Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВСЕСТОРОННЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Изучая историю развития педагогической теории и практики, можно заметить постоянность присутствия определенных идей, формулировки которых претерпевают изменения, модернизируются, но смысл и содержание, по сути, остается прежним. Можно предположить, что подобные идеи доказали свою состоятельность в педагогике; что, вероятно, связано с неизменной сущностью человеческой личности. Представляется, что идея всестороннего гармоничного развития относится именно к такого рода идеям.

В основе мысли о всестороннем развитии человека лежит убеждение в его многогранности и взаимозависимости разных сторон его личности. Это наблюдение было сделано еще в глубокой древности, и развитие воспитания у древних народов демонстрирует движение в сторону одновременного воздействия на умственную, нравственную и физическую природу ребенка. Известно, что в своем классическом выражении мысль о всестороннем гармоничном развитии человека была сформулирована в условиях древнего афинского воспитания. Калокагати́ я в древнегреческой культуре, подразумевавшая гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, олицетворяла совершенство человеческой

личности и воспринималась в качестве идеала воспитания человека. Несомненную лепту в формирование этой идеи внес Аристотель с его представлениями о тройственной природе человеческой души: растительной, животной и разумной, каждая из которых находит выражение в определенном направлении воспитания: физическом, нравственном и умственном. В результате классическое афинское воспитание было ориентировано на этот «тройственный воспитательный союз» своей образовательной системой, включавшей мусические школы, палестры, гимнасии, и поощряемой социально-культурной атмосферой афинского общества.

Несмотря на смену эпох и поколений, крупнейшие педагоги прошлого, не только не отказались от этой идеи, но непременно  имели ее в виду и клали в основу построения своих концепций. Ярче всех эта идея выразилась в творчестве И.Ф. Песталоцци, который полагал, что всестороннее гармоничное развитие ребенка является целью всего воспитательно-образовательного процесса. Известно, что И.Ф. Песталоцци, являясь поклонником идеи Ж.Ж. Руссо о свободном, естественном развитии ребенка, по-своему представил реализацию этой идеи. При этом основная педагогическая мысль Ж.Ж. Руссо подразумевала развитие всех природных, разносторонних задатков личности в их природном гармоничном единстве и естественном раскрытии.

В основе  предложенной И.Ф.  Песталоцци теории элементарного развития лежали нравственное, физическое и умственное воспитание личности, каждое из которых базировалось на выявлении, упражнении и развитии простейших элементов. Так, для развития умственных способностей в детском возрасте необходимый навык чтения надо было выстраивать на последовательном движении от элемента «буква-звук» к слогам, словам, предложениям и т.д. Для развития математических способностей – от числа (единицы и далее) к арифметическим действиям и т.д. Для умения писать нужно было упражнять ребенка в написании прямой линии, далее – в написании частей букв, затем целых букв, слогов, слов и т.д. Навыки чтения, счета и письма являлись, по мнению автора концепции, условиями развития ребенка в умственном направлении. Но главное, что и в основе других направлений развития ребенка И.Ф. Песталоцци также находил определенные элементы: любовь и доверие к матери были основой нравственного развития, упражнения мышц и суставов должно было вести к физическому развитию. Продолжая идею И.Ф. Песталоцци можно найти элементы различных трудовых действий в основе трудового воспитания, элементы пения (звук, нота) или рисования (линия) в основе эстетического развития и т.д. Важнейшим моментом в этом смысле является его представление о необходимости развития всех возможных сторон развития ребенка, чтобы не упустить каких-либо его природных способностей, а также его представление о гармоничной связи всех направлений развития, которое выражалось в одновременности, максимальности и равности их развития. Эти представления И.Ф. Песталоцци, безусловно, представляются идеалистичными и далекими от реально достижимых целей воспитания и образования, но мысль о всестороннем, гармоничном развитии, по мнению автора, несомненно должна присутствовать у учителя-воспитателя, как главный ориентир его педагогической деятельности, придающий ей смысл и определяющий ее содержание.

Можно говорить о том, что в этом понимании данная идея получила свое развитие в последующие годы. Конец 19 – начало 20 вв. в педагогике ознаменовался активным подъемом в связи с поисками новых способов подготовки ребенка к взрослому существованию в изменившемся мире. Среди многообразия педагогических воззрений этого периода особенно заметно выделялась концепция Д. Дьюи. Идея прагматической педагогики, предложенная им, по сути, не была абсолютно новой, скорее впитала в себя уже известные в педагогике основы реального, практического воспитания и образования предшествующих эпох, однако Д. Дьюи по-новому взглянул на содержание такого образования, активно включив в него метод проектов. «Инструментальная педагогика», в которой каждое движение ребенка к познанию являлось инструментом его развития, по-своему использовало и развивало идею всестороннего гармоничного развития личности. Д.Дьюи переосмыслил ее в рамках основной задачи подготовки ребенка к жизни в современном капиталистическом мире, обществе свободного предпринимательства. Разносторонние природные задатки ребенка являлись его преимуществом в конкурентном сообществе, поэтому задача определить, развить и использовать их представлялась важной педагогической задачей.

