25 февраля 2017г.
В настоящее время проблема эмоционального выгорания педагогов выходит на первый план, так как круг обязанностей, который выполняет педагог, все более расширяется, а времени для полноценного отдыха не остается. По мнению западных психологов, вся история исследования проблемы выгорания в зарубежной науке прошла два этапа, а в последнее десятилетие все данное исследование переходит на совершенно иной уровень научного познания [2; 22].
Чтобы определить особенности психологического здоровья людей, которые непосредственно работают с другими – с клиентами, пациентами, будучи физически и эмоционально перегружены, американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг в 1974 году ввел понятие «эмоциональное выгорание».
Некоторые ученые, такие как М. Кинг, протестовали против самого термина «выгорание», так как оно не совсем точно передает всю сущность данной проблемы, а также тождественно посттравматическому стрессовому расстройству, депрессии или «хандре», или Л. Морроу, который определял это понятие как «странную психиатрическую химеру».
Сторонники иной точки зрения определили связи с уже существующими моделями, так например, Дж. Фриди, С.Е. Хобфол с теорией общего стресса, С.Т. Миер с заученной беспомощностью и Адлер с психодинамикой беспомощности у представителей помогающих профессий, Бандура с моделью самоэффективности и компетентности и Д. Х. Малан с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий» [4].
В работе американских психологов С.Е. Джексона и К. Маслач возможность психического выгорания наблюдается только у представителей профессий с коммуникативной направленностью. Ими же был разработан опросник «MBI». Исходя из их точки зрения, эффект психического выгорания представляет собой трехступенчатый процесс, который включает в себя эмоциональное истощение; деперсонализацию; редуцирование собственных достижений, которое проявляется в виде отрицательной оценки себя с профессиональной точки зрения, либо в редуцировании собственного человеческого достоинства, уменьшении своих возможностей и т.д. [4].
Японские исследователи считают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), характеризующийся мигренью, бессонницей, агрессивностью, а также присутствием наркотических зависимостей (алкоголизм, табакокурение, наркотики) [1].
На современном этапе развития науки выделяют 3 стадии ведущие к эмоциональному выгоранию, которые различаются степенью вовлеченности человека в данный процесс и, следовательно, степенью обратимости:
1. Невротическая реакция. В первую очередь изменяется физическое и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза – так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Оно сопровождается как внешними, так и внутренними проявлениями: сильная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, разнообразные проявления телесного дискомфорта. Так же нередки случаи учащения раздражительности, конфликтности, когда человек не контролирует свои негативные чувства.
2. Невротическое развитие. Основной характерной чертой данной стадии является изменение поведения человека, что непосредственно влияет на его отношение к своей работе, в основном в отрицательную сторону, и как следствие халатное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей. А также, характеризуется социальной отрешенностью, так как человек сам конструирует несуществующий барьер между собой и окружающим его социумом. В процессе взаимодействия с таким партнером появляется ощущение, что он находится как будто за стеклом
3. Стойкое изменение личности. На данной стадии происходит профессиональная деформация личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности (варьирующей от раздражительности до неприкрытого хамства). Всё это протекает на фоне общего эмоционального обеднения, когда человек постепенно или полностью утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация часто усугубляется склонностью к перепадам в настроении, появлению кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами) [3].
Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания».
Авторы динамической фазовой модели Р.Т. Голембиевский, Р.Ф. Голембиевский выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трём факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений [1].
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1. Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).
2. Снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, детям (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, детям), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой, возрастание требований.
3. Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).
4. Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).
5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [3].
Анализируя фазы развития синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую
тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной.
Таким образом, описывая возникновения проблем эмоционального выгорания можно отметить, что эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в педагогической литературе, механизмов психологической защиты.
Список литературы и источников
1. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика: Психологический журнал / – М. Спутник , 2009.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006,– с. 216.
3. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2010.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / Бойко В.В.-СПб.: Питер.- 1999.
5 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В.- М.: Наука.- 1997
6. Борисова М. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. Борисова // Вопросы психологии. – 2010.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2001.