Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОСОМАТИКА: ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В основе психосоматических заболеваний, заболеваний причиной возникновения которых служат различные психологические состояния, такие как стресс, эмоции, депрессия и т.п., лежит нарушение психологической деятельности человека. Меняется субъективная оценка человеком события или состояния в сторону негатива. В итоге могут развиться такие соматические заболевания как навязчивый невроз, хронические заболевания нервной системы и другие, вплоть до патологии. Для эффективной борьбы с подобного рода заболеваниями необходима своевременная диагностика стрессовых состояний, профилактика и лечение вегетативной нервной системы, в целом своевременная диагностика и последующее лечение психосоматических расстройств [6; 7].

Закономерно, что выработка системы обоснованных практических профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий должна опираться на твердые знания сущности психосоматического заболевания, причин и условий его возникновения. Необходим анализ влияния среды и индивидуальных черт личности на формирование клинической картины, течение и исход патологического процесса. Нередко именно патология психической деятельности серьезно расстраивает наиболее полные и совершенные формы приспособления человека к среде и наиболее сложные формы отражения действительности.

Существует большое разнообразие факторов, способных вызвать психосоматическое заболевание. И если одни из них хорошо известны, то о характере других можно судить только по косвенным признакам. В настоящее время развитие знаний в области этиологии психосоматических заболеваний - далеко не завершившийся процесс. В целом причины психосоматических нарушений делят на внешние по отношению к организму (экзогенные) и внутренние (эндогенные). К экзогенным относят инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении и соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека и возрастными сдвигами. Разделением этиологических  факторов  на  экзогенные  и  эндогенные  широко  пользуется  практическая  психиатрия. Этиологический  принцип  является  основополагающим  в  создании  классификации  психосоматических заболеваний, хотя теоретически деление вредоносных факторов на экзогенные и эндогенные не является, строго говоря, правомерным.

Действительно, если принять, что все реакции организма человека сформировались в ходе длительной эволюции в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды, то какая-то часть этих реакций, целесообразная с точки зрения выживания человеческого вида, закрепилась в обмене веществ и стала естественной, наследственной особенностью. Индивидуальная в прошлом форма реакции оказалась запрограммированной для последующих поколений. То есть, то, что является эндогенным для данного субъекта, было экзогенным для его предков. На этом сложном пути эволюции человека изменялись не только реакции приспособления человеческого организма к среде обитания, но и сама среда. Человек постоянно занимался и занимается преобразованием среды, приспосабливает ее к своим нуждам. Эти трансформации, в свою очередь, изменяют самого человека.

Встреча с негативным для человека фактором еще не означает неизбежности заболевания. Действительно, среди находящихся в тесном контакте с инфекционными больными, всегда имеются лица, нечувствительные или малочувствительные к инфекции. И для того чтобы неблагоприятное воздействие вызвало заболевание, необходимо определенное состояние данного конкретного организма в настоящий момент. Таким образом, причина (этиология) болезненного явления не может быть приравнена к самому этому неблагоприятному фактору [1].

К факторам, отвечающим за возникновение психосоматических заболеваний можно отнести следующие:

-   Возрастной фактор. Существует лишь небольшое количество психосоматических заболеваний, которые прямо или косвенно в своем  начале не привязаны к  возрастному фактору. Резкие возрастные перестройки (пубертатный период, климакс) с присущими любому организму в эти периоды трудностями адаптации и компенсации предрасполагают к началу многих психосоматических патологий. Еще более значима роль возрастного фактора при психопатологиях в зрелом возрасте.

-      Производственный фактор. Под ним подразумевают и причину психического расстройства (при профессиональных заболеваниях) и\или его условие. Например, шум, вибрация, эмоциональные перегрузки в условиях производства могут утяжелить сосудистое заболевание и, как следствие, способствовать появлению психопатологической симптоматики.

-    Сезонный фактор. Фактор сезонности является значимым для периодически протекающих эндогенных психопатологий. Метеотропный фактор  играет существенную роль в развитии  болезни у лиц с сосудистой патологией, с резидуальными последствиями перенесенной черепно-мозговой травмы и т.д. Однако, без наличия причины только предрасполагающие к этому условия не способны вызвать психосоматическое заболевание.

Таким образом, и причины болезней, и условия, провоцирующие их появление, могут быть как экзогенными, так и эндогенными. Поэтому бывает крайне трудно, а иногда невозможно разделить причины и условия заболевания в каждом конкретном случае, что в свое время дало основание для объявления некоторых заболеваний полиэтиологическими.

