Процесс реформирования Российского образования предполагает внесение конструктивных изменений в модели управления образовательными системами всех уровней. Совершенствование процессов управления обусловлено необходимостью создания условий успешного функционирования образовательных пространств, их системно-структурной композиции (в т.ч. на институциональном уровне).
Выбор и осуществление преобразований в той или иной области педагогической практики требует включения трёх взаимосвязанных видов деятельности управления: моделирования, проектирования и планирования предстоящих изменений. Необходимым элементом проектирования любой инновационной практики является моделирование, позволяющее изучить и отрегулировать оптимальное функционирование системы в инновационном режиме; спрогнозировать результаты, эффекты и риски нововведений; определить стратегические векторы развития, цели, задачи и средства наиболее актуальных процессов преобразования исходного состояния системы в желаемое.
Процесс создания новой или обновлённой модели - инновационное моделирование является, по сути, поиском соразмерности элементов проектируемой системы, выявлением меры истинности в понимании внешних и скрытых её характеристик, связей и зависимостей подструктурных элементов, возможностей оптимального функционирования системы, её прогнозируемых свойств [4,5,7,9,14]. Апробация инновационной модели осуществляется в рамках проекта, поэтапный план осуществления которого выстраивается в рамках процессного подхода. Моделирование и проектирование процесса развития образовательной организации определяют успех управления её деятельностью. При рассмотрении и выборе вариантов преобразования любого объекта целесообразно учитывать видовое разнообразие моделей.
В инновационной практике ДОО Пермского края на протяжении длительного времени успешно используются следующие модели.
1. Концептуальная модель. Представляет собой обобщённую модель объекта, процесса, явления и пр., которую необходимо создать и апробировать с целью проверки истинности или достижения поставленной цели (модель 1).
2. Концептуально – технологическая модель. Представляет собой модель-схему организационной структуры и процесса осуществления намеченных изменений. Назначение – построение образа, «картинки» инновационных трансформаций; нового варианта стратегии осуществления преобразований, определение главных характеристик проектируемого пространства (модель 2).
3. Технологическая модель. Представляет собой структурно-организованные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности: область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, реальные средства, результат, представленный измеряемыми показателями (модель 3).
4. Содержательная модель. Назначение модели – определение оптимального варианта содержательного компонента проектируемой системы, его объём, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (тематическая матрица образовательной информации, блок – схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.).
5. Управленческая или функциональная модель. Позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между элементами системы; функциональные характеристики подсистем и\или элементов моделируемой системы.
В настоящее время умения моделировать и проектировать рассматриваются как приоритетные компетенции специалиста в области образования. Проектирование обуславливает необходимость осознания цели, значения и смысла проекта, достижимых результатов; определения реальных возможностей проектных трансформаций действительности, изучения степени готовности и способностей людей к инновационным преобразованиям. Планирование предполагает постановку цели на определённый промежуток времени, а так же выработку стратегии и тактики действий, с помощью которых должна быть достигнута намеченная цель [11].
Актуализация технологий «индивидуализации образования» обуславливает необходимость осуществления аналитической, прогностической и плановой разработки социально-педагогических, психолого-педагогических, образовательных и пр. проектов; моделирования разнообразных областей педагогической и организационной деятельности ОУ. Индивидуализация образования - принцип, требующий изменения не только внешних условий организации образовательного процесса, но и внутренней установки, активной позиции его участников, что опосредует успех трансформации «объектов обучения» в «субъектов самообразования». Цель «индивидуализации образования» со стороны социума – создание условий обретения индивидом чувства безопасности и относительной автономности; становления и формирования индивидуально-своеобразных способов организации своей деятельности и жизненной активности, выделяющих индивидуальность среди других; совершенствование индивидуального стиля в предпочитаемых видах деятельности. Цель процесса индивидуализации со стороны индивида – активность в поиске относительной независимости, автономности в среде «других»; обогащения собственного, самостоятельного опыта организации своей жизнедеятельности; рефлексивной практики и осознания себя в качестве субъекта, относительно свободно определяющего и реализующего свои цели, возлагающего на себя ответственность за осуществление «выбора» и результаты своей активности и деятельности.
