Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Исследование преступлений и правонарушений, которые совершают лица не достигшие возраста, когда к ним могут быть применены меры административной и уголовной ответственности, не может быть проведено без изучения особенностей личности самого подростка: его сознания, поведения, особенностей воспитания, развития и социализации. Это связано с тем, что в процессе изучения личности подростка, преступившего закон, можно выявить некоторые социально-психологические особенности, которые вместе с негативными внешними факторами, способствуют совершению им правонарушений.

Исходя из этого очень важно учитывать тот анализ поведения подростков, которые попали под пристальный контроль правоохранительных органов в конкретной жизненной ситуации и состоят в них на учете. Этот анализ оказывается достаточно важным для формирования социально-психологического и криминалистического портрета их личности. Данная работа во многом способствует разработке путей, приемов и способов, а также методов влияния на личность несовершеннолетних правонарушителей, позволяющих изменить их негативные социальные ориентации, ценностные ориентиры, правосознание и как результат, противоправные формы поведения. Таким образом, полученные сведения о личности несовершеннолетних правонарушителей позволит на индивидуальном уровне проводить воспитательную, профилактическую работу, и, соответственно, коррекцию сложившихся асоциальных установок поведения в целях недопущения продолжения подростками противоправной деятельности [13].

Личностью является человек, который:

−  имеет свои взгляды и убеждения;

−  проявляет свою уникальность и целостность;

− обладает едиными социально-психологическими качествами в отношениях с другими членами социума;

−   сознательно участвует какой-либо деятельности;

−  осознает и понимает результативность своих действий, умеет руководить и управлять ими.

Важным фактором, рассматриваемой категории личности правонарушителя, является его несовершеннолетний возраст. В этот период жизни подростка происходят достаточно сложные изменения на биологическом и психологическом уровнях, которые находят свое отражение и на тех изменениях, которые происходят в структуре формирующейся личности несовершеннолетнего ребенка. Все это обусловливает уровень развитости физических сил, интеллектуальных возможностей, влечений и желаний, что во многом определяет направленность подростка на определенные правонарушения. Человек вступает в систему социализации с того периода жизни, когда он включается в систему усвоения социальных ролей, которая участвует в формировании его личностных качеств, включая эмоциональных и волевых. Еще с детских лет у человека формируются такие качества воли, как: активность, целеустремленность, настойчивость, инициатива, самоконтроль; самостоятельность, развитое самосознание, собственное достоинство. Все эти личностные качества, в последующем, активно проявляются в поведении личности подростка [12].

Для несовершеннолетнего возраста характерен культ различий по возрасту, включая даже различия в один год. Это может является причиной межличностных конфликтов, даже совершения, на этой почве, правонарушений. Вместе с тем, следует отметить, что так называемого среднестатистического возраста, в котором подростками совершаются правонарушения, реально не существует. Поэтому недопустимо относить конкретные возрастные особенности подростков в разряд криминогенно опасных.

Криминологи, с учетом возрастных особенностей правонарушителей, выделяют несовершеннолетних в две группы:

−  подростково-малолетнюю, где возраст подростка 12-15 лет;

−  несовершеннолетнюю, где возраст подростка 16-17 лет [2].

Возрастные особенности психики несовершеннолетних проявляются в ее неустойчивости, которая вызвана процессом ее становления, духовного и физического развития, а также половым созреванием подростка. Эти особенности могут способствовать проявлению антиобщественных действий в среде несовершеннолетних. Данная зависимость может быть истолкована и объяснена следующим:

− у подростков может быть искажена подлинная сущность представлений о таких нравственных качествах личности человека, как: героизм, мужество, верность, смелость, скромность, дружба, предательство, трусость и ложь;

− подростки могут совершать ошибки в характеристике отдельных людей, событий и явлений, не в полной мере уметь давать оценку действиям человека в сочетании всех его качеств и свойств;

−   часто подростки предпочитают внешние проявления человека его внутренним качествам;

− многие подростки, особенно в переходном возрасте, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, неустойчивостью, повышенной возбудимостью, резкой сменой настроений;

− подростки характеризуются повышенной физической активностью, инициативностью, избытком сил и энергии;

− подростки стремятся к показной самостоятельности, самовыражаются и самоутверждаются «любой ценой»;

− у некоторых подростков проявляется собственная политика поведения, они не принимают «чужие советы», педагогическое воздействие взрослых и любые другие формы воспитательного воздействия, желая тем самым показать, что они уже достаточно «зрелые» и самостоятельные;

− вместе с тем, в силу возраста и отсутствия как такового жизненного опыта подростки отличаются внушаемостью, излишней доверчивостью, склонностью к подражательству [3].

