Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Постановка проблемы в общем виде. На сегодняшний день Россию захлестнули два процесса: с одной стороны возрастающее с каждым годом количество бездетных семей, в которых один или оба супруга бесплодны и с другой стороны – огромное количество детей-сирот или детей, чьи родители лишены родительских прав. Эти явления привели к возросшему количеству усыновлений. Процесс усыновления (удочерения) – сложный не только с юридической точки зрения, но и, в первую очередь, с психолого-педагогической, причем как для усыновителей, так и для ребенка, входящего в семью. Именно поэтому семьи, принявшие  к себе ребенка, нуждаются в педагогическом сопровождении, которое оказывают сотрудники социальных служб. Их помощь нельзя недооценивать.

Анализ последних публикаций показал интерес, проявляемый в последние годы к профессиональной социальной и психолого-педагогической поддержке. За последние десять лет в несколько раз возросло количество профессиональных социальных работников, а также волонтѐров, работающих на добровольных началах. В то же время, количество детей-сирот и детей из неблагополучных семей, чьи родители могут быть лишены родительских прав, также возросло в разы. Об этих фактах пишут как официальные издания, приводя неутешительную статистику, так и  журналисты, писатели, общественные деятели, педагоги и психологи. В Семейном кодексе Российской Федерации и в  Решении комиссии Министерства образования «О  семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится о необходимости введения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приѐмные семьи, поскольку такая форма социализации намного эффективнее, чем в детских домах.

Проанализировав литературу последних лет, мы пришли к выводу, что большой интерес психологов и педагогов к проблеме педагогического сопровождения обоснован тенденциями времени. Так, теоретические вопросы определения понятий и явлений, связанных с проблемой сопровождения приѐмных семей раскрывается в работах И. Гребенникова, И. Губановой, Л. Ковинько; интересны работы, раскрывающие проблему трактовки понятий педагогического сопровождения  и  педагогической  поддержки  (Е. Александрова,  И. Курбацкий, Е. Соколова), психологическими состояниями в семье, в том числе, сопровождающими процесс усыновления (удочерения) занимались А. Белкина, О. Вакулина, В. Курбатов, А. Реан. Известны монографии по вопросам профессиональной поддержки семей, принявших на воспитание детей (Ж. Захарова, О. Кабышев, Т. Коваленко, А. Нечаева, А. Смирнова).

Несмотря на широкую освещѐнность в научно-методической литературе вопросов, связанных усыновлением, проблема педагогического сопровождения приемной семьи раскрыта недостаточно и требует систематизации теоретических материалов. Соответственно, актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения основ педагогического сопровождения приемных семей.

Цель статьи – описать особенности педагогического сопровождения социальными педагогами и психологами приемной семьи.

Изложение основного материала. Семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности [2, С. 39]. Обратим внимание на то, что данное определение не отражает возможности вхождения в семью некровного родственника вне брака, что происходит в случае с усыновленными детьми. Можно предположить, что на основании данного несоответствия было сформулировано определение приемной семьи. В настоящее время отсутствует единое и общепринятое определение понятия «приемная семья», что создает определенные неудобства, связанные с необходимостью уточнения смыслового значения в каждом конкретном случае [3]. В зависимости от того, в рамках какой науки дается определение, в понятие «приемная семья» вкладывается то или иное значение. Так, Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, приемная семья − это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основными признаками которой являются: договорная основа, ограниченный по времени характер существования, государственное обеспечение приемных детей и возмездное выполнение обязанностей приемных родителей [6, С. 55].

Усыновление (удочерение), говоря языком официальным, юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребѐнком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми [9, С. 472].

Е. Соколова обращает наше внимание на то, что существует необходимость разграничить понятия «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение». Автор отмечает, что это разные формы педагогической деятельности, но их объединяет то, что они ориентированы на развитие индивидуальности [8].