Реализация принципа «индивидуализации» в ДОУ требует изменения внешних условий организации образовательного взаимодействия с целью актуализации самостоятельности и активности как педагога, так и ребёнка. «Условие — философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. В отличие от причины непосредственно порождающей явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются …влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию [15]. Вышеизложенное позволяет выдвинуть тезис о том, что процесс развития субъектов образовательного взаимодействия, возникнув при определенных условиях организации образовательной содеятельности, в дальнейшем не только способен изменить начальные условия, но и должен быть направлен на их трансформацию в пользу развития индивидуальности.
На наш взгляд, вектор «индивидуализации образования» требует создания условий для индивидуального развития всех субъектов, вступающих в «отношения в сфере образования». В т.ч. активизации и стимуляции процессов формирования личности в условиях образовательной содеятельности; внедрения психолого-педагогических технологий содействия развитию индивидуальности; введения мониторинга динамики проявлений индивидуальности в процессе её становления. Необходимо создание вариативных моделей образования, опосредующих условия для самоопределения, саморазвития и пр. САМО… субъектов образовательного взаимодействия; самостоятельного освоения части образовательного содержания программы (любой образовательной области, образовательного модуля), не менее трети от общего объёма содержания!
В многочисленных исследованиях, выполненных автором в рамках технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса ДОО, принцип «индивидуализации» был реализован в соответствии с моделями, отражающими особенности толкования выдающимися отечественными психологами таких понятий, как: индивид, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность - В.С. Мерлин (1986, 1996). Экстраиндивидуальность, метаиндивидуальность, метаиндивидуальный мир - Л.Я. Дорфман (1993). Субъективная реальность - В.И. Слободчиков (1994). Творческая индивидуальность - М. Б. Храпченко (1972), Е.Л. Яковлева (1998).
Результаты реализации представленных ниже моделей, подтверждают тезис о том, что процесс «индивидуализации образования» на любой ступени системы РО не несёт революционных преобразований, однако требует от современных педагогов обогащения палитры психолого-педагогических компетенций; специальных способностей, приобретаемых в практике самообразования, саморазвития и прочих САМО…; компетенций в области моделирования, проектирования и планирования маршрутов развития индивидуальности субъектов учения любой ступени, в любой образовательной области и деятельности.
«Концептуальная модель организации условий содействия становлению базиса культуры личности дошкольника» создана и апробирована в 1996 году. Представлена в диссертационном исследовании (1999), успешно реализована во всех инновационных проектах и программах ОЭР, выполненных на базе ДОУ Пермского края (модель 1). Системообразующим элементом модели определена личность ребёнка дошкольного возраста. Развитие индивидуальности представляет один из аспектов процесса становления личности и находит своё выражение в создании оптимальных условий для освоения и выполнения детьми деятельности «по своему», на основе знаний, умений, желания, свободы и права выбора продуктивной и\или художественно-творческой деятельности. «Концептуально-технологическая модель организации педагогического процесса в течение недели и одного дня» создана в 1990 г. Успешно реализована в более чем 30 проектах. В т.ч. вариативных образовательных системах для детей «0 ступени системы М. Монтессори», для детей с проблемами ОВЗ и ЗПР, для детей ДОУ общеразвивающей направленности. Концептуальную основу модели определяют 2 целевых ориентира инновационных преобразований традиционного образовательного процесса – условия становления базиса культуры личности и условия развития индивидуальности детей дошкольного возраста. В процессе работы над технологиями реализации концептуальной модели были апробированы варианты блочно-тематического планирования образовательной содеятельности с детьми на срок от трёх дней - до месяца. Оптимальным режимом «погружения» дошкольников 3-7 лет в тему оказалась модель недельного образовательного проекта, позволяющего успешно решать задачи разностороннего и индивидуального развития детей. Концепция 5-и дней недели позволяет актуализировать внимание педагога на 5-и приоритетных линиях развития ребёнка. Произвольность поведения и волевое усилие; познание окружающего мира посредством освоения 4-х способов «открытия» нового знания; «открытие» социальных значений и индивидуально-значимых смыслов в области познания; обогащение эмоционального интеллекта и художественно-творческой практики; рефлексивная практика «открытия себя нового», способного к созданию продуктов в игре и самостоятельно организуемой деятельности.