Возрастной период жизни 12-15 лет связан с включением школьника-подростка в доступные для него формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих  его взрослых людей. Вместе с тем, жизненная позиция, шкала нравственных идеалов, оценочные суждения, принципы морали, в соответствии с которыми подросток этой возрастной группы строит свое поведение, еще достаточно не сформировались и подвержены разрушению под воздействием жизненных ситуаций, мнений сверстников, а также настроений. Таким образом, решающая роль для позитивного развития личности школьника-подростка принадлежит воспитанию, которое дает ему тот нравственный опыт, который в дальнейшем будет оказывать влияние на формирование личностных качеств взрослеющего человека.

Период жизни подростка старшего школьного возраста 15-17 лет также непосредственно связан с выработкой и формированием мировоззрения, жизненной позиции, ведущих черт характера, взглядов и убеждений. Этот жизненный период связан с бурным ростом самосознания, планированием своего будущего, здесь наиболее активно складываются социально и нравственно значимые качества личности старшеклассника. Все это находит активное выражение в проявлении своей индивидуальности. И здесь для грамотного направления подростка по жизни необходимы терпимость и заинтересованность взрослых людей [10].

Особенность подросткового возраста заключается в том, что в этот период жизни еще продолжается физическое и духовное развитие взрослеющего ребенка. Вместе с тем, это этап завершающего формирования личности, который ярко ставит перед подростками проблемы, связанные с осознанием самого себя и своей жизненной перспективы. Желание выразить свою самостоятельность, самореализоваться, в данной возрастной группе, выступают часто в качестве причин совершения противоправных поступков. Это объясняется тем, что подростки более склонны к совершению противоправных действий. Помимо этого, их физические и интеллектуальные возможности могут содержать значительный криминогенный запас, которым могут воспользоваться уже состоявшиеся преступники.

Значительная часть подростков, связанных с совершением общественно опасных деяний, до достижения того возраста, когда к ним могли были бы применены меры административной и уголовной ответственности, состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, бросили посещать школу или это посещение осуществлялось достаточно редко [7].

Помимо этого, возможность совершения противоправного действия подростками объясняется их недостаточным жизненным опытом, который порой приводит к слепому копированию ими поступков и поведения взрослых, неумению руководить самостоятельно своими поступками, а также это может быть обусловлено ранним взрослением подростка. Подростки порой становятся драчливые, грубые, начинают отрицательно относится к учебе. В своем поведении они проявляют замкнутость, изолированность, грубость и конфликтность с окружающими его людьми. Таких подростков, которые демонстрируют такие качества, называют «трудными» или девиантными.

Данные свидетельствуют, что участие несовершеннолетних в совершении правонарушений, или соучастие в них вместе со взрослыми, значительное. Только за совершение административных правонарушений, включая распитие спиртных напитков  или нахождение в  общественных местах в алкогольном опьянении, ежегодно правоохранительные органы задерживают не одну сотню тысяч подростков, подавляющее число из которых состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, многие родители этих подростков, своим поведением, отрицательно влияют на своих детей, не выполняют своих родительских обязанностей по обучению, воспитанию, развитию, содержанию,  защите интересов и прав несовершеннолетних. Статистика также свидетельствует, что подавляющее большинство подростков, совершивших правонарушение, имеют возраст 16- 17 лет. Причем подавляющее большинство, среди правонарушителей-подростков, представители мужского пола. Это обусловлено особенностями поведения женского и мужского пола этой возрастной категории несовершеннолетних. Эти показатели определяются  соотношением: на каждых десять  правонарушений, совершенных несовершеннолетними подростками, только одно совершается представительницей женского пола. Вместе с этим, в последние годы наметился круг правонарушений, которые совершают девушки-подростки, это: занятие проституцией, пьянство, наркомания, ведение аморального образа жизни [4].

Анализ противоправных действий совершенных несовершеннолетними подростками свидетельствует, что большинство среди них городские жители, это объясняется разным уровнем сложившихся обычаев, традиций и социально-экономических условий в городе и в деревне. Это также объясняется: недостаточным социальным контролем в городе; бесконтрольностью за подростками в свободное, для них время; проблемами в реализации принципа неотвратимости наказания за противоправное действие и преступление. Важно также обратить внимание на тот факт, что среди несовершеннолетних правонарушителей, каждый десятый, это подросток- сирота.

