Отечественный психолог А.Д. Кошелева представляет эмоциональную сферу дошкольника как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка, определяющую детское благополучие, психическое и соматическое здоровья ребенка. По мнению А.А. Реан, социальность эмоций предполагает, с одной стороны, приобретение их детьми в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате чего полученные ребенком социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с его эмоциональной сферой, становятся органической частью личности [1].
В процессе нашего исследования была поставлена цель выяснить, существуют ли однозначные соответствия между цветом и эмоциями, каковы закономерности, лежащие в основе их образования в онтогенезе дошкольников.
Участники эксперимента: дети в возрасте от 3 до 6 лет, 26 % мальчиков и 74 % девочек, общее количество 25 человек, обучающиеся на отделении раннего эстетического развития в сельской школе искусств и дети в возрасте от 3 до 6 лет, 52 % мальчиков и 48 % девочек, общее количество 42 человека, посещающие только детский сад. Им было предложено рассмотреть карточки со «смайликами» (схематичным изображением основных эмоций) и раскрасить их. Занятия в ДШИ проводились в группах по 5 человек, в детском саду тестовый материал был предложен в рамках занятий по изобразительной деятельности. В качестве контрольной группы выступали взрослые (родители) – 5 человек, четыре мамы и 1 папа.
На основе предложенной методики выявлены уровни развития социально-эмоциональной компетентности дошкольника.
Работа над тестом была предложена детям в рамках занятия, посвященному цветоведению на уроке художественного творчества. В начале занятия дети знакомились со спектром (радугой), названиями цветов, нахождением цветов в наборах красок, оптическим смешением. Затем были розданы бланки с графическим изображением мимических проявлений эмоций человека (рис. 1). Было предложено выбрать цвета для изображения каждой эмоции. Всего тест содержал 6 схематических изображений эмоций: гнев, радость, печаль, удивление, страх и спокойствие.
Таким образом, задача для дошкольников содержала несколько компонентов. В первую очередь необходимо распознать эмоцию по графическому изображению и назвать ее вербально. Следующим этапом
решения был поиск ассоциаций для выбора цвета. Заключительным этапом явилось техническое исполнение – раскрашивание «смайлика» выбранным цветом.
Наибольшей компетентности в области эмоционального интеллекта требовал этап распознавания эмоций по графическому изображению. По нашим наблюдениям он не вызывал особой трудности у детей всех возрастных групп. Приветствовалось проговаривание, называние эмоций: «Этот человечек радуется, а тут он испугался».
На этапе выбора цвета для названной эмоции возникали сложности. По принципу затрудненного выбора эмоции разделились на две категории – бесспорные и затруднительные. В первую группу можно отнести эмоции – гнев и радость, на раскрашивание печали, удивления, испуга, спокойствия требовалось больше времени. Некоторые дети проговаривали свои ассоциации (этот человечек сердится, он покраснел), другие быстро брали нужную краску. Если детей спрашивали о причине выбора цвета, часто у них был конкретный ответ (как солнце, побледнел, позеленел) физического свойства, некоторые отвечали «так вижу/думаю». Напрашивается вывод о двухуровневой системе соединения цвет-эмоция. Первый (низший) уровень можно выразить схемой эмоция-слово-цвет, второй, более сложный уровень, эмоция-цвет без посредства вербального компонента. По какому пути пойдет мысль испытуемых, по-видимому, зависело от
1) предрасположенности индивида (декстральный когнитивный стиль, возможно), 2) этапа развития эстетического восприятия (возраста). Кстати, затруднения в выборе для некоторых эмоций можно объяснить как раз выбором между двумя путями решения поставленной задачи.
Распределение выбора цвета испытуемыми представлено в таблицах 1-5.
Таблица №1 Выбор цветов для изображения эмоции «Гнев».
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета,% |
||
|
Желтый |
Красный |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
80 |
|
4 |
20 |
80 |
|
|
5 |
- |
100 |
|
|
Детсад |
3 |
40 |
60 |
|
4 |
20 |
80 |
|
|
5 |
- |
100 |
|
|
Взрослые |
- |
100 |
|
Таблица №2 Выбор цветов для изображения эмоции «Радость»
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета,% |
|||
|
Желтый |
Красный |
Оранжевый |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
20 |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
- |
100 |
|
|
Детсад |
3 |
20 |
20 |
60 |
|
4 |
20 |
- |
80 |
|
|
5 |
- |
- |
100 |
|
|
Взрослые |
- |
- |
100 |
|
Таблица №3 Выбор цветов для изображения эмоции «Печаль»
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета,% |
|||
|
Желтый |
Синий |
Зеленый |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
- |
60 |
40 |
|
|
5 |
20 |
80 |
- |
|
|
Детсад |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
- |
40 |
60 |
|
|
5 |
20 |
60 |
20 |
|
|
Взрослые |
- |
80 |
20 |
|
Таблица №4 Выбор цветов для изображения эмоции «Удивление»
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета,% |
|||
|
Желтый |
Красный |
Зеленый |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
- |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Детсад |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
20 |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Взрослые |
- |
80 |
20 |
|
Таблица №5 Выбор цветов для изображения эмоции «Страх»
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета,% |
|||
|
Оранжевый |
Белый |
Коричневый |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
- |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Детсад |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
20 |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Взрослые |
- |
80 |
20 |
|
Таблица №6 Выбор цветов для изображения эмоции «Спокойствие»
|
Возраст детей, лет |
Выбор цвета, % |
|||
|
Желтый |
Синий |
Зеленый |
||
|
РЭР |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
- |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Детсад |
3 |
20 |
40 |
40 |
|
4 |
20 |
40 |
60 |
|
|
5 |
- |
40 |
60 |
|
|
Взрослые |
- |
- |
100 |
|
В среднем по группе выбор испытуемых находился в рамках интерпретации цвета Максом Люшером. Как и следовало ожидать дети более раннего возраста показывали большее разнообразие выбора, с возрастом выбор становится более однозначным. Одновременно, аналогичные тесты, проведенные у родителей, показывают еще большую однородность. Таким образом, проявляется роль культурного компонента в связи между эмоциями и цветами.
Установлено, что дети, посещающие занятия РЭР проявляли большую эмоциональную компетентность по сравнению с детьми из детского сада.
Гиперактивные дети гиперэмоциональны по определению, им бывает особенно трудно контролировать свои эмоции. Им особенно нужны занятия, где эмоции получают вербальное наименование и рассматриваются как нормальные человеческие проявления. Гиперактивным детям часто необходимо называть очевидные для других понятия. В нашем однократном исследовании присутствовало 2 гиперактивных ребенка (по одному в детском саду и в ДШИ) пятилетнего возраста. Их ответы особо не выделялись. В разделе бесспорных эмоций они проявили полную компетентность, в разделе сомнительных ответы более вариабельны.
Таким образом, занятия по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста позволяют одновременно развивать знания об эмоциях и управлении ими. Занятия по эстетическому развитию могут включать элементы для развития эмоционального интеллекта.
Цвет можно использовать как для диагностики, так и для терапии психики человека, а также для развития понимания своих и чужих эмоций у детей дошкольного возраста.
Такие занятия особенно полезны для гиперактивных детей, посильны для них и позволяют создать ситуацию успеха, так им необходимую. Можно рекомендовать педагогам различных направлений включать элементы цветоведения и развития эмоционального интеллекта в свои уроки, особенно при наличии в классе гиперактивных детей.
1. Лебеденко, О.А. Особенности взаимодействия родителей с дошкольниками в процессе развития эмоций социального генезиса / Лебеденко О.А., Литвинова Н.С. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - № 42.