Стремление к формированию гармоничной личности в  сочетании ее разносторонних свойств и способностей отличали и другие педагогические направления этого периода. В рамках экспериментальной педагогики исследователи изучали возможности детей того или иного возраста, их природные разносторонние данные, чтобы научно обосновать и осуществлять их развитие. Движение «педагогов-антропологов», последователей К.Д. Ушинского, в рамках отечественной педагогической науки и практики стремилось к целостному пониманию ребенка, к глубокому знанию об анатомо-физиологическом и психологическом функционировании его организма с тем, чтобы осуществлять педагогическую идею его разностороннего, гармоничного развития. Идея воспитания в духе постижения «истины, добра и красоты», традиционно сохранявшаяся на протяжении столетий в русской педагогической истории, как никакая другая, соответствовала цели всестороннего, гармоничного развития личности воспитуемого.

С наступлением советского периода в отечественной педагогике произошли существенные изменения в определении цели и содержания воспитания и образования. Вместе с тем представляется, что после первых лет революционных поисков и последующей некой стабилизации жизни школы и общества произошло возвращение к прежней идее. Претерпев определенные неизбежные изменения, мысль о всестороннем гармоничном развитии вернулась в педагогическую литературу, учебники, научно-педагогические исследования. Нравственная основа воспитания трактовалась с точки зрения воплощения идей социализма и коммунизма. «Моральный кодекс строителя коммунизма» окончательно сформулировал и закрепил основные требования к данной стороне воспитания. Умственная и физическая стороны развития личности, традиционно являясь, наряду с нравственной, базовыми для этой идеи, в определенной степени испытывали давление первой. В советском образовании все было подчинено цели воспитания строителя коммунизма, интернационалиста, патриота советской страны, преданного борца за светлое будущее человечества. Тем не менее, и физическое развитие – сохранение здоровья, занятия спортом; и умственное развитие – через школьное обучение, научные секции, кружки, факультативы, а также другие стороны идеи всестороннего развития (прежде всего, трудовое, эстетическое) всячески поощрялись. Также именно в советской педагогике сформировалась так называемая триединая цель урока: образовательная цель, направленная на формирование знаний, умений, навыков; развивающая цель, направленная на развитие психических сторон, таких как память, мышление, внимание и др.; и воспитательная цель, связанная с формированием определенных качеств личности школьника. Представляется, что в этой триединой цели на уровне урока нашла свое отражение идея всестороннего гармоничного развития.

В постсоветский период  отечественная педагогика находилась и продолжает  находиться в состоянии постоянного реформирования, обусловленного поисками новых смыслов, ценностей, идей, созвучных духу и потребностям времени, соответствующих этапу развития современного общества и государства. В документах, посвященных образованию, прежде всего, ГОСах и ФГОСах выдвигаются новые цели воспитания и обучения подрастающего поколения. При этом компетентностный подход и формирование компетенций, по сути, представляют собой модернизацию и расширение прежней идеи всестороннего (разностороннего) гармоничного развития личности. Так, в перечень целей школьного образования входит формирование компетенций, то есть умения с помощью глубоких и разнообразных знаний разрешать проблемы в разных областях жизни: в сфере учебной деятельности, в сфере профессионального выбора, в духовно-нравственной сфере, в области познания окружающего мира, в социальной сфере и т.д. Более пристальное рассмотрение содержания указанных компетенций позволяет говорить о том, что при их комплексном формировании у выпускника школы осуществляется его разностороннее гармоничное развитие.

Цели ФГОС последнего поколения не отрицают формирование компетенций. Во ФГОС общего образования понятие «компетенции» используется, хотя и не является системообразующим при описании результатов освоения образовательных программ. При этом данные стандарты называются компетентностно ориентированными. Системно-деятельностный подход в современном образовании по-прежнему направлен на формирование компетенций, так как именно в ходе организованной деятельности школьников происходит постижение знаний, овладение умениями, складываются компетенции. Вместе с тем, в рамках требований к качеству обучения стандарт устанавливает его личностные, предметные и метапредметные результаты. Обращает на себя внимание то, как раскрываются авторами стандарта эти требуемые результаты освоения образовательных программ. Представляется, что в основе и по существу содержания они являют собой модернизированные и расширенные образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения прежних лет. С другой стороны, эти новые цели выражают современное понимание прежней идеи разностороннего гармоничного развития личности школьника. Достаточно вчитаться в формулировку каждой из них. Так, личностные результаты требуют понимания и принятия ценностно-смысловых, нравственно-этических установок, а также выработке социальных компетенций, развития эстетического сознания, формирования здорового образа жизни, целостного мировоззрения на основе научных знаний, широкого культурного кругозора и т.д. Предметные цели призваны повысить качество обучения внутри каждого учебного предмета, а метапредметные предполагают развитие таких способностей и умений, которые помогли бы школьнику осуществлять познание и организовывать свою деятельность.

Таким образом, современный подход к определению целей образования еще раз доказывает жизненность, целесообразность и неизбежность сохранения в педагогике идеи всестороннего гармоничного развития личности. Вероятно, что и в последующих поколениях образовательных документов в модернизированной трактовке вновь будет представлена эта идея.

 

Список литературы

1.     Дьюи Д. Демократия и образование. М.. Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

2.     Песталоцци И.Г. Лебединая песня / Избранные педагогические произведения: В 3 т. Т.3. М., Изд-во АПН РСФСР, 1965. С. 339-366.

3.     Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании / Педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М., Педагогика. 1981. С. 24- 243.

4.     Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1.М., Педагогика, 1974. С. 229 -380.

5.     ФГОС ООО от 17.12.2010 № 1897, http://минобрнауки.рф/documents/938