Для выявления причин возникновения психосоматических явлений отдельно следует остановиться на таком проявлении человеческой психики как эмоции. Эмоции - физиологические состояния, которые охватывают самые разнообразные чувствования и переживания человека. Они имеют ярко выраженную субъективную окраску, характеризуют индивидуальное отношение человека к повседневным событиям, явлениям и ощущениям, к разнообразным сигналам из внешнего мира и внутренней среды человеческого организма. Сигналы из внутренней среды организма (боль, сердцебиение, урчание в животе, мышечное напряжение, др.) воспринимаются с беспокойством, как неприятные и\или опасные ощущения. В то же время, вкусное блюдо, хороший сон, освобождение прямой кишки или мочевого пузыря от содержимого, воспринимаются с удовлетворением и сопровождаются психологическим чувством успокоения. С такими же субъективными оценками воспринимаются сигналы из внешнего мира (звуки, речь, зрительные образы, краски, запахи и др.). Радостное известие об успешно сданном экзамене, пройденном испытании, подарки – вызывают, как правило, положительные эмоции.

Именно эмоции имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию человека. Одно и то же явление, событие, предмет у одних вызывают удовольствие, положительные эмоции, другим безразличны, на третьих действуют отрицательно и раздражают. Так, одним нравится классическая музыка, другим - современные ритмы. Одни, наблюдая футбольные матчи, бокс, выражают свое удовольствие выкриками и свистом, другими людьми такое поведение болельщиков воспринимается болезненно, вызывает раздражение и возмущение.

Эмоциональное восприятие явлений и событий зависят как от типа высшей нервной деятельности человека (врожденный фактор), так и от образования и воспитания, влияния семьи, общества и традиций (приобретенный фактор). Эмоции сопровождают любое повседневное бытовое, служебное или культурное восприятие, любую творческую деятельность. Они оказывают основополагающее влияние на здоровье человека. Причем, как отрицательное, так и положительное. При этом положительные эмоции, как правило, не ведут к срыву высшей нервной деятельности, а, наоборот, способствуют укреплению здоровья, преодолению заболеваний.

Бурные эмоции, как отрицательные, так и положительные, аффекты могут вызывать невротические состояния. Однако, причинно-следственная связь при этом бывает более сложной, чем кажется на первый взгляд. Вероятно, взаимосвязь невротического состояния непосредственно с сильными эмоциональными проявлениями, с аффектом является последним звеном в цепи предшествовавших, менее сильных и поэтому менее заметных, подавляемых отрицательных эмоций, которые, тем не менее, не прошли бесследно. Накапливаясь в клетках головного мозга и теле, следы сильных, повторных и\или длительных отрицательных эмоций, приводят в итоге к тому, что количественные изменения переходят в качественные. В результате это проявляется в психо- эмоциональном срыве, невротическом состоянии. Именно это сегодня практически ежедневно наблюдается и регистрируется у жителей мегаполисов всего мира. Часто это может сопровождаться изменениями функциональных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Действительно, физиологические системы организма включаются автоматически, помимо воли человека [1].

Помимо этого, люди одного возраста, пола, профессии отличаются характером, вкусами, привычками, поведением, что зависит от индивидуального типа высшей нервной деятельности каждого индивида. Кроме того, в обыденной жизни одно и то же явление, событие оценивается одним и тем же человеком неодинаково в зависимости от сиюминутного настроения. Поэтому физическая болезнь, физическое недомогание по-разному отражается на настроении каждого конкретного человека. Иногда это воспринимается как неприятность, иногда как несчастье или даже катастрофа. Порой - это расстроенные служебные или семейные планы.

Обычно болезнь - это не только телесное страдание, но и страх перед будущим, неизвестным, возможно тяжелым или неизбежным. Замечено, чем болезнь острее и\или неожиданнее, тем тяжелее она переносится. Чем меньше человек знает о заболевании, тем более тяжелым и страшным оно ему представляется.

Однако, что закономерно следует из предшествующего изложения, не все одинаково переносят болезни. Субъективный мир больного, его отношение к болезни, острота восприятия раздражений из внешнего мира и внутренней среды организма зависят от типа высшей нервной деятельности, темперамента и воспитания. Поэтому воспитание  и обучение в самом широком смысле этих слов включает и воспитание отношения к здоровью, к болезни. Многочисленные примеры отражения в художественной форме реальных переживаний больных и умирающих, отношения здоровых к болезни и смерти ярко отражены в литературных произведениях русских классиков 19-го и 20-го веков.

К сожалению, в настоящее время система отечественного здравоохранения и отсутствие эффективной пропаганды гигиенических и медицинских знаний, порой недоступность дорогостоящей квалифицированной и специализированной медицинской помощи не обеспечивают необходимого отношения больных к своей болезни, к медицине и медицинским работникам в целом. Субъективное восприятие болезненных ощущений и их оценка, связанная с болезнью тревога омрачаются заботой о поиске финансовых средств на оплату лечения, на содержание семьи на время болезни, мыслями о возможности оказаться безработным. Поэтому отношение к болезни, поведение большей части больных ухудшает течение и исход заболевания, вызывает беспокойство врачей и психологов.

