07 февраля 2016г.
Важным условием человеческого существования является общение. Используя общение, человек во все времена удовлетворял свои потребности, влечения, желания, интересы.
Общение - это частный вид коммуникации. «Коммуникация (от латинского communico - делаю общим, связываюсь, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями»[2,с.168].
По типу отношений между участниками различается коммуникация межличностная, публичная, массовая; по средствам - речевая (устная и письменная) и паралингвистическая (жест, мимика, мелодия).
Общение возможно только тогда, когда присутствует обратная связь (эмоции, сопереживание, отношение к партнеру). Человеческое общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеющегося целью установления взаимопонимания и взаимопереживания.
Общение как межпредметная категория, феномен культуры оказывается в поле зрения практически всех гуманитарных наук. Этика и культурология, социология и политология выделяют общение как предмет их исследования. Особый интерес к проблемам общения проявляют психологи. Общению посвящен целый ряд работ А.А.Леонтьева, который выделяет некоторые главные аспекты этой проблемы: а) психологические функции общения;
б) формирование и функционирование механизмов и средств общения в зависимости от функции общения, от особенностей личности и других психологических факторов; в) взаимоотношения общения с другими аспектами психической жизни человека [2].
Важным является следующее положение психологов: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным» [2, с.33]. Таким образом, структуру речевого действия при общении составляют следующие компоненты: а) ориентировка, б) планирование, в) реализация в языковом коде, г) фаза контроля речевой деятельности.
К ориентировочной основе речевого действия относятся факторы, влияющие так или иначе на выбор речевого действия, т.е. основная цель, мотив речевого действия, основные условия коммуникации (происходит устное или письменное общение, идет общение с одним человеком или несколькими людьми, общение осуществляется в официальной или неофициальной обстановке). По мнению некоторых ученых, например, И.А.Зимней, данные факторы не являются непосредственной ступенью речепроизводства, а только характеризуют условия выбора речевого действия, т.е. являются своеобразным «запускным механизмом» [1].
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым общением. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т.п.). Речевое общение осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Речевое общение обоюдно. Как и всякая социальная активность человека, речевое общение сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.
У дошкольников необходимо воспитывать культуру речевого общения, под которой следует понимать «совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации» [1,с.187].
Педагогическое общение имеет свою специфику, которая заключается в том, что задача педагогического общения - реализация целей развития личности. В процессе педагогического общения происходит обучение воспитанников способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, мотивационной сферы личности, развитие познавательных интересов дошкольников, создание психологического комфорта на занятии.
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. Так, А.С.Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой нашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [3, с.228].
Педагогическое общение - это сфера профессионального общения воспитателей с коллегами и воспитанниками, а также воспитанников с воспитанниками под контролем воспитателя (в процессе обучения и воспитания).
Чтобы педагогическое общение было наиболее эффективным, необходимо использовать, по мнению Л.Д.Столяренко [4], следующие коммуникативные приемы:
1. Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (заторможенности, неловкости, подавленности, неуверенности):
– создание на занятии атмосферы защищенности при общении воспитателя с воспитанниками;
– одобрение со стороны воспитателя, поддержка воспитанника в его попытке ответить, принять участие в дискуссии;
– одобрение желания воспитанников обратиться за помощью к воспитателю или к ровесникам;
– поощрение устных ответов воспитанников;
– создание благоприятных условий для ответа для воспитанника с явной коммуникативной заторможенностью;
– поощрять, а не подавлять творческую активность слабых воспитанников.
2. Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
– оказание помощи в подборе необходимых для высказывания воспитанника языковых средств;
– разъяснение смысла коммуникативных норм в той или иной ситуации общения;
– обучение технике публичного выступления;
– подчеркнуто положительная критика воспитанника в его диалоге с воспитателем;
– проявление заинтересованного внимания к ответам воспитанников;
– оперативное представление желающим воспитанникам возможности ответить;
– предоставление воспитанникам возможности подготовиться к ответу.
3. Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности воспитанников:
-– прямое побуждение воспитанников к активному взаимодействию с воспитателем;
– мотивирование ответов воспитанников и поощрение за инициативу;
– критическое отношение к собственным неточностям и ошибкам;
– «игровая провокация», предоставление воспитанникам возможности доказать свою точку зрения, если воспитанники отнеслись к ней недоверчиво.
Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Педагогическое общение имеет сложный и многогранный характер в образовательном процессе.
Профессия воспитателя - это профессия речевая, поэтому на занятиях в основном происходит речевое общение, которое во всех его формах, видах, жанрах, типах позволяет воспитаннику получать в готовом виде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями.
Личность педагога очень важна в процессе педагогического общения. Чтобы педагогическое общение было эффективным и способствовало развитию у дошкольников интеллектуально-познавательных мотивов, воспитатель должен иметь определенные личностные качества и обладать определенными профессиональными способностями.
Таким образом, следует выделить специальные качества личности педагога, которые могут обеспечивать наиболее эффективное педагогическое общение в процессе учебной деятельности. К таким качествам можно отнести педагогическую эрудицию, стремление к самосовершенствованию, общительность, тактичность, эмоциональность.
Список литературы
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А.Зимняя.–Изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
2. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учебное пособие / А.А.Леонтьев.– М.,1997.
3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. / А.С. Макаренко.– М.: Педагогика, 1983.–т.1.
4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко // Ростов-на-Дону, 2000.– 347 с.