Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Шуя
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

В статье сделана попытка обобщения исследований, посвященных применению системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку школьников. Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования теоретические - анализ, синтез, классификация, эмпирические - изучение научно-методической литературы по проблеме исследования и нормативных документов образования.

Идеи системного и деятельностного подходов (самостоятельность и активность, проектная деятельность учащихся) мы находим ещё в работах М. Монтессори («Дом ребёнка, «Мой метод» и другие работы), Д. Дьюи (метод проектов), А.С.Макаренко («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и другие работы), а также ряда других выдающихся педагогов прошлого.

Проблема внедрения системно-деятельностного подхода является актуальной, поскольку в настоящее время данный подход заложен в основу федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО), в том числе в обучение школьников иностранному языку. Согласно стандарту системно-деятельностный подход обеспечивает достижение учащимся планируемых результатов программы образования, а также создаёт условия для самостоятельного эффективного освоения ими новых способов и видов учебной деятельности.

Частным случаем системно-деятельностного подхода в контексте обучения иностранному языку является коммуникативно-деятельностный подход, который подразумевает изучение иностранного языка в процессе общения. Его основы  были заложены в 1980-е годы в трудах таких отечественных психологов и методистов как С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя, А. Н.Леонтьев, Г.А.Китайгородская и ряда других авторов.

В обучении иностранному языку системный компонент определяется интеграцией всех слагаемых овладения языком: грамматикой, лексикой, произношению и речью. Хотя в настоящее время коммуникативно- деятельностный подход применяется и в обучении другим предметам в школе (литературе, истории), первоначально он возник при обучении иностранному (неродному) и русскому (родному) языку (коммуникативные упражнения, игры, коммуникативная лингвистика).

ФГОС СОО предусматривает среди прочих следующие результаты изучения предмета «Иностранный язык»: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной самореализации и социализации личности учащегося как инструмента межкультурного общения в поликультурном мире, а также владение знаниями о социокультурной специфике страны изучаемого языка.

Говоря о коммуникативно-деятельностном подходе к обучению школьников иностранному языку, следует отметить, что объектом обучения  с  этой позиции  выступает речевая деятельность в следующих ее видах: слушание, говорение, чтение и письмо. Данный подход означает, что в центре обучения находится учащийся в роли субъекта учебной деятельности, а процесс обучения предполагает максимальный учет его индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей.

Системно-деятельностному подходу посвящены ряд диссертационных исследований. О.С. Тоистева в работе «Системно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе» разработала основы этого подхода в качестве основы системной организации целостного образовательного процесса как единства разных видов деятельности студентов, а также выстроила концептуальную модель системно-деятельностной подготовки студентов вуза к успешной социально- педагогической деятельности, и реализовала её на практике.

Ф.В. Резакова выстроила модель взаимодействия школы и семьи в процессе педагогической поддержки школьников, Е.М. Ильина выработала концепцию системно-деятельностного подхода к психологической профессиографии как научно-методической основе деятельности психолога. В.П. Сухов при разработке развивающего обучения в школьной географии выявил возможность интеграции дисциплин естественно - научного цикла на основе системно-деятельностный подхода.

Проблеме системно-деятельностного подхода посвящены многие научные работы, в частности Н.В. Мыльниковой (системно-деятельностный подход в обучении младших школьников),  Т.М. Ивановой (в преподавании русского языка как иностранного), М.В. Шептуховского [5] (системно-деятельностный подход в начальном естественнонаучном образовании), Н.И. Аксеновой (системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов обучения) и других авторов.

Ряд авторов развивают идеи А.С. Асмолова и дополняют их в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Это статьи, которые посвящены проблеме системно- деятельностного подхода в обучении иностранному языку. П.А. Дерябин разработал алгоритм работы с учебным заданием по английскому языку в русле интересующего нас подхода, В.Ю. Григорьева разработала технологию организации данного подхода в обучении иностранному языку на уроке, Е.А. Ильина определила требования к учителю в рамках ФГОС в рамках процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также технологии сотрудничества, методов «портфель ученика», проектов и дискуссии.

Ряд исследователей занимались проблемой внедрения системно-деятельностного подхода в обучение иностранному языку. М.И. Ковалевская разработала сценарии уроков по английскому языку на основе этого подхода. Г.А. Гараева разработала авторский конспект урока направленного на формирование грамматической компетенции учащихся, на основе построения проекта. Т.В. Факушина разработала исследовательские и языковые задачи на уроке французского языка при изучении глагола être-быть. Я. В. Галиева внедряла коммуникативную методику, а также методику взаимотренажа, групповых методов на основе принципа психологической комфортности, вариативности и творчества в обучение школьников английскому языку в целях более эффективного усвоения учебного материала.

Изучением использования системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку занимались многие учёные, в частности, З.Ш. Утепова (которая формулирует требования, необходимые для систематизации соотношения родного языка  с английским), Н.В. Акимова (обосновывает возможность использования на занятиях по иностранному языку метода анализа ситуаций) Л.В. Кожанова (провела анализ эффективности работы современных образовательных методик и методов по формированию коммуникативной иноязычной компетенции будущих специалистов), Т.В. Меркушева (проанализировала формирование и реализацию системы обучения иностранным языкам как средством общения, на основе статического и динамического моделирования процесса овладению иностранным языком), а также Л.Н. Зиневская (она выявила пути формирования навыков монологической и диалогической речи учащихся на уроке английского языка).

В настоящее время коммуникативно-деятельностный подход получил свою практическую реализацию в ряде учебников также в учебном процессе. Например, М.З. Биболетова разработала серию учебников по английскому языку для учащихся 2-11 классов «Enjoy English» с учетом целей и задач, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, а также примерных федеральных программ. Данное учебное пособие в настоящее время представляет собой неотъемлемую часть программы обучения английскому языку в основной части учебных заведений России.

Анализ источников литературы по проблеме позволяет нам сделать вывод о том, что существуют исследования, посвященные обучению школьников иностранному языку на основе системно-деяельностного подхода. Однако в научных статьях не рассматриваются временны́ е аспекты возникновения данного подхода, имеющего глубокие исторические основания.

 

Список литературы

1.     Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н.И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

2.     Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика М.:2009-№4.-с 18-22.

3.     Дерябин П.А. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. с. 139-144

4.     Нарыкова Г.В Системно-деятельностный подход в обучении  как основа реализации ФГОС основного общего образования // ФӘН-Наука № 5-6 (32-33)/ 2014 г.

5.     Шептуховский М.В. Деятельностный подход в педагогических исследованиях // Научный поиск 2012.№ 2.6. С. 26-27.