В одной из последних своих работ [3], мы отмечали, что среди основных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной учебной работе, т. е. формировала бы положительное отношение школьников к учебному процессу, к учебному предмету, в частности «Физическая культура». Очевидно, что без такого отношения деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Вместе с тем, можно полагать, что отношение к предмету физическая культура у школьников, обучающихся в школе с современной материально-технической базой выше, чем у школьников школ, менее оснащённых спортивным оборудованием и инвентарём, что и является предметом рассмотрения данной статьи.
С целью выявления влияния уровня материально-спортивной базы на отношение школьников к предмету «Физическая культура» исследование проводилось в лицее № 1 и средней общеобразовательной школе (СОШ) № 27 г.Петрозаводска. Характеристика материально-спортивной базы лицея № 1: 3 больших спортивных зала, 1 малый спортивный зал, зал единоборства, зал хореографии, тренажёрный зал, 2 бассейна, 2 стандартные спортивные площадки, нестандартное оборудование, лыжная база. Характеристика материально-спортивной базы СОШ № 27: 1 большой спортивный зал, 1 малый спортивный зал, 1 спортивная площадка, лыжная база.
В этой связи мы условно отнесли лицей № 1 к учебным учреждениям с более высоким уровнем материально-спортивной базы, а школу № 27 – с относительно низким уровнем материально-спортивной базы.
Для изучения отношения школьников к уроку физической культуры применялось анкетирование, в частности методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», разработанная Г.Н. Казанцевой и предназначенная для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [1]. Анкетирование школьников проводилось в феврале-марте 2015 года. В опросе приняли участие 282 школьника выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов лицея № 1 – 89 чел., школы № 27 – 48 чел.; из 9-х классов – 51 и 38 чел. и из 11-х классов – 22 и 34 чел. соответственно.
В ранее опубликованной работе [2] нами отмечалось, что уровень развития материально-спортивной базы школы положительно отражается на отношении школьников к предмету «Физическая культура» в большей мере в начальной школе, чем в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Однако представляется теоретически и практически значимым выявление структуры мотивов, обусловливающих отношение школьников к данному учебному предмету.
В Табл.1–3 представлены иерархии изученных мотивов отношения школьников к предмету «Физическая культура» в учебных учреждениях (лицей № 1 и СОШ № 27), различающихся материально-спортивной базой. Все доводы-мотивы в каждой возрастной группе разделены на три части (по семь в каждой): в первой части представлено число школьников (в %) с наибольшим положительным отношением к предмету «Физическая культура», а в третьей части число школьников (в %) с наименьшим положительным отношением к предмету
«Физическая культура».
При анализе данных опроса, представленных в Табл.1-3, обнаружено, что наибольшее число (70 - 95%) школьников выпускных (4-х, 9-х и 11-х) классов как в лицее № 1, так и в школе № 27 выбрали следующие мотивы: предмет занимательный; просто интересно; нравится, как преподает учитель; предмет легко усваивается. Мотивы, которые выбрали наименьшее число (0 - 40%) школьников данных классов: родители считают этот предмет важным; предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире; знания по предмету необходимы для поступления в институт; предмет нужен для будущей работы.
Таблица 1 Число школьников 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что |
Лицей № 1 |
Школа № 27 |
|
n=89 |
n=48 |
||
|
1 |
предмет занимательный |
94,4 |
95,8 |
|
2 |
просто интересно |
94,4 |
91,7 |
|
3 |
нравится, как преподаёт учитель |
93,2 |
93,7 |
|
4 |
получаю удовольствие при его изучении |
93,2 |
77,1 |
|
5 |
требует наблюдательности, сообразительности |
86,5 |
75,0 |
|
6 |
данный предмет интересен |
83,1 |
89,6 |
|
7 |
учитель интересно объясняет |
82,0 |
54,2 |
|
8 |
у меня хорошие отношения с учителем |
78,6 |
56,2 |
|
9 |
предмет легко усваивается |
77,5 |
83,3 |
|
10 |
интересны отдельные факты |
74,1 |
58,3 |
|
11 |
предмет считается выгодным |
71,9 |
41,7 |
|
12 |
учитель часто хвалит |
67,4 |
43,7 |
|
13 |
предмет требует терпения |
66,3 |
72,9 |
|
14 |
предмет способствует развитию культуры |
65,2 |
56,2 |
|
15 |
предмет заставляет думать |
59,5 |
18,7 |
|
16 |
предмет нужно знать всем |
53,9 |
72,9 |
|
17 |
предмет нужен для будущей работы |
50,6 |
70,8 |
|
18 |
товарищи интересуются этим предметом |
50,6 |
31,2 |
|
19 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
41,6 |
39,6 |
|
20 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
40,5 |
16,7 |
|
21 |
родители считают этот предмет важным |
30,3 |
31,2 |
Примечание. Здесь и в Табл.2 – 6 курсивом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наибольшее число школьников с положительным отношением к предмету «Физическая культура»; подчеркнутым шрифтом выделены доводы-мотивы в %, характеризующие наименьшее число школьников с положительным отношением к данному предмету.