Индивидуально разрабатывая содержание вариативных тематических образовательных проектов, педагоги используют инвариантные модели организации:
образовательной работы в течение дня и недели,
системы тематических проектов на год (календарная сетка проектов)
образовательного и информационного содержания темы (тематические матрицы)
предметно-средового оснащения каждого дня недели;
игровых пространств в вариативных видах содеятельности с педагогом.
Тематический образовательный проект педагог разрабатывает самостоятельно, структурирует последовательность вариативных видов содеятельности, в полной мере проявляя при этом творческий подход к разработке содержания образования (в рамках содержания и требований ООП). Планирует работу с детьми, ориентируясь на особенности и потребности каждого ребёнка группы, мобилизует профессиональные психолого-педагогические компетенции, рекомендации психолога, запросы и пожелания родителей, обеспечивая решение задач «индивидуализации». Мониторинг индивидуальных достижений детей является одним из самых объективных индикаторов качества образовательного процесса, самостоятельно спроектированного и осуществлённого педагогом в течение недели.
Виды деятельности детей дошкольного возраста, опосредующие формирование системы отношений с окружающей действительностью
|
Познание окружающей действительности (интеграция знаний обыденного, естественнонаучного, эстетического, художественного способов познания мира) |
Игра (имитация, театрализованная, сюжетно- ролевая) |
Коммуникативно-речевая (формы коммуникаций, модели выражения и построения отношений, речь – способ коммуникации и мыслеизложения) |
Художественное творчество (в изобразительной, музыкально- исполнительской, конструктивной, игровой и пр.) |
создаваемый детьми на основе познания окружающей действительности – рассматривается как результат интеграции познавательной и художественно-эстетической практики, форма «опредмечивания», проявления личного, субъективно-оценочного, созидательно - эстетического отношения к миру
|
ТВНД |
Свойства темперамента |
Ведущая репрезентативная система |
Индивидуальный стиль деятельности |
Изучение и выявление
|
Задатков и способностей |
Склонностей и предпочтений |
Устойчивых интересов |
Особенностей построения отношений с «миром» (личностные свойства, Я- концепция) |
Приоритетные условия развития индивидуальности ребёнка
|
Художественно -творческие виды деятельности |
Самосто- ятельная деятельно- сть в среде |
Психофи- зическое здоровье |
Дополнительное образование (кружки, студии по интересам и пр.) |
Психологи -ческое здоровье |
Творческий потенциал педагогов |
Технологии организации образовательного процесса развивающего характера |
Целевые ориентиры реализации модели: базис культуры личности дошкольника, творческость, индивидуальность Модель 2.
Концептуально-технологическая модель организации педагогического процесса в течение недели и одного дня (1990 г., сокр.) (технология блочно-тематического планирования, автор Грибанова М.В)
Примерные целевые ориентиры дня на протяжении недели, опосредующие разностороннее развитие личности и индивидуальности дошкольника
|
Понедельник Произвольно- волевой |
Вторник Сенсорно- познавательный |
Среда Социально- личностный |
Четверг Эмоционально- образный |
Пятница Рефлексивный |
Цель – развитие личности. Работа в организованной среде - палитра художественно-творческих видов деятельности «на выбор» ребёнка
|
музыкально- пластическая импровизация |
рисование |
лепка |
аппликация |
творческое рассказывание |
художественный труд |
конструирование |
Модель 3.
Технологическая модель реализации «принципа индивидуализации образовательного процесса» и расширении я «пространства выбора образования» детьми и родителями (МАДОУ № 404 г. Перми, 2015 г.)
Цель: обогащённая система услуг дополнительного образования; реализация современных механизмов индивидуализации образовательного процесса посредствомразработки программ и проектов дополнительного образования с учётом индивидуальных особенностей развития детей и заказа родителей.
|
Провест и проблемно- ситуационный анализ состояния системы дополнительного образования |
Изучить нормативно-правовые и законодательные документы, раскрывающие роль и место дополнительного образования в образовательной |
Изучить степень востребованности родителями образовательных услуг в форме дополнительного образования (с |
Разработать и реализовать проект «индивидуализации образовательного процесса» посредством дополнительного образования ориентированного на развитие творческого потенциала и творческой индивидуальности |
МАДОУ (на 1 июля 2015 г.) | системе конкретной ДОО (Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы, ФГОС ДО; Краевая программа развития образования; Стратегии развития образования 2030 и др.). | ориентацией на индивидуальные особенности развития детей, их потребности, интересы и предпочтения). | детей в разных видах деятельности; предоставления услуг коррекционного характера; расширения пространства образовательного выбора детей и родителей |
Нормативно-правовое и методическое обеспечение: «Концепция и Программа ФЦП развития образования на 2016–2020 годы»; «Стратегии развития образования 2030»; научные и практико- ориентированные публикации в области дополнительного образования детей дошкольного возраста; авторские, парциальные, интегрированные программы дополнительного образования по интеллектуально- познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному и пр. линиям развития детей дошкольного возраста.
