Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРАВИЛА ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Понятие «проектной педагогической технологии», зародившись в начале 60-х годов XX века в США, получило быстрое распространение во всех развитых странах мира. Зарубежная педагогическая литература описывала технологизацию учебного процесса в виде использования разнообразных средств обучения, затем весь педагогический процесс стал подвергаться структурированию и планированию. Современный подход к учебному процессу в школе заключается в построении его на проектной технологической основе, которая подчиняется общим правилам технологии проектного обучения:

1.     Правило педагогической целесообразности. Сформулированное А.С. Макаренко, оно гласит, что никакая деятельность педагога не должна быть бесцельной.

2.     Преподавание и учение всегда представляют собой два взаимозависимых процесса, так как это две стороны процесса обучения. Преподавать – значит организовывать целесообразную самостоятельную деятельность учащихся, направленную на познание предметов и явлений окружающей действительности.

3.        Конкретизация всех целей входящих в содержание урока. Целеполагание должно быть основой содержания урочной и внеурочной форм проектирования, формирования методов и способов деятельности, организуемых педагогом.

4.     Обязательное тематическое планирование в виде описания стратегии проведения отдельных занятий, объединенной одной исследовательско-предметной логикой и характеристикой конечных результатов.

5.     Наличие различных форм контроля на каждом этапе проектирования в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся.

6.     Стимулирование творческой деятельности учащихся в ходе реализации проекта, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7.     Разнообразие форм и методов проектного обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы [2, с. 4].

Общие принципы педагогических технологий находят яркое подтверждение в принципах реализации проектных технологий общеобразовательной школы:

1)          Принцип целостности в проектной технологии определяется закономерностями развития педагогического процесса, в котором она реализуется. Структура педагогического процесса при наличии в нем проектной технологии гармонизируется и структурирует все свои элементы.

2)          Принцип вариативно-личностной организации обучения позволяет адаптировать проектную технологию к индивидуальным особенностям школьников.

3)          Принцип профессиональной направленности проектной технологии. Позволяет формировать профессиональные компетенции, развивать профессиональные умения и личностно значимые качества педагога.

4)          Принцип информационной ориентации  проектной технологии обучения  на различные источники информации и модель образовательного процесса в школе.

Проектные школьные технологии могут быть эффективными, если они: основаны на закономерностях человеческого восприятия и развития ребенка; актуальны; учитывают особенности состава класса и отдельно взятого ребёнка, педагога и условий, в которых реализуется технология.

Проектная технология как системная категория обладает структурными компонентами целеполагания и содержания обучения, средствами педагогического взаимодействия, мотивации, организации учебного процесса и результата деятельности [1]. Технология это всегда процесс. Если рассматривать проектную деятельность, то это поэтапный процесс искусственных изменений в педагогической системе. Проектным педагогическим технологиям для реализации в практической педагогической деятельности необходимо придерживаться логики процесса внедрения, где существуют следующие этапы:

1 -й этап – ознакомление с содержанием проектной технологии. Для этого следует ответить на ряд последовательных вопросов:

Ø   В чем заключается новизна конкретной технологии, ее целевая и теоретическая инновационность, практическая и творческая целесообразность?

Ø   Решение, каких педагогических проблем затрагивает данная технология? Проектные проблемы должны не только органично вписываться в тематику дисциплины, но и быть актуальны для учащихся.

Ø   Какие условия реализации технологии можно считать эффективными? Порой учитель не имеет необходимых материально-технических, методических, компетентностных аспектов для эффективной реализации в практике собственной деятельности проектной технологии и усилия, затраченные на ее реализацию, освоение могут быть напрасными.

Ø   Возможно ли применять данную проектную технологию в своей педагогической деятельности? Любая технология должна быть необходима в педагогическом процессе.

Ø   Насколько востребована проектная технология? Целиком или на уровне отдельных элементов? Современные технологии должны быть востребованными потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, будущими работодателями, другими социальными институтами). Возможно, проектная технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп в отдельных темах или элементах урока, не доводя до целостного применения.

2 -й этап – изучение проектной технологии, в процессе которого следует сделать следующее:

Ø   определить задачи необходимые для решения в процессе применения проектной технологии (это могут быть как основополагающие задачи, так и промежуточные, с результатами, получаемыми благодаря исследовательской работе);

Ø выявить способы оценки эффективности деятельности учителя, работающего по проектной технологии;

Ø охарактеризовать способы диагностики педагогического процесса при использовании в нем проектирования и методы коррекции его хода;

Ø описать закономерности которые возникают при применении проектной технологии в конкретных условиях педагогического процесса в отведенный временной этап и возможный спектр вариантов проектной деятельности учителя и учащихся в данных условиях;

Ø выявить условия максимальной результативности проектной технологии в условиях конкретного педагогического процесса.