Таблица 2 Число школьников 9-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что |
Лицей № 1 |
Школа № 27 |
|
n=51 |
n=38 |
||
|
1 |
предмет занимательный |
84,3 |
68,4 |
|
2 |
нравится, как преподаёт учитель |
76,5 |
81,6 |
|
3 |
предмет легко усваивается |
74,5 |
76,3 |
|
4 |
данный предмет интересен |
68,6 |
78,9 |
|
5 |
учитель интересно объясняет |
68,6 |
57,9 |
|
6 |
предмет способствует развитию культуры |
60,8 |
50,0 |
|
7 |
получаю удовольствие при его изучении |
58,8 |
50,0 |
|
8 |
просто интересно |
58,8 |
89,5 |
|
9 |
предмет нужно знать всем |
54,9 |
42,1 |
|
10 |
требует наблюдательности, сообразительности |
49,0 |
47,4 |
|
11 |
интересны отдельные факты |
49,0 |
39,5 |
|
12 |
предмет требует терпения |
41,2 |
68,4 |
|
13 |
у меня хорошие отношения с учителем |
37,5 |
68,4 |
|
14 |
товарищи интересуются этим предметом |
29,4 |
42,1 |
|
15 |
предмет заставляет думать |
27,4 |
31,6 |
|
16 |
предмет считается выгодным |
27,4 |
26,3 |
|
17 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
27,4 |
5,3 |
|
18 |
предмет нужен для будущей работы |
25,5 |
23,7 |
|
19 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
25,5 |
18,4 |
|
20 |
родители считают этот предмет важным |
15,7 |
21,0 |
|
21 |
учитель часто хвалит |
15,7 |
44,7 |
Таблица 3 Число школьников 11-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что |
Лицей № 1 |
Школа № 27 |
|
n=22 |
n=34 |
||
|
1 |
у меня хорошие отношения с учителем |
81,8 |
85,3 |
|
2 |
просто интересно |
77,3 |
76,5 |
|
3 |
нравится, как преподаёт учитель |
72,7 |
85,3 |
|
4 |
предмет легко усваивается |
72,7 |
64,7 |
|
5 |
предмет занимательный |
72,7 |
82,3 |
|
6 |
данный предмет интересен |
59,0 |
76,5 |
|
7 |
получаю удовольствие при его изучении |
59,0 |
58,8 |
|
8 |
требует наблюдательности, сообразительности |
45,4 |
67,6 |
|
9 |
интересны отдельные факты |
45,4 |
61,8 |
|
10 |
предмет способствует развитию культуры |
45,4 |
70,6 |
|
11 |
предмет считается выгодным |
40,9 |
26,5 |
|
12 |
товарищи интересуются этим предметом |
40,9 |
61,8 |
|
13 |
учитель часто хвалит |
40,9 |
41,2 |
|
14 |
предмет нужно знать всем |
36,4 |
52,9 |
|
15 |
предмет требует терпения |
31,8 |
58,8 |
|
16 |
учитель интересно объясняет |
31,8 |
55,9 |
|
17 |
предмет нужен для будущей работы |
27,3 |
20,6 |
|
18 |
родители считают этот предмет важным |
27,2 |
14,7 |
|
19 |
предмет заставляет думать |
22,7 |
29,4 |
|
20 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
22,7 |
20,6 |
|
21 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
18,2 |
35,3 |
Следует заметить, что мотивы, связанные с познавательностью активностью школьников, ими оцениваются по-разному. Так, мотив-суждение «предмет … требует наблюдательности, сообразительности», согласно ответам школьников, в большей степени влияет на их положительное отношение к предмету «Физическая культура», чем мотив-суждение «предмет заставляет думать». Причем, если первый мотив-суждение («предмет … требует наблюдательности, сообразительности») у школьников 4-х классов в большей мере влияет на положительное отношение в лицее № 1, чем в школе № 27, то в 11 классах наблюдается обратная зависимость. Примерно такая же тенденция, но менее выраженная, имеет место и по второму мотиву-суждению.