|
Актуализация и анализ проблем дополнительного образования детей в разных возрастных группах. Разработка модели проведения ситуационного анализа проблем дополнительного образования детей МАДОУ. Проведение анализа, презентация результатов на педагогическом совете. Принятие решения о целесообразности (отсутствии такового) расширения сферы услуг средствами дополнительного образования. |
Самообразовани е педагогов; лекции, консультации учёных и специалистов города, края в обл. дополнительног о образования. Обогащение профессиональн ых компетенций педагогов в области оптимизации условий индивидуальног о развития детей средствами дополнительног о образования, определений индивидуальных траекторий и создание программ индивидуальног о развития |
Разработка анкет и опросников для родителей; программ наблюдений за детьми, процедур изучения индивидуальных особенностей (тип ВНД, темперамент, репрезентативные особенности, личностные качества, интересы, задатки, склонности и предпочтения). Обобщение результатов изучения индивидуальных особенностей, определение возможных, целесообразных, индивидуальных траекторий развития (в т.ч. коррекции) детей в условиях вариативных форм дополнительного образования. |
Разработка концептуальной модели «индивидуализации образовательного процесса». Определение перечня целесообразных для детей, востребованных родителями, развивающих практик и коррекционных программ. Презентация на педсовете и публичная защита программ (проектов, практик) по дополнительному образованию, обоснование форм организации детей: срочные, системные, краткосрочные проекты (практики) творческой содеятельности педагогов с детьми в рамках доп. образования. Систематизация услуг дополнительного образования для детей разного возраста и разной направленности; календарный план введения услуг по доп. образованию в образовательный процесс (на 01.10.2015) Презентация возможностей развития детей дошкольного возраста в форме дополнительного образования на базе МАДОУ для жителей ближнего территориального окружения (собрания, листовки, личные контакты и пр. формы просветительской работы для родителей детей не посещающих МАДОУ) |
Результат:
- модель и проект «индивидуализации образовательного процесса и расширения пространства
- образовательного выбора» для детей разного дошкольного возраста и их родителей;
-обогащённые профессиональные компетенции педагогов в области видов и форм организации дополнительного образования (в условиях сохранения целостности образовательного процесса);
- индивидуальные траектории и программы развития детей в условиях дополнительного образования;
- вариативные развивающие программы (образовательные практики, целевые проекты), реализуемые
- в рамках дополнительного образования.
Технологическая модель организации процесса содействия развитию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста
(МДОУ № 21 г. Добрянка, 2000 г.)
