Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Надо отметить, что современная социальная ситуация развития отражает социальные нововведения в области поддержки семьи и детства. Современные исследователи отмечают, что семьи, столкнувшись с трудными ситуациями, по-разному противостоят этим трудностям [1,2]. Подчеркивается, что «вектор» внутрисемейного совладания с трудностями детерминирован веером факторов, а именно: особенностями семейной ситуации развития, которое, является ресурсом социального пространства семьи, целенаправленно оказывает влияние на выбор семейного копинга; личностными особенностями членов семьи, в частности – особенностями отношения к стрессу; опытом преодоления трудных внутрисемейных ситуаций и т.д.

С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни (И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014,

Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.) [4,5,6].

Из представленных данных видно (Табл.1), что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.




Таблица 1  

Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. [3].


Категория

На 31.12.2014 год

семей/детей

На 31.12.2015 год

семей/детей

Многодетные семьи

100600 / 248800

108342 / 270534

Одинокие матери

63200 / 67300

83426 / 97111

Неполные семьи

77500 / 88600

36223 / 43467

Малообеспеченные семьи

161400 / 251300

345730 / 398556

Семьи с детьми с инвалидностью

26400 / 27400

32635 / 35533

Студенческие семьи

216 / 226

187 / 203

 

Встает вопрос об оценки результативности профилактической работы. Апробация показателей оценки результативности профилактической работы с семьями с детьми, включает в себя 4 показателя, 16 индикаторов (Табл.2). На этапе разработки инструмент прошел экспертную оценку Общественной палаты города Москвы, Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы и находится на этапе внедрения.

Таблица 2 Маркеры результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района (Шинина Т.В.)

I.      Социальная карта района

№ п/п

Наименование показателя

Кол-во на 01.01.2014

Кол-во на 01.01.2015

Кол-во на 01.01.2016

1

2

3

4

5

1.

Количество семей в районе

 

 

 

2.

Количество детей в районе

 

 

 

3.

Количество семей, имеющих статус

«малообеспеченная семья»

 

 

 

 

II.    Показатели по семьям

№ п/п

Наименование показателя

2013

2014

9 мес. 2015

1

2

3

4

5

1. Первичная профилактика (просвещение; первичное обращение)

1.

Количество первичных обращений семей /детей*1

 

 

 

2.

Количество семей выявленных на стадии ТЖС

 

 

 

 

 

1 Количество семей  и/или детей, впервые обратившихся в центр, независимо от формы обращения (телефон доверия, горячая линия, мобильные выезды и т.п.). Источники информации по данному пункту – журнал учета обращений, журнал регистрации звонков и т.п.



3.

Количество семей выявленных на стадии СОП

 

 

 

 

4.

Количество семей выявленных на стадии лишения (ограничения) родительских прав (далее ЛРП)

 

 

 

2. Трудная жизненная ситуация

1.

Количество семей / детей** 2в ТЖС на конец отчетного периода

 

 

 

2.

Время нахождения семей на сопровождении:

 

3

Х

Х

 

- до 3 месяцев

 

 

 

 

- до 6 месяцев

 

 

 

 

- до 9 месяцев

 

 

 

 

- до 12 месяцев

 

 

 

 

- свыше 12 месяцев

 

 

 

3.

Ухудшение ситуации в семье:

Х

Х

Х

 

- количество семей / детей, перешедших из ТЖС в СОП

 

 

 

 

- количество семей / детей, перешедших в стадию ЛРП

 

 

 

4.

Улучшение ситуации в семье:

Х

Х

Х

 

- количество семей / детей, снятых с учета, в связи с положительной динамикой

 

 

 

3. Социально-опасное положение (СОП)

1.

Количество семей / детей в СОП на конец отчетного периода

 

 

 

2.

Время нахождения семей на сопровождении:

Х

Х

Х

 

- до 3 месяцев

 

 

 

 

- до 6 месяцев

 

 

 

 

- до 9 месяцев

 

 

 

 

- до 12 месяцев

 

 

 

 

- свыше 12 месяцев

 

 

 

3.

Ухудшение ситуации в семье:

Х

Х

Х

 

- количество семей / детей, перешедших в стадию ЛРП

 

 

 

4.

Улучшение ситуации в семье:

Х

Х

Х

 

- количество семей / детей, снятых с учета, в связи с положительной динамикой

 

 

 

4. Лишение родителей родительских прав

 

1.

Количество семей / детей лишенных родительских прав на конец отчетного периода

 

 

 

2.

Количество семей / детей ограниченных в родительских правах

 

 

 

       2 Необходимо указать количество семей и воспитывающихся в них детей (пример: 512/601).

3 Ячейки отмеченные «Х» не заполняются.

 

на конец отчетного периода

 

 

 

3.

Улучшение ситуации в семье:

Х

Х

Х

 

- количество семей / детей, не лишенных родительских прав по решению суда

 

 

 

 

- количество семей / детей, в отношении которых отменено лишение родительских прав

 

 

 

 

- количество семей / детей, восстановленных в родительских правах

 

 

 

5. Отказ от опеки/попечительства

 

1.

- количество отказов от опеки/попечительства в отношении несовершеннолетних

 

 

 

 

Апробация, представленных маркеров результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района, позволит своевременно выявлять семейное неблагополучие, проводить динамику результативности деятельности руководителей и специалистов социальной сферы, что позволит повысить качество работы с семьей в условиях неопределенности. Существуют объективные факторы и обстоятельства, требующие изменения подходов в профилактической работе с семьей и детьми. 1) Изменение социально- экономической ситуации в стране, что создает угрозу снижения качества жизни и экономического положения семей. 2.) Отсутствие устойчивой динамики к снижению количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении по результатам данных последних лет. 3) Несоответствие баланса стратегического и тактического управления ресурсами, запаздывающий отклик на социальный запрос. 4). Отсутствие единых подходов по раннему выявлению и дальнейшей профилактической работе с семьей.

Для достижения социально-психологической устойчивости семейной системы, необходимо сделать: перенос акцента с преодоления неблагополучной ситуации на поддержку семьи, активизацию ее внутреннего потенциала; переход от экстренного вмешательства в проблему семьи и ребенка к прогнозированию и решению зарождающейся проблемы на ранних этапах; переход от тактики контроля к партнерству с семьей и открытости.

 

Список литературы

1.     Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

2.     Куфтяк Е.В. Жизнеспособность семьи: теория и практика. Медицинская психология в России, 2014, 5(28). http://mprj.ru

3.     О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.

4.     Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.

5.     Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67

6.     Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. - С. 40-44.