07 февраля 2016г.
В настоящее время, в системе высшего педагогического образования широко используется такое понятие как «компетентность». В психолого-педагогической литературе оно получило широкое распространение в конце 20 века как специальное направление – компетентностный подход в образовании акцентирующий внимание на результате образования, на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Термин «компетентность» в словарях и энциклопедиях рассматривается с нескольких точек зрения:
- как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее от чувства собственной успешности и полезности [9,186];
- как глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков [8,294];
- как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности [6,133].
- как качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение, которого поэтому является веским, авторитетным [11,4].
Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название «ключевых». Понятие «ключевые компетенции» было введено в зарубежной педагогической науке в начале 1990-х годов Международной организацией труда. В середине 90-х годов это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе и становится предметом изучения многих исследований. Так, например Э.Ф. Зеер трактует ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах и выделяет пять ключевых, значимых компетенций в профессиональном образовании Европейского сообщества:
- социальная компетенция – способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявления сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;
- коммуникативная компетенция – владение технологиями письменного и устного общения на разных языках, компьютерного программирования, общения через Интернет;
- социально-информационная компетенция – владение информационными технологиями и критическое
отношение к информации, распространяемой через СМИ;
- когнитивная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
- специальная компетенция – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда [4, 25].
А.В. Усова отмечает, что ключевые компетенции - это общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Исследователь подчеркивает, что ключевые компетенции универсальны и поэтому не могут быть узкоспециализированными. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения [11, 6]. Таким образом, мы можем констатировать, что понятия «компетентность», «компетенция», «компетентный» - широко используются для обозначения высокого качества деятельности педагога, который должен обладать «набором» компетенций: владеть глубокими знаниями, умениями и навыками в какой-либо области профессиональной деятельности, уметь применить их в практической деятельности, брать на себя ответственность, быть готовым понимать и принимать различия культур и традиций и т.п. Следовательно, компетентность - это признак профессионализма. Большинство исследователей считают, что настоящий профессионализм не может вырасти у человека из занятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя. Важнейшим условием достижения профессионализма является развитие у человека общих способностей, и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности.
В Энциклопедии профессионального образования «профессиональная компетентность» - трактуется как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности [12, 383]. К изучению этой проблемы в системе высшего профессионального образования обращаются многие исследователи. Так В.А. Адольф, видит в профессиональной компетентности обобщенное личностное образование и готовность к продуктивной педагогической деятельности [1, 72]. В.А. Сластенин единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности [10, 576]. Профессиональной компетентностью, по мнению Н.В. Кузьминой является совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач [5, 105]. Ряд ученых (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова) под профессиональной компетентностью понимают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения [2, 208]. А.К.Маркова выделяет виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению [7, 308]. Подробно исследовали эту тему С.М. Годник и Г.А. Козберг. Авторы считают, что в структуре профессиональной компетентности фундаментальным компонентом является знание. Чтобы сформировать профессиональную компетентность, будущий педагог должен владеть системой знаний о сущности, основных видах, формах и закономерностях педагогической деятельности, психолого-педагогическими основами образования и воспитания, освоить современные методы преподавания.[3, 346].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по интересующей нас теме можно сделать некоторые выводы:
- профессиональная компетентность педагога - одна из важнейших проблем современной действительности;
- профессиональная компетентность рассматривается авторами ряда исследований как личностные качества педагога и как сумма знаний и умений, необходимых для осуществления успешной профессиональной деятельности;
- профессиональная компетентность включают в себя единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.
Таким образом, несмотря на достаточное количество исследований, точного определения понятия «профессиональная компетентность педагога» пока нет. Изучение данной проблемы продолжается, а сам термин в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня профессионализма и квалификации специалиста.
Список литературы
1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика. – 1998. - №1. – С.72-75.
2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 208 с.
3. Годник, С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: учебное пособие /С.М.Годник, Г.А.Козберг.– Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. – 346 с.
4. Зеер, Э., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 25 - 28.
5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. – М., 1990. – 105с.
6. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
7. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К.Маркова. – М., 1996. – 308 с.
8. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова – 2-е изд. – М.: Азъ, 1994. – С.615
9. Психологический словарь; авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 c.
10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.
11. Усова, А.В. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года/ А.В.Усова // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 2. – С.4 - 8.
12. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т.; под ред. С.Я. Батышева. – М.; 1999. – С.383. – Т.2.