Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2020г.

Взаимодействие с детьми с ОВЗ рассматривается нами как фактор формирования социального опыта дошкольников, не имеющих особенностей развития, находящихся в инклюзивных группах ДОО. Охарактеризуем возможности и ограничения изучаемого взаимодействия в рамках четырёх выделенных нами компонентов социального опыта дошкольников.

1.      Мотивационный компонент. Постоянное присутствие детей с ОВЗ в социальной среде дошкольника, находящегося в инклюзивной группе, воздействует на мотивационную сферу ребёнка вне зависимости от того, способен ли он уже осознанно выделять в коллективе необычных сверстников. При этом, если он уже способен находить отличия людей, имеющих особенности развития (в результате того, что ему объяснили взрослые или, если он понял это посредством самостоятельного наблюдения и взаимодействия), дошкольник может выстраивать свои мотивационные установки, опираясь на уже усвоенные или находящиеся в стадии усвоения культурные нормы (взаимопомощь, самоценность человека и т.п.).

Возможности: в процессе взаимодействия дошкольников с детьми с ОВЗ у дошкольников могут быть естественным образом сформированы мотивы к социальной интеракции с людьми с ОВЗ без опоры на характер имеющегося у них нарушения. Если в группе имеется ребёнок с ОВЗ, которому для участия в социальном взаимодействии требуется посильная помощь сверстников, это может сформировать мотивацию к тому, чтобы помогать не только ему, но и окружающим в целом. При этом естественный характер поощрения этой деятельности может обусловить органичное формирование мотива к таковой.

Возможные ограничения: следует принимать во внимание тот факт, что дети с ОВЗ также отличаются друг от друга, как и любые другие дети, а значит, на основе их личностных качеств у них могут сложиться негативные установки по отношению к коллективу. При этом инклюзивная модель предполагает малое количество детей с ОВЗ в группе (как правило, речь идёт об одном человеке). В случае возникновения личностно обусловленного негативного впечатления от взаимодействия с этим ребёнком, дошкольники могут сформировать стойкий мотив к избеганию взаимодействия со всеми детьми с ОВЗ в целом, экстраполировав свой частный неприятный опыт.

2.   Когнитивный компонент. Инклюзивный коллектив представляет собой более репрезентативную модель современного социального пространства в целом, нежели группа, в которой детей с особенностями развития нет. Это обусловлено тем, что люди с ОВЗ в целом являются неотъемлемой полноправной частью общества и доля участия этих людей с общественной жизни постоянно увеличивается, во-первых, благодаря созданию более доступной среды, позволяющей им эффективнее раскрывать свой потенциал, а, во-вторых, из-за того, что их количество растёт и абсолютно и относительно.

Возможности: учитывая растущее количество людей с ОВЗ в мире в целом, деятельностно полученные знания о том, что представляют собой люди с ОВЗ как феномен социального пространства, в любом случае будут функциональными на протяжении всей жизни. Кроме того, определённый когнитивный багаж социального опыта неизбежно формируется при посильном участии дошкольника в создании специального образовательного пространства. Такое участие предполагает усвоение дошкольниками знаний не только о том, что вокруг существуют люди с особенными потребностями, но и о том, как эти потребности могут быть удовлетворены.

Возможные ограничения: во-первых, как и в случае с мотивационным компонентом, проблемы могут возникать из-за малого количества детей с ОВЗ в группе. В таких условиях возможно некорректное обобщение знаний о них на представления об этой категории людей с целом. Учитывая то, насколько различные виды нарушений развития отличаются друг от друга, это может в дальнейшем стать проблемой, если ребёнок столкнётся с человеком или людьми, особенности развития которых ему принципиально не знакомы. Во-вторых, предоставление особых условий конкретным детям требует определённых ресурсов даже в том случае, если ребёнок с ОВЗ имеет сопровождающего взрослого или его расстройство не является глубокой. В некоторых случаях ресурсов может требоваться достаточно много, из-за чего могут быть затруднены образовательно-воспитательные мероприятия, направленные на группу в целом. В таких условиях могут возникать дополнительные сложности в формировании когнитивной составляющей социального опыта дошкольников.

