Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДРОВЬЮ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
03 апреля 2016г.

Здоровье подрастающего поколения волнует взрослое население не только как аспект жизни собственных детей, но и как социальная проблема. Две трети детей России находятся постоянно в нездоровом или пограничном состоянии. В связи с этим очевидно снижение потенциала страны в будущем: менее мобильные, приспособленные к жизни люди, менее активные специалисты, менее общительные и более раздражительные граждане.

Материалы республиканского социологического исследования свидетельствуют о том, что явный спад в физическом состоянии наблюдается в возрасте 18-25 лет, когда только начинается тот сложный самостоятельный период, требующий активности всех внутренних ресурсов личности, к которому шла подготовка все предыдущие годы. Так, например, в 18 – 25 лет практически здоровы только 24% молодых людей, у 41% бывают временные расстройства здоровья, у 13% бывают затяжные заболевания, 19% - имеют хронические заболевания, а 3% - инвалидность. Это связано с тем, что современные студенты живут в эпоху социально-экономических перемен и кризисных условий XXI века. Неблагополучное экономическое состояние нашей страны и ее политическая нестабильность спровоцировали рост асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя, заболеваемость СПИДом. Результаты исследований также показывают, что еще до поступления в вуз здоровье молодых людей ослаблено воздействием различных неблагоприятных факторов, а у 60–70% имеются хронические заболевания [1, с. 9].

В связи с этим в нормативных документах говорится о необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, приобщения их к здоровому образу жизни, в том числе за счет: повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи». Основным компонентом формирования здорового образа жизни студентов является, на наш взгляд, положительное отношение к ценности «здоровье». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими, или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение к здоровью проявляется в действиях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.

Мы изучили отношение студентов педагогического вуза к своему здоровью. Для этого мы предложили студентам факультета подготовки УНК выбрать из 10 ценностей 7 и расположить их в порядке значимости. К сожалению, ценность «здоровье» выбрали лишь 43,4% респондентов. Более значимыми для них оказались такие ценности, как родители, любовь, семья, деньги и друзья. На факультете коррекционной педагогики студенты поставили здоровье на шестое место, а студенты заочного отделения – на первое. Данный факт объясняется, на наш взгляд, разницей в возрасте и жизненном опыте студентов. Все полученные данные мы отразили в Табл.1.

 

Таблица 1

 

 

Ценности

Факультет подготовки УНК

Факультет коррекционной педагогики

Факультет подготовки УНК (заочное отделение)

 

 

Обобщенное место

Родители

I

I

III

I

Семья

V

V

II

III

Работа

II-III

III

V

III

Здоровье

II- III

IV

I

II

Любовь

IV

II

IV

II

Друзья

VI

VI

VI

IV

Деньги

VII

VII

VII

V

 

Таким образом, мы видим, что далеко не все студенты осознают здоровье как ценность. Для исследования отношения  студентов  к  своему  здоровью  помимо  метода  ранжирования  мы  использовали  методику «Незаконченное предложение». Студентам было предложено дописать окончание следующих предложений:


-        Я хочу быть здоровым, потому что…

-        Чтобы сохранить свое здоровье, я …

-        Заботиться о своем здоровье мне мешает …

-        Я посещаю занятия физической культуры, чтобы…

Анализируя ответы студентов, выяснилось, что желание быть здоровыми возникает потому что: «здоровье важно в жизни, это залог любой деятельности, оно необходимо для полноценной жизни» (41,8%); «чтобы жить долго» (19,7%); «чтобы воспроизвести здоровое поколение» (12,8%); «ради близких, детей» (12,8%); «нет денег на лечение» (3,5%); прочие ответы (здоровье не купишь, чтобы работать, это полезно, это здорово) – 13,9%.

