03 апреля 2016г.
Надо отметить, что современная социальная ситуация развития отражает социальные нововведения в области поддержки семьи и детства. Современные исследователи отмечают, что семьи, столкнувшись с трудными ситуациями, по-разному противостоят этим трудностям [1,2]. Подчеркивается, что «вектор» внутрисемейного совладания с трудностями детерминирован веером факторов, а именно: особенностями семейной ситуации развития, которое, является ресурсом социального пространства семьи, целенаправленно оказывает влияние на выбор семейного копинга; личностными особенностями членов семьи, в частности – особенностями отношения к стрессу; опытом преодоления трудных внутрисемейных ситуаций и т.д.
С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни (И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014,
Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.) [4,5,6].
Из представленных данных видно (Табл.1), что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.
Таблица 1
Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. [3].
Категория
|
На 31.12.2014 год
семей/детей
|
На 31.12.2015 год
семей/детей
|
Многодетные семьи
|
100600 / 248800
|
108342 / 270534
|
Одинокие матери
|
63200 / 67300
|
83426 / 97111
|
Неполные семьи
|
77500 / 88600
|
36223 / 43467
|
Малообеспеченные семьи
|
161400 / 251300
|
345730 / 398556
|
Семьи с детьми с инвалидностью
|
26400 / 27400
|
32635 / 35533
|
Студенческие семьи
|
216 / 226
|
187 / 203
|
Встает вопрос об оценки результативности профилактической работы. Апробация показателей оценки результативности профилактической работы с семьями с детьми, включает в себя 4 показателя, 16 индикаторов (Табл.2). На этапе разработки инструмент прошел экспертную оценку Общественной палаты города Москвы, Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы и находится на этапе внедрения.
Таблица 2 Маркеры результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района (Шинина Т.В.)
I. Социальная карта района
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Кол-во на 01.01.2014
|
Кол-во на 01.01.2015
|
Кол-во на 01.01.2016
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Количество семей в районе
|
|
|
|
2.
|
Количество детей в районе
|
|
|
|
3.
|
Количество семей, имеющих статус
«малообеспеченная семья»
|
|
|
|
II. Показатели по семьям
№ п/п
|
Наименование показателя
|
2013
|
2014
|
9 мес. 2015
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Первичная профилактика (просвещение; первичное обращение)
|
1.
|
Количество первичных обращений семей /детей*1
|
|
|
|
2.
|
Количество семей выявленных на стадии ТЖС
|
|
|
|
1 Количество семей и/или детей, впервые обратившихся в центр, независимо от формы обращения (телефон доверия, горячая линия, мобильные выезды и т.п.). Источники информации по данному пункту – журнал учета обращений, журнал регистрации звонков и т.п.
3.
|
Количество семей выявленных на стадии СОП
|
|
|
|
4.
|
Количество семей выявленных на стадии лишения (ограничения) родительских прав (далее ЛРП)
|
|
|
|
2. Трудная жизненная ситуация
|
1.
|
Количество семей / детей** 2в ТЖС на конец отчетного периода
|
|
|
|
2.
|
Время нахождения семей на сопровождении:
|
3
|
Х
|
Х
|
|
- до 3 месяцев
|
|
|
|
|
- до 6 месяцев
|
|
|
|
|
- до 9 месяцев
|
|
|
|
|
- до 12 месяцев
|
|
|
|
|
- свыше 12 месяцев
|
|
|
|
3.
|
Ухудшение ситуации в семье:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- количество семей / детей, перешедших из ТЖС в СОП
|
|
|
|
|
- количество семей / детей, перешедших в стадию ЛРП
|
|
|
|
4.
|
Улучшение ситуации в семье:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- количество семей / детей, снятых с учета, в связи с положительной динамикой
|
|
|
|
3. Социально-опасное положение (СОП)
|
1.
|
Количество семей / детей в СОП на конец отчетного периода
|
|
|
|
2.
|
Время нахождения семей на сопровождении:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- до 3 месяцев
|
|
|
|
|
- до 6 месяцев
|
|
|
|
|
- до 9 месяцев
|
|
|
|
|
- до 12 месяцев
|
|
|
|
|
- свыше 12 месяцев
|
|
|
|
3.
|
Ухудшение ситуации в семье:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- количество семей / детей, перешедших в стадию ЛРП
|
|
|
|
4.
|
Улучшение ситуации в семье:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- количество семей / детей, снятых с учета, в связи с положительной динамикой
|
|
|
|
4. Лишение родителей родительских прав
|
1.
|
Количество семей / детей лишенных родительских прав на конец отчетного периода
|
|
|
|
2.
|
Количество семей / детей ограниченных в родительских правах
|
|
|
|
2 Необходимо указать количество семей и воспитывающихся в них детей (пример: 512/601).
3 Ячейки отмеченные «Х» не заполняются.
|
|
|
на конец отчетного периода
|
|
|
|
3.
|
Улучшение ситуации в семье:
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
- количество семей / детей, не лишенных родительских прав по решению суда
|
|
|
|
|
- количество семей / детей, в отношении которых отменено лишение родительских прав
|
|
|
|
|
- количество семей / детей, восстановленных в родительских правах
|
|
|
|
5. Отказ от опеки/попечительства
|
1.
|
- количество отказов от опеки/попечительства в отношении несовершеннолетних
|
|
|
|
Апробация, представленных маркеров результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района, позволит своевременно выявлять семейное неблагополучие, проводить динамику результативности деятельности руководителей и специалистов социальной сферы, что позволит повысить качество работы с семьей в условиях неопределенности. Существуют объективные факторы и обстоятельства, требующие изменения подходов в профилактической работе с семьей и детьми. 1) Изменение социально- экономической ситуации в стране, что создает угрозу снижения качества жизни и экономического положения семей. 2.) Отсутствие устойчивой динамики к снижению количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении по результатам данных последних лет. 3) Несоответствие баланса стратегического и тактического управления ресурсами, запаздывающий отклик на социальный запрос. 4). Отсутствие единых подходов по раннему выявлению и дальнейшей профилактической работе с семьей.
Для достижения социально-психологической устойчивости семейной системы, необходимо сделать: перенос акцента с преодоления неблагополучной ситуации на поддержку семьи, активизацию ее внутреннего потенциала; переход от экстренного вмешательства в проблему семьи и ребенка к прогнозированию и решению зарождающейся проблемы на ранних этапах; переход от тактики контроля к партнерству с семьей и открытости.
Список литературы
1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
2. Куфтяк Е.В. Жизнеспособность семьи: теория и практика. Медицинская психология в России, 2014, 5(28). http://mprj.ru
3. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.
4. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
5. Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67
6. Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. - С. 40-44.