межличностных отношений, а также психокоррекционную работу с детьми, которые в силу личностных качеств наиболее предрасположены к конфликтному поведению.

 

Список литературы

 

1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 234 с.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2003. - 349 с.

4. Бодалев, А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 2011. - 188 с.

5. Романова, Т.В. Медиации как технология урегулирования конфликтов в школьном пространстве среди детей «группы риска» // Молодой ученый. – 2017. - №3. – С. 583-586.