Для того чтобы сохранить свое здоровье, студенты:

-        ничего не делают – 8,1%;

-        делают утреннюю гимнастику – 13,9%;

-        правильно питаются – 16,3%;

-        занимаются физкультурой и спортом – 20,9%;

-        избавляются от вредных привычек – 10,5%;

-        ведут здоровый образ жизни – 18,6%;

-        стараются не переживать – 4,7%;

-        выполняют рекомендации врачей, посещают больницы – 13,9%;

-        прочее (берегу здоровье, закаляюсь, выполняю режим дня, посещаю бассейн, отдыхаю, верю в ресурсы своего организма) – 19,8%.

На наш взгляд, не всегда студенты давали искренние ответы. Так, например, 18,6% респондентов ссылаются на то, что они ведут здоровый образ жизни. Однако данное понятие многогранно, включает в себя большое количество компонентов. Студенты не всегда имеют полное представление о них. И отвечая, что ведут здоровый образ жизни, скорее всего, подразумевают лишь некоторые аспекты данного понятия, или просто дают обобщенный ответ.

При анализе ответов студентов нами было замечено, что 5,8% респондентов говорят не о том, что они делают, а о том, что необходимо делать. Вывод достаточно прост: они имеют некоторые  представления о здоровом образе жизни, знают, как укрепить здоровье, но не выполняют данных рекомендаций.

Интересные данные были получено о причинах, которые мешают студентам заботиться о своем здоровье. Большое количество респондентов назвали лень (33,7%), чуть меньше – 32,6% - дефицит времени, а 12,8% - дефицит средств. Учеба или работа не дает возможности заботиться о своем здоровье 10,5% студентов, окружающая среда –  5,8%. 11,6% опрашиваемых назвали прочие причины. Среди них: вредные привычки, распорядок дня, некоторые обстоятельства жизни). Только 8,1% студентов отметили, что им ничего не мешает. Хотелось бы надеяться, что данная группа студентов действительно принимает какие-либо меры по укреплению своего здоровья.

В ответе на четвертый вопрос принимали участие студенты очного отделения двух факультетов. Выяснилось, что достаточно большое количество студентов посещают занятия физической культуры ради зачета – 27,9%. Однако 31,5% опрошенных хотят поддержать форму тела, а 40,6% - сохранить и укрепить здоровье. Мы получили достаточно оптимистичные данные, свидетельствующие о том, что большинство студентов осознают роль занятий физической культуры в сохранении и укреплении здоровья. Возникает противоречие: с одной стороны, студенты хотят укреплять свое здоровье, с другой – систематически пропускают занятия физической культуры, а на занятиях выполняют упражнения без энтузиазма, не в полную силу.

Разрешить данное противоречие, на наш взгляд, возможно. Необходимо найти причину его возникновения. На первый взгляд такой причиной может выступить некачественная работа преподавателей. Думается, что если данная причина имеет место быть, то она является не первостепенной. Известно, что для того, чтобы сформировать интерес к какой-либо деятельности, необходимо дать свободу выбора и разнообразить деятельность. Иными словами, мы должны предоставить студентам возможность выбрать любое, интересующее их, спортивное направление, а также возможность менять свои спортивные пристрастия. Доказано, что учет наиболее предпочитаемых видов физкультурной деятельности способствует активизации самой деятельности и повышению мотивации к ней. В таком случае, на наш взгляд, повысится количество студентов, осознанно посещающих занятия физической культуры с целью укрепить и сохранить свое здоровье.

Суть любого вида воспитания сводится к созданию условий (духовных, материальных) для осуществления деятельности. Одним из приоритетных направлений образовательной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья учащихся и молодежи. Решая данную проблему на административном уровне, следует предоставить необходимые условия для обеспечения здоровьесберегающей деятельности студентов высших учебных заведений.



Список литературы

1.     Жарова, А.В. Формирование здоровья студентов вузов: монография. Красноярск: Сиб.РТУ, 2006.

2.     Здоровье студентов: социологический анализ: [Текст] /Отв. Ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – С. 252.