Статистика свидетельствует, что количество детей относящиеся к категории «сирота» на сегодняшний день превысило показатели пол миллиона человек, причем полными сиротами, среди них, являются не более 5% детей, от общего числа, остальные - это социальные сироты, родители которых либо сами отказались от ребенка, либо были лишены родительских прав. Большая часть этих подростков находятся на содержании различных сиротских заведений. Ежегодно, определенный процент этих детей, становятся осужденными, бомжам, некоторые совершают суицид. Подростки-сироты достаточно часто рассматриваются представителями преступного мира, как «легкая добыча», в «расставленные ими сети». Среди этих несовершеннолетних, наиболее подверженной категорией подростков, связывающих свою жизнь с преступным миром, являются те, которые уже утратили свою социальную и жизненную перспективу, попали под алкогольную и наркотическую зависимость. Это связано с тем, что подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, гораздо быстрее, чем взрослые, вступают процесс деградации [1].

Достаточно важной проблемой является проведение досуга несовершеннолетних, которая в свою очередь способствует развитию склонности подростков к негативному поведению. Проведенный анализ свидетельствует, что несовершеннолетние правонарушители имеют в 2-3 раза больше свободного времени, чем их законопослушные сверстники. При этом, именно в это время, особенно когда подростки предоставлены сами себе, происходит деформация их интересов, взглядов, их поступки начинают приобретать отрицательный характер. Так, при проведенном анализе несовершеннолетних состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, было установлено, что до 20% это подростки, которые имели по 2-3 часа свободного времени в день и до 55% это те, кто имел по 5-7 часов [8].

Заслуживают внимания и те особенности, которые относятся к тому кругу людей, с которыми общаются несовершеннолетние правонарушители. Чаще всего это лица склонные к злоупотреблению наркотиками и спиртными напитками, ранее судимые. У многих несовершеннолетних правонарушителей родственники имеют судимость и ведут аморальный образ жизни. Эта категория подростков, как правило, сталкиваются с криминальными настроениями уже в семье, где их показывают и пропагандируют ранее судимые родственники.

Важно также, оценивая личность несовершеннолетних правонарушителей, рассмотреть те особенности, на которых зиждется их правосознание. Его, как правило, отличают серьезные дефективные изменения, вызванные двумя обстоятельствами: правовым нигилизмом и неграмотностью; наличием негативного социального опыта. Данные дефекты, у несовершеннолетних правонарушителей, проявляются в пренебрежении к правовым нормам, а также в нежелании их исполнять.

Непосредственная причина противоправного поведения несовершеннолетних подростков во многом кроется в тех дефектах социальных и психологических качеств, которые формируются и развиваются под воздействием усвоения ими взглядов соответствующей микросреды. Исходя из этого, для формирования полной картины образа несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо разобраться в причинах и социальной базе, приводящих к возникновению данной категории подростков.

Так причинами и условиями существования преступности, как среди несовершеннолетних подростков, так и преступности в целом, являются:

− социально-экономические и исторические условия жизни общества;

− направленность социальных институтов общества;

− особенность разрешения социальных противоречий общества [11].

Многие авторы криминологической литературы последних лет высказывают мнение, что существует прямая связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и возрастанием социальной напряженности в обществе. В результате этого возрастает количество преступлений, включая правонарушений, совершенных несовершеннолетними подростками. Так, не обладая возможностью, законным образом, реализовать свои потребности, интересы и нужды, многие подростки пытаются добыть деньги, продукты и вещи не законным способом, совершая при этом преступления.

Важным проявлением снижения экономического роста и  вызванного им кризиса, является  рост безработицы. Это обстоятельство негативно влияет на подрастающую молодежь, которая не видит своей перспективы найти подходящее рабочее место, в связи с отсутствием соответствующей квалификации и возможности трудоустройства. Таким образом следует заключить, что безработица способствует формированию психологии криминального поведения несовершеннолетних подростков [5].

Одну из важнейших групп причин и условий противоправного поведения подростков составляют факторы, связанные с отрицательным влиянием семейного воспитания, поскольку именно семья выступает в качестве фундамента раскрытия жизнедеятельного потенциала несовершеннолетних, является источником их, не только физического, но и духовно-нравственного развития.

Сегодня, в силу ряда обстоятельств, институт семьи оказался под тяжестью многих неблагоприятных внешних воздействий, что привело к снижению благоприятной внутрисемейной обстановки. Это вызвано:

− перегруженностью членов семьи выполнением трудовых функций;

−  присутствием страха за перспективы семьи;

−  повышенной психической напряженностью и неуверенностью в завтрашний день членов семьи [9].