В. Сластѐнин и И. Колесникова говорят о том, что эти понятия разные, хотя они и тесно связаны. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение, и предлагают такие определения [4, С. 250-258]: педагогическая поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение –  процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

А. Реан обращает наше внимание на то, что педагогическое сопровождение приемных семей начинается ещѐ до момента усыновления, поскольку принятие ребѐнка в семью сопровождается рядом психологических проблем как у усыновителей, так и ребѐнка, входящего в семью, а также у членов принимающей семьи (потенциальные бабушки и дедушки, другие дети в семье, прочие родственники).

Социальный педагог должен подготовить приемных родителей к значимому  в их жизни событию и сформировать психологическую готовность усыновителей, которая по А. Реану состоит из мотивационной готовности, психолого-педагогической компетентности,  адекватности когнитивного образа принимаемого ребѐнка и эмоционально-волевой готовности будущих родителей. Сформированность психологической готовности к усыновлению служит важным условием успешной адаптации ребѐнка к приемной семье [7, С. 516].

После принятия ребѐнка в семью, работа по оказанию педагогического сопровождения не оканчивается, а разворачивается в новой плоскости. Существуют задачи организации подобной работы для родителей и для ребѐнка.

Основными задачами работы с приемными родителями выделяют [7, С. 517]:

1.      Информирование усыновителей о психических особенностях детей, воспитывавшихся без родителей.

2.      Формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребѐнка и роли наследственности, среды, общения.

3.      Информирование усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребѐнка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей того процесса.

4.      Формирование компетентности  общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной депривации.

5.      Обсуждение и разработка критериев выбора детей и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах.

Усыновленные дети, несмотря на кажущуюся однозначность положительного влияния свершившегося факта, испытывают большой стресс. Стресс связан со сменой места жительства, коллектива, привычного устоя жизни, с мыслью о том, что теперь есть семья (если ребѐнок усыновлен в том возрасте, когда он способен осознать данный факт) и соответственно со страхом потерять обретѐнную семью. Приемные родители и педагоги должны предпринять ряд мер, чтобы значительно сгладить этот стресс, создать условия для быстрой и успешной адаптации ребѐнка в семье, установить позитивные отношения сотрудничества между ребѐнком и взрослыми, оказывать помощь в приобщении ребѐнка к семье, осознании его полноценным членом семьи, введение его в круг общения семьи, знакомство со сверстниками. Но А. Реан подчеркивает, что взрослые должны помочь ребѐнку сохранить прежние значимые социальные и межличностные связи. Входя в новую семью, ребенок не должен потерять свое Я.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить следующее: самой незащищенной группой в современном обществе является подрастающее поколение, а в особо сложной ситуации оказываются дети из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей [1, С. 185]. Процесс вхождения таких детей в приемную семью обоюдно для приѐмного ребѐнка и принимающей семьи сложный и длительный. Целенаправленная работа последних лет в различных регионах страны показывает, что замещающая семья более эффективно и с меньшими затратами для государства решает задачу формирования социальной компетентности социальных сирот [1, С. 186]. Соответственно, государство заинтересовано в процессе адаптации приѐмного ребѐнка в семье. Помощь сотрудников социальных служб, социальное сопровождение и патронаж – неотъемлемые формы работы с подобными семьями.



Список литературы

1.      Колокольникова З.У. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей в условиях северного региона / З.У. Колокольникова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 185-186.

2.      Курбацкий И.Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» / И.Н. Курбацкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 38-45.

3.      Мартынова Е.В. Проблемы толкования термина «Приемная семья» [Электронный ресурс / Е.В. Мартынова. –     Режим     доступа:    http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-311/social- structures-and-social-relations-311/8170-problems-of-the-interpretation-of-the-term-qfoster-familyq

4.      Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 288 с.

5.      Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: ИНФРА-М, 1990. – 319 с.

6.      Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт−Издат, 2003.

7.      Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010. – 576 с.

8.      Соколова Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия [Электронный ресурс] / Е. А. Соколова. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s21.pdf Социальная работа: Учебное пособие. – 3е изд., перераб и доп. / Под общ. ред. В. Курбатова . – Ростов н/Д: Феникс