3 -й этап – непосредственно применение проектной технологии характеризуется четырьмя последовательными шагами:

Ø   применение элементов технологии при помощи проектных методов и приемов;

Ø   перегруппировка элементов технологии, в группы освоенных и неосвоенных элементов, для последующей работы в структурных частях (фрагментах) технологии;

Ø   применение всей технологии в целиком, восстановление заложенной в ней логики;

Ø   внесение в технологический процесс проектирования элементов творчества;

Ø   адаптация технологии к собственным стилевым особенностям педагогической деятельности;

Ø   совершенствование и переконструирование отдельных элементов педагогической технологии в соответствии с требованиями практики и индивидуальными потребностями педагога и учащихся.

Проходя каждый из названных этапов, педагог детализирует проектную деятельность и адаптирует технологию к собственному стилю работы, что позволит получить более высокие результаты ее реализации в предметном обучении и обоюдное удовлетворение совместной творческо-исследовательской деятельностью [3]. Важно выявить коренные основы процесса проектирования, влияющие на формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив учебного процесса. Определяющими в проектной технологии являются следующие основания:

Во-первых, технология проектирования учебного процесса инструментальна.

Во-вторых, проектная технология реально оптимизирует учебный процесс. Учитель получает возможность неоднократно улучшать, оптимизировать проект учебного процесса еще до входа в класс для реализации проекта учебного процесса.

В-третьих, перед глазами учителя всегда находится целостный учебный процесс, на любом этапе проектирования.

В-четвертых, технология  характеризуется открытостью, то есть последовательное улучшение проекта возможно благодаря потенциалу инструментальных улучшений, экспериментальных улучшений и синтезу творческого потенциала всего учительского коллектива.

Вышесказанное позволяет определить следующие стадии проектирования педагогического процесса в предметной области:

I     стадия – анализ стандарта дисциплины и формулировка микроцелей, т. е. системы ориентиров, определяющих рамки деятельности педагога в поле проектирования педагогического процесса.

II    стадия – разработка технологического механизма проектирования, предназначенного для определения результатов достигнутых микроцелей. Данная стадия подразумевает диагностику деятельности учащегося с учетом трансформации стандарта образования по предмету в исследовательки-творческую учебную деятельность.

III   стадия – определение траектории прохождения проекта учащимся с достижением каждой поставленной микроцели технологии. Траектории прохождения проекта зависят от степени готовности учащегося к исследовательским и поисковым формам работы. Чем выше исследовательский уровень тем более короткая траектория достижения микроцели этапа проекта, однако и риск недостижения цели также велик. На данной стадии учитель выбирает объем и содержание самостоятельной проектной деятельности учащихся, т.е. планирует количество исследовательских приемов работы учащихся и поисковые методы учебной деятельности в проекте.

IV   стадия – проектирование логической структуры модели педагогического процесса в границах учебной темы. Данная стадия берет за основу зону ближайшего развития учащегося. Учитель еще более глубоко детализирует проектную деятельность индивидуально для каждого ученика участвующего в ней.

V    стадия – формирование системы понятий проекта и оформление понятийного аппарата учебной темы, изучаемой по технологии проектирования.

VI    стадия – детализация знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся на материале учебной темы при использовании проектной технологии.

VII      стадия – алгоритм проектной деятельности, зафиксированный в электронном варианте, в виде взаимосвязанной системы параметров педагогического процесса в рамках дисциплины.

Принципиально важно для проектирования педагогического процесса овладеть проектной культурой. Проектная культура учителя, становление которой происходит под влиянием ценностно-педагогического взаимодействия в социально-педагогическом пространстве школы, может рассматриваться как целостное, интегративное, изменяющееся во времени качество личности. Проектирование требует и одновременно развивает особые деятельностные  умения и способности учителя, такие  как рефлексия, целеполагание,  планирование, анализ, моделирование конструирование.

Педагогическое проектирование – прикладное научное направление современной педагогики и специально организуемой практической деятельности, направленных на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в функционировании педагогического процесса как системы, а также модернизации педагогических процессов в конкретных условиях.

 

Список литературы

1.     Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы // Начальная школа. – №1. – 2006.

2.     Чупрасов В.И. Современные технологии в образовании. – Владивосток, 2000 г.

3.     Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. – № 9. – 2008.