Все это снижает до минимума необходимый эмоциональный контакт между членами семьи, ослабевает контроль со стороны семьи за поведением подрастающего поколения, приводит к падению авторитета родителей в глазах подростков. Недостаток содержательного общения, напряженные отношения с родителями, их грубое отношение «выталкивают» подростка на улицу, где они не только находят себе подобных, но и становятся «легкой добычей» преступников. Помимо этого семья, которая ежедневно борется за выживание, иногда сама становится на путь противоправных действий и, таким образом, перестает быть механизмом положительной социализации подростка.

Данные свидетельствуют, что значительное количество родителей, негативно влияющих на поведение подростков, постоянно находятся на учете в правоохранительных органах. Среди них до трети составляют те, которые злоупотребляют спиртными напитками, до половины это те, которые устраивают постоянные скандалы, конфликты и ссоры в семье. Очевидно, что такие родители не владеют ни нравственными методами, ни целями воспитания. Эти семьи утверждают и навязывают, как способ общения, культ силы и негативизма. Соответственно, дети в таких семьях стремятся как можно быстрее уйти из дома, в то же время подростки, ежедневно видя такую ситуацию в семье, нередко позже сами поступают аналогичным образом, что и приводит их на путь правонарушения [6].

К социально-негативным следует отнести и такие семьи, где отсутствует мать или отец, по причине лишения их родительских прав. Статистика свидетельствует, что ежегодно родительских прав лишается значительное количество граждан, при этом не так просто оказывается своевременно выявить неблагополучные семьи, где дети проживают в неблагоприятных социальных условиях и долгое время вынуждены наблюдать и терпеть: унижение, насилие, жестокость, лицемерие, эгоизм, пьянство, аморальное поведение со стороны родителей. Подобное отношение родителей к своим детям, отсутствие должного контроля за их времяпровождением порождает у подростков чувство вседозволенности, дерзости, беззаконности и способствует вступлению их на путь правонарушения.

Из вышесказанного следует, что неблагополучная семья негативно влияет на нравственные основы формирования личности несовершеннолетнего подростка, а порой и способствует вовлечению его в противоправную жизнь. Также следует отметить, что неблагополучная семья негативно влияет не только на своих детей, это влияние передается и подросткам, с которыми дети находятся в дружеских связях. Происходит процесс социального «заражения», не принадлежащих к данной семье подростков. Следовательно, на складывающиеся отношения в семье, непосредственно влияют политические, экономические и социальные процессы, происходящие в обществе [14].

При этом следует отметить, что далеко не всегда присутствующие негативные условия, окружающие несовершеннолетних подростков, способствуют росту правонарушений в их среде. Вместе с тем такие факторы, как особенности возраста, специфика воспитания в семье, круг общения могут впоследствии повлиять на формирование противоправного поведения несовершеннолетних подростков и следовательно они нуждаются в пристальном внимании соответствующих социальных служб, а в случае необходимости, в проведении коррекции их поведения.

 

Список литературы

1.     Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Филинта, 2012. - 370 с.

2.     Беличева С.А., Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Прикладная юридическая педагогика. - М.: Юнити-дана. - 512 с.

3.     Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.

4.     Возрастная психология: учебник. / Под ред. А.К. Белоусовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 592 с.

5.     Долгова А.И. Криминология. - М.: Норма, 2007. - 912 с.

6.     Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

7.     Гурьев М.Е. Детерминирующее влияние социально-психологических факторов на формирование личности несовершеннолетнего преступника. В сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения №3. - Новосибирск, 2014. - С. 82-87.

8.     Девиантность, преступность, социальный контроль: избранные статьи. / Я.И.Гилинский. - СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юрид. центр Пресс», 2009. - 518 с.

9.     Дементьев О.М. Проблемы  возраста уголовной ответственности. Лекции по курсу / О.М. Дементьев, О.П.Копылова. - Тамбов, Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 80 с.

10. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. - М.: Академия, 2007.- 168 с.

11. Лесун Л.И. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности подростков: рекомендации классным руководителям, социальным педагогам, психологам. - Минск: Народная асвета, 2008. - 174 с.

12. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. / Под ред. К.Е. Игошева. - СПб.: Знание, 2005. - 342 с.

13. Прозуметнов Л. М. Преступность несовершеннолетних: криминологические проблемы соучастия. - Иркутск, 2002. - 230 с.

14. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. - М.: Академия, 2001. - 336 с.