07 февраля 2016г.
Аннотация.
В статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Представлена авторская модель формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия студентов-спортсменов на занятиях иностранного языка.
Ключевые слова: компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия, студенты-спортсмены, иностранный язык.
Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса сегодня определяется принципами личностно ориентированного подхода. Однако анализ научно-педагогической литературы позволил установить факт «обезличивания» отношений между людьми, вызванный стремительным темпом жизни общества и проблемами «дефицита времени». Взаимоотношения между людьми нередко ограничиваются «деловыми контактами», общение носит формальный характер. Высокий уровень развития информационных средств коммуникации и компьютеризация образования обусловили предпочтение молодыми людьми «виртуального» общения. Контактирующие в социальных сетях партнѐры не владеют коммуникативными умениями, наблюдается понижение уровня их культуры речи.
Более того, фильмы агрессивного характера, события криминальной хроники, телевизионные репортажи о «неспортивном» поведении участников соревнований сформировали в общественном сознании стереотипы некорректного взаимодействия человека с окружающими. Это находит отражение во всех сферах жизни современного социума: в экономической, социальной, политической, духовной. Наиболее яркие примеры коммуникативно-некорректного взаимодействия наблюдаются в сфере спорта, который пользуется популярностью у молодого поколения. Участники соревнований игнорируют этические принци пы и нарушают правила «спортивного» поведения.
Принимая во внимание вышесказанное, нам представилось возможным решить проблему формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия преподавателя и студентов-спортсменов, используя коммуникативную направленность и содержание учебного материала предмета «Иностранный язык».
В рамках данного исследования компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся рассматривается как «интегративная способность устанавливать субъект -субъектные взаимоотношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии, обеспечивающие им сотрудничество, реализацию их личностного потенциала и этичное поведение в конфликтных ситуациях».
Необходимо отметить, что процесс формирования компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия преподавателя и обучающихся осуществляется в соответствии с целями, задачами, принципами, формами, средствами и методами вузовского обучения, реализуемыми в совокупности.
Главными субъектами этого процесса являются:
1. Педагог, формирующий компетентность коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся с преподавателем и другими субъектами образовательной деятельности.
2. Обучающиеся, вовлечѐнные в совместную учебную, научную, творческую, спортивную и другие виды деятельности, способствующие формированию их компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия с преподавателем и другими субъектами образовательной деятельности.
В процессе формирования компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия субъектами образовательной деятельности реализуются следующие задачи:
1) повышение уровня мотивации обучающихся к учебной деятельности;
2) обеспечение эффективности образовательного процесса;
3) подготовка студентов к прохождению педагогической, производственной и других видов практик;
4) повышение уровня их коммуникативной компетентности;
5) воспитание специалистов, способных организовать коммуникативно-партнѐрское взаимодействие с окружающими.
В результате теоретического обзора психолого-педагогической литературы были выявлены принципы формирования компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия (ККПВ) преподавателя и обучающихся и разработана авторская модель (рис.1).
Цель разработки модели – создать основу для формирования компетентности коммуникативно- партнерского взаимодействия обучающихся с преподавателем и другими субъектами образовательного процесса в вузе.
Задача разработки модели – определение педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия обучающихся с другими субъектами образовательного процесса в вузе.
Функции модели: воспитательная, обучающая, развивающая.
Содержание модели составляют: коммуникативные ЗУН и качества личности, обеспечивающие ККПВ студентов с другими субъектами образовательного процесса в вузе; систематизация знаний обучающихся об этических принципах «ФэйрПлей», обобщение их опыта коммуникативно-партнѐрского взаимодействия в сфере физической культуры и спорта (ФКиС); знание норм профессиональной педагогической этики, обеспечивающее обучающимся ККПВ с субъектами образовательной деятельности в вузе и во время прохождения педагогической практики.
Средства педагогической коммуникации включают: доброжелательную атмосферу на занятиях, анализ типичных текстов этической направленности, обсуждение проблемных ситуаций на занятиях, сотрудничество в создании совместных презентаций профессионально-этического содержания.
Формы, средства и методы обучения предмету «Иностранный язык», имеющие коммуникативную направленность, способствуют формированию ККПВ обучающихся с другими субъектами образовательного процесса в вузе.
В структуру модели заложены принципы ценностной ориентации, гуманизации, субъектности, сотрудничества, коммуникативной направленности вузовских занятий.
Принимая во внимание вышеуказанные принципы, педагог целенаправленно осуществляет отбор учебного материала, вовлекая обучающихся в процесс коммуникативной деятельности. На занятиях создаѐтся творческая, атмосфера, способствующая формированию компетентности коммуникативно-партнѐрского взаимодействия обучающихся с педагогом и сокурсниками.