Синхронное плавание - водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку[1].
В современной тренировке синхронисток внимание сосредоточено на развитии выносливости и силы, но нельзя забывать и о таком важном физическом качестве, как гибкость[4].
Пассивная подвижность в суставах определяется по максимальной амплитуде движения, которая может быть достигнута с помощью внешней силы. Пассивная подвижность в суставах больше активной, она определяет «запас подвижности» для увеличения амплитуды активных движений[2].
Традиционная методика развития пассивной гибкости основана на статических упражнениях, которые требуют значительно больше времени для достижения максимально растянутой позиции и не влияют на активную гибкость и силу[5]. В то время как существует другой тип упражнений на растягивание– изометрический, преимуществами которого являются развитие активной гибкости, силы, а тренировки требуют меньшей затраты времени[4]
Цель исследования: совершенствование методики развития пассивной гибкости у синхронисток 10-17 лет.
1. Изучить возрастные особенности и провести исследование исходного уровня гибкости у девочек синхронисток 10-17 лет в контрольной и экспериментальной группе.
2. Разработать методику развития пассивной гибкости с использованием изометрического метода.
3. Изучить динамику изменения параметров гибкости у девочек синхронисток 10-17 лет в зависимости от возраста и метода тренировок.
4. На основе результатов исследования определить более эффективную методику для развития пассивной гибкости в разном возрасте.
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Гониометрия.
3. Педагогические измерения и тесты.
4. Методы математической статистики.
Исследование проводилось с января 2019 года по 3 октября 2019 года на базе спортивного комплекса «Янтарь», г. Москва, СШ «Центр Марии Киселевой». В исследовании принимали участие девочки синхронистки 10-17 лет в количестве 50 человек. Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе: было проведено исследование исходного уровня развития активной гибкости синхронисток 10-17 лет. Далее были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошли по 25 синхронисток разных возрастов.
На втором этапе: была разработана методика развития пассивной гибкости, в которую входил комплекс упражнений, выполняемый в парах с применением изометрического метода развития гибкости. Данный комплекс упражнений для развития качества пассивной гибкости синхронисток был включен в тренировочный план в течение шести месяцев во время вечерних тренировок.
На третьем этапе: проведено повторное исследование с целью определения уровня развития гибкости у синхронисток 10-17 лет после проведения эксперимента.
Оценка исходного уровня развития гибкости в контрольной и экспериментальной группе.
Результаты тестирования уровня развития гибкости до эксперимента у синхронисток контрольной и экспериментальной групп приведены на рисунке 1.
Анализ результатов исследования развития гибкости у синхронисток 10-17 лет контрольной и экспериментальной групп показал, что средний балл по всем параметрам гибкости в начале эксперимента у представительниц экспериментальной группы на ниже, чем у представительниц контрольной группы. Различия между группами незначительны.
Нами отмечено, что у синхронисток контрольной группы показатели в тестах мост, поперечный шпагат и разгибание в голеностопных суставах выше, чем показатели в этих же тестах у синхронисток экспериментальной группы. Разница между группами в результатах составила: мост – 0,43 см, поперечный шпагат- 0,69см; разгибание в голеностопном суставе – 0,68см. В тестах наклон вперед, подъем рук, выкрут, сгибание в коленных суставах, шпагат правый и левый, сгибание в коленных суставах разница составила – меньше 0,05см. Средний показатель разниц результатов во всех тестах равен 0,03см.
Статистических различий между группами не выявлено, следовательно, группы по сравниваемым показателям одинаковы (p<0,05).
Анализ результатов повторного исследования уровня развития гибкости в контрольной и экспериментальной группе. Сравнение показателей развития гибкости у синхронисток 10-17 лет в контрольной группе до и после эксперимента представлены на Рис. 2.
Сравнение показателей развития гибкости у синхронисток 10-17 лет в экспериментальной группе до и после эксперимента представлены на Рис.3.
В результате проведенного эксперимента средний показатель по всем параметрам гибкости вырос у обеих групп. У представительниц контрольной группы вырос на 2,09см, у представительниц экспериментальной группы - на 3,84см.
Сравнение динамики изменения показателей гибкости у девочек синхронисток 10-17 лет в контрольной и экспериментальной группе представлены на Рис. 4.
Средний прирост показателей по всем параметрам гибкости в конце эксперимента у представительниц контрольной группы составил 2,09см у представительниц экспериментальной группы 3,84см. Прирост показателей у представительниц экспериментальной группы на 1,69 выше, чем у представительниц контрольной группы.
Сравнительный анализ результатов показал, что у синхронисток экспериментальной группы по окончании эксперимента прирост исследуемых показателей выше, чем у синхронисток контрольной группы.
Положительная динамика результатов исследования подтверждает нашу рабочую гипотезу
1. Для развития пассивной гибкости используются плавные движения с постепенно нарастающей амплитудой. Наиболее часто используется статический метод развития пассивной гибкости, как правило это упражнения в парах.
2. Анализ результатов исследования исходного развития гибкости у синхронисток 10-17 лет выявил одинаковый исходный уровень.
3. В результате проведенного повторного тестирования выявлено, что у девочек - синхронисток экспериментальной группы наблюдается улучшение результатов. Сравнительный анализ результатов показал, что у синхронисток экспериментальной группы по окончании эксперимента прирост результатов показателей в среднем на 1,69см выше, чем у синхронисток контрольной группы. В контрольной группе прирост показателей составил 2,09 см в экспериментальной 3,84.
4. Методика развития пассивной гибкости у синхронисток 10-17лет, основанная на применении изометрического метода, является более эффективной для развития пассивной гибкости, чем обычные статические упражнения на растягивание.
1. Максимова, М. Н. Синхронное плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. Н. Максимова. – М.: Советский спорт, 2007. – 192 с.
5. Максимова, М. Н. Теория и методика синхронного плавания: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / М.Н. Максимова. - М. : Спорт, 2017. - 304 с.
3. Рыбьякова, Т. В. Специальная силовая подготовка синхронисток: Методическое пособие / Т. В. Рыбьякова. – СПб, 2001. – 31с.
4. Солодков, А. С., Сологуб, Е. Б. Физиология Человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е. Б. Сологуб, - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с., ил.
5. Петров, П. К. Математико–статическая обработка результатов педагогических исследований: Учеб. Пособие / П. К. Петров. – Ижевск УдГУ., 2006. – 86 с.