3.      Поведенческий компонент. Поведенческий компонент социального опыта дошкольников включает в себя как коммуникативные формы поведения, так и не коммуникативную социально значимую активность. Наиболее ярко влияние взаимодействия с детьми с ОВЗ на процесс формирования речи у дошкольников проявляется в случае использования средств альтернативной коммуникации. Тем не менее, те или иные сложности в установлении коммуникации наблюдаются практически у всех детей с особенностями здоровья, что требует дополнительных коммуникативных усилий от дошкольников даже в том случае, если никакая конкретная полноценная система суррогатной речи не применяется. Кроме того, в качестве социально значимой деятельности следует рассматривать игровые умения и навыки, а также действия, направленные на предоставление дошкольниками посильной помощи сверстникам с ОВЗ.

Возможности: использование альтернативной коммуникации, вне зависимости от того, топографическая она или селективная, напрямую способствует пониманию дошкольниками инструментального потенциала языка, а также его конструкционного устройства. Это способствует тому, что уже в дошкольном возрасте ребёнок попадает в среду, которая провоцирует не только интуитивное усвоение им речевых умений и навыков, но и также интуитивное понимание им структуры самого процесса коммуникации в целом.

Возможные ограничения: иногда дети с ОВЗ имеют нежелательное поведение. Причём зачастую именно нежелательное поведение оказывается наиболее простым и быстрым способом «получения желаемого» для ребёнка с ОВЗ. Это может способствовать нежелательному моделингу, то есть заимствованию дошкольниками именно таких поведенческих стратегий. Кроме того, объективная неспособность детей с ОВЗ участвовать в определённых видах коллективной деятельности может не только влиять на вариативность ведущей деятельности, но и затруднять таковую, делая некоторые её формы невозможными при условии участия всего коллектива целиком.

4.        Эмоциональный    компонент.     Эмоциональный    компонент     социального    опыта    является «промежуточным» багажом эмоциональной окрашенности тех или иных ситуаций, пережитых ребёнком. Эмоциональное состояние дошкольника находится под влиянием, в том числе эмоционального состояния окружающих. При этом настроение дошкольников с ОВЗ может меняться немотивированно (как, например, у детей с дефицитом внимания) или под влиянием внутренних (не наблюдаемых и не понятных для сверстников) причин.

Возможности: многие дети с ОВЗ реагируют на те или иные формы социального взаимодействия не только неадекватно, но и гипертрофированно. Взаимодействие с такими детьми может позитивно влиять на эмоциональную составляющую социального опыта дошкольников по той причине, что дошкольник в процессе такого «опасного» взаимодействия, при котором для получения от коммуникативного партнёра ярких эмоций достаточно меньшего, чем обычно, объёма воздействия, лучше обучается контролю своих собственных действий. Кроме того, дошкольник в процессе такого эмоционального взаимодействия может научиться обращать внимание на причинно-следственные связи между эмоциями ребёнка с ОВЗ и действиями или предметами, которые ранее он не рассматривал в качестве значимых.

Возможные ограничения: взаимодействие с нестандартными субъектами социальных отношений, зачастую дающими принципиально отличную от ожидаемой дошкольником эмоциональную реакцию, может становиться причиной появления негативной окраски у всего коммуникативного эпизода, в котором данная реакция последовала. Это может формировать негативное отношение дошкольников к определённым видам социального взаимодействия в целом.

Резюмировать вышеизложенное можно следующим образом: процесс взаимодействия детей со сверстниками с ОВЗ в инклюзивном формате имеет свои уникальные черты в рамках всех четырёх выделенных нами компонентов социального опыта: это взаимодействие и влияет на формирование мотивационной сферы дошкольников, и встраивается в когнитивный багаж детей, и предполагает усвоение дошкольниками ряда специфических поведенческих реакций коммуникативного и некоммуникативного характера, и обусловливает наличие в детском коллективе специфической эмоциональной среды. При этом следует отметить, что, помимо потенциально благотворного влияния, нами были выявлены потенциально негативные последствия присутствия детей с ОВЗ в дошкольных группах.