Отдельно следует остановиться на феномене так называемых воображаемых болезней. Условием возникновения воображаемых болезней является эмоциональная неустойчивость, мнительность и, как следствие, внушаемость. Это явление является не столько врожденным свойством психики человека, сколько приобретенным в процессе воспитания и обучения. Мнимые болезни возникают при наличии таких условий, как нервно-психическое перенапряжение, переутомление, бессонница, нарушение режима поведения и питания. Влияние этих факторов особенно возрастает на фоне длительных отрицательных эмоций в связи с семейным неблагополучием (в том числе, и особенно при тяжелой болезни близких и связанным с нею уходом за больным), профессиональными неприятностями. Так, бессонные ночи у постели тяжелого больного, беспокойство о его судьбе, переживания в связи с его страданиями, нарушения режима питания ведут к возникновению таких явлений, как потеря аппетита, задержка стула, слабость, головная боль и прочее. Анализ этих ощущений и сравнение их с тем, что было у больного и к чему это привело, наводят на мысль о возможности такой же болезни. В подобных условиях у впечатлительных субъектов могут возникнуть такие формы воображаемых болезней, что избавить их от страданий нередко бывает достаточно сложно. Иллюстрацией этому может служить распространенный феномен «заболевания» студентов-медиков за время обучения в ВУЗе хотя бы одной воображаемой болезнью из списка болезней, которые подлежат изучению. На третьем курсе это обычно - ревмокардит или стенокардия, на последующих курсах это - туберкулез, рак, воспаление желчного пузыря и даже сифилис. Отдельные лица не расстаются со своими страхами и мнительностью и впоследствии, даже будучи врачами. Так, имеется немало врачей и клинических психологов, которые, вместо того чтобы квалифицированно разобраться в ощущениях и убедиться в необоснованности опасений, своим поведением подчас неосознанно подкрепляют подозрения больных. Слово врача, неквалифицированно объясняющего тот или иной симптом, ошибки в диагнозе, случайно оброненная фраза некритически относящегося к своим словам и поступкам медицинского работника могут служить причиной происхождения воображаемых, не существующих у пациента заболеваний.

Главными методами лечения воображаемых болезней являются психотерапия и время, когда человек убеждается, что он не умер, не стал инвалидом и даже не слег в постель. Постепенно человек забывает, что совсем недавно телесно или душевно «страдал» от тяжелой воображаемой болезни.

Важно отметить, что сознание болезни охватывают весь объем переживаний больного, связанных с его болезнью. Сюда входят представления о значении для больного первых проявлений и дальнейшем развитии болезни; представления о начинающемся улучшении самочувствия и восстановления состояния здоровья после ее прекращения; представления о возможных последствиях болезни для себя и семьи, для дальнейшей продуктивной деятельности; представления об отношении к нему во время болезни членов семьи, знакомых, медицинского персонала в случае стационарного лечения.

Состояния сознания болезни, сопровождающиеся аномальными реакциями больного на нее и порождаемые внутренней болезнью стойкие изменения психики, дополняют и усложняют клиническую картину основной болезни. У больного наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Болезнь меняет восприятие и отношение больного к окружающим событиям, к самому себе. В результате болезни у больного возникает особое положение среди близких людей, иное положение в обществе.

Наиболее общими изменениями психики у психосоматических больных считают перестройку интересов по направлению от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям своего тела и к ограничению интересов. Это сопровождается изменениями личности, что проявляется в аффективной настроенности, моторике, речи, вплоть до изменений в восприятии времени (его субъективное ускорение или замедление). Большое значение приобретают наплывы воспоминаний, выраженность и некоторая насильственность которых могут быть связаны с интоксикацией в течение болезни.

Сложности представляет собой так же период выздоровления, когда у больного наступает период компенсации или примирения с дефектом, возникшим в результате болезни. Особенно это ярко проявляется, когда речь идет об инвалидности и в связи с этим новым положением в семье и обществе. В случае неизлечимой болезни врач и\или психолог должен понять все своеобразие психологического состояния больного, быть внимательным к мелочам по уходу за больным во время симптоматического лечения.

Таким образом,  психическое  напряжение  больного,  конфликтные  ситуации могут отражаться на соматическом состоянии больного и вызывать так называемые психосоматические заболевания. Соматические заболевания, в свою очередь, оказывают влияние на психическое состояние человека, на его настроение, восприятие окружающего мира, поведение и планы. Только подход к состоянию больного на основе целостного понимания его организма всегда учитывает сложные взаимоотношения, которые существуют между психическим состоянием человека и его болезнью, между «психо» и «сома».

 

Список литературы

1.     Бочанова Е.В. и др. Психосоматические заболевания: полный справочник / под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2003. – 605 с.

2.     Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006. – 752 с.

3.     Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

4.     Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб.: Речь, 2007. – 294 с.

5.     Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 992 с.

6.     Чуева М.Ю., Николаев Ю.И. Психосоматика: история становления психосоматической медицины // Международная научная школа психологии и педагогики / Ежемесячный научный журнал. № 6 (14). Новосибирск: МНШ ПиП, 2015. — С. 67-71.

7.     Чуева М.Ю. Психосоматика: актуальные задачи диагностики психосоматических заболеваний // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.). № 2. г. Волгоград: ИЦРОН, 2015. — С. 220-227.