Цель – оптимальные условия развития творческой индивидуальности детей 5-7 лет в изобразительной деятельности
|
Обогащать познавательно- эстетическую, художественную компетенции детей в разных видах содеятельности с педагогом и самостоятельной деятельности (знают, умеют, выражают субъективно- оценочное отношение, способны самостоятельно создать продукт) |
Обеспечить условия развития творческого воображения, оригинальности, гибкости творческого мышления; свободы выбора содержания и определения замысла, способов, материалов, техники воплощения в продуктах изобразительной деятельности. |
Обогащать эмоционально-чувственную сферу: содействовать проявлению эмоционального отклика на стимулы, искренности переживания, чувства эмпатии, эмоциональной экспрессии и др.; палитру специальных художественных эмоций (переживания-деятельности) в процессе художественного восприятия, создания художественного образа. |
Обеспечить условия развития самостоятельности, творческой активности и индивидуальности в изобразительной деятельности. |
Средства реализации задач
|
Интеграция интеллектуально- познавательной, репродуктивно- исполнительской, творческо-поисковой видов деятельности в процессе ситуативной содеятельности и НОД; совершенствование умений детей участвовать в диалогах, полилогах; формулировать, высказывания, умозаключения, оценочные суждения; обогащённая практика любования; рассматривание репродукций картин, поиск «загадок» изображения, описание и творческие рассказы. Тематические, иллюстрированные альбомы для рассматривания; познавательные, проблемно-поисковые беседы; обучение обобщённым способам последовательности |
Обогащённая практика творческого рассказывания; придумывание сказок на основе содержания знакомого художественного произведения; дидактические игры на развитие творческого воображения, креативного мышления; использование нетрадиционных техник создания изображения (кляксография, рисование пластилином, ниточкой, ладошкой и др.); проблемно-поисковые беседы в рамках темы познания; экспериментирование с художественными материалами; поиск нестандартных решений проблемных ситуаций; многообразие художественных материалов (краски, |
Практика любования; игры-имитации; музыкально- пластические импровизации; решение проблемно- поисковых ситуаций; яркие, вариативные наглядные пособия; синтез видов искусств в рамках темы познания (музыка, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературы и пр.); рисование под музыку; обогащение активного словаря эмоционально- образного содержания; практика подбора ассоциативного, семантического и пр. ряда образных слов, высказываний; организация личностно- ориентированного стиля взаимодействия (диалог, полилог, сопереживание и т.п.); беседы художественно- эстетического характера. |
Доступность разнообразных художественных материалов в развивающей среде; право выбора замысла, материалов, приемов их использования; безоценочный характер отношения к продукту самостоятельной творческой деятельности ребёнка; практика образовательной содеятельности педагогов с детьми интегрированного характера; презентации продуктов деятельности (совместное решение проблем оформления детских выставок, собственно рассказ |
|
создания изображения; вариативные образцы; исследование свойств художественных материалов. |
мелки, уголь, кисти различных размеров и т.д.); игровые ситуации, приёмы, мотивы, обучение в игре («Будем строить новый дом…»). |
|
ребенка и др.). |
Результат:
проявления самостоятельности в выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно - образной выразительности в процессе создания изображения;
базовые основы познавательно-эстетической и художественной компетентности; оригинальность, гибкость замыслов в изобразительной деятельности;
творческая активность; обогащенная эмоционально-чувственная сфера.
1. Грибанова М.В. Преодоление влияния агрессивности на усвоение нравственной нормы справедливого распределения путём воспитания индивидуального стиля в игре. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Межвузовский сб. науч. тр. ПГПИ. Пермь,1981.
2. Грибанова М.В., Князева Л.П. К проблеме развития творчества детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. Психолого-педагогический аспект совершенствования дошкольного воспитания. Межвузовский сб. науч. тр. ПГПУ. Пермь,1996.
3. Грибанова М.В. Специфика эстетического и художественного восприятия мира детьми дошкольного возраста в контексте личностно - ориентированной модели. Ребёнок в современном мире. Детство и творчество. Материалы VII Международ. конференции. СПб.,2000.
4. Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно- эстетического развития детей 3-7 лет. Учебно-методическое пособие. Пермь, 2003.
5. Грибанова М.В. Моделирование в образовании. Ребёнок в современном мире. Государство и дети.Материалы Х1 международной конференции СПб., 2004.
6. Грибанова М.В., Шевченко Л.Б. Практика моделирования как фактор повышения профессиональной культуры педагога. Основные направления модернизации дошкольного образования. Материалы всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Пермь, 25 мая 2005.
7. Грибанова М.В., Савельева Е. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (Пермь, 25-26 мая 2005.).
8. Грибанова М.В., Сухнёва С.Л. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21, г. Добрянка. Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (Пермь, 25-26 мая 2005.).
9. Грибанова М.В. Оптимизация педагогического процесса в современных условиях функционирования МДОУ. Региональная научно-практическая конференция «Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования». Добрянка, 24 февраля 2010.
10. Грибанова М.В. Трапезникова Г.А. Мониторинг развития творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста Региональная научно-практическая конференция «Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования». Добрянка, 24 февраля 2010.
11. Грибанова М.В. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. - 208 с.
12. Грибанова М.В. Когнитивное моделирование в рамках технологии блочно-тематического планирования образовательных процессов Тенденции развития психологии, педагогики и образования/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань 2014
13. Грибанова М.В., Мальгинова Л.А., Жерневская Т.В. Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС ДО. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М., 2016.
14. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 474.
© Грибанова М.В., 2016