Анализируя данные, представленные в таблицах 4-6, можно заметить, что в основном уровень развития спортивно-технической базы школы не оказывает существенного влияния на изменение иерархии изучаемых мотивов-суждений, наблюдаемую у школьников 4-х классов. Так, у школьников 9-х и 11-х классов на первом месте остается интерес к предмету и учителю, на последнем отношение родителей к предмету и польза от предмета в будущем. Вместе с тем следует отметить, что в школе № 27 с относительно «слабой» спортивной базой по сравнению с лицеем № 1 мастерство учителя («нравится, как преподаёт учитель» и «учитель интересно объясняет») является более определяющим в положительном отношении школьников к предмету «Физическая культура» (особенно в 11 классе – Табл.6). Следовательно, более сильным фактором, обусловливающим положительное отношение школьников к предмету, является не уровень развития спортивно-технической базы общеобразовательной школы, а педагогическое мастерство учителя физической культуры.
Таблица 4 Число мальчиков и девочек 4-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
|
Мальчики Лицей № Шк |
ола № |
Лицей |
Девочки № Школа № |
||
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что 1 |
27 |
1 |
27 |
|||
|
|
n=46 |
n=27 |
n=43 |
n=21 |
|||
|
1 |
данный предмет интересен |
93,5 |
92,6 |
95,3 |
|
90,5 |
|
|
2 |
нравится, как преподаёт учитель |
93,5 |
88,9 |
93,0 |
|
100 |
|
|
3 |
предмет занимательный |
93,5 |
92,6 |
95,3 |
|
100 |
|
|
4 |
просто интересно |
93,5 |
88,9 |
95,3 |
|
95,2 |
|
|
5 |
получаю удовольствие при его изучении |
91,3 |
81,5 |
95,3 |
|
71,4 |
|
|
6 |
требует наблюдательности, сообразительности |
89,0 |
66,7 |
83,7 |
|
76,5 |
|
|
7 |
учитель интересно объясняет |
84,8 |
48,1 |
79,0 |
|
61,9 |
|
|
8 |
предмет легко усваивается |
80,4 |
81,5 |
74,4 |
|
76,5 |
|
|
9 |
предмет считается выгодным |
76,0 |
44,4 |
67,4 |
|
38,0 |
|
|
10 |
интересны отдельные факты |
74,0 |
37,0 |
74,4 |
|
76,5 |
|
|
11 |
у меня хорошие отношения с учителем |
71,7 |
59,2 |
86,0 |
|
52,4 |
|
|
12 |
предмет нужен для будущей работы |
69,6 |
77,8 |
30,0 |
|
61,9 |
|
|
13 |
учитель часто хвалит |
69,6 |
51,8 |
65,0 |
|
33,3 |
|
|
14 |
предмет способствует развитию культуры |
69,6 |
55,5 |
60,5 |
|
57,1 |
|
|
15 |
предмет требует терпения |
61,0 |
77,8 |
72,0 |
|
66,7 |
|
|
16 |
предмет нужно знать всем |
56,5 |
77,8 |
51,0 |
|
66,7 |
|
|
17 |
предмет заставляет думать |
56,5 |
|
7,4 |
62,7 |
|
33,3 |
|
18 |
товарищи интересуются этим предметом |
54,3 |
29,6 |
65,5 |
|
33,3 |
|
|
19 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
54,3 |
14,8 |
25,6 |
|
19,0 |
|
|
20 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
52,0 |
40,7 |
30,0 |
|
38,0 | |
|
21 |
родители считают этот предмет важным |
39,0 |
37,0 |
21,0 |
23,8 |
Таблица 5 Число юношей
и девушек 9-х классов
(в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
|
Лицей |
Мальчики № Шк |
ола № |
Лицей |
Девочки № Школа № |
||
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что 1 |
27 |
1 |
27 |
||||
|
|
n=28 |
n=21 |
n=23 |
n=17 |
||||
|
1 |
данный предмет интересен |
92,8 |
80,9 |
39,1 |
|
76,5 |
||
|
2 |
предмет занимательный |
92,8 |
71,4 |
73,9 |
|
64,7 |
||
|
3 |
просто интересно |
92,8 |
90,5 |
17,4 |
|
88,2 |
||
|
4 |
нравится, как преподаёт учитель |
85,7 |
66,7 |
65,2 |
|
88,2 |
||
|
5 |
предмет легко усваивается |
85,7 |
76,2 |
60,9 |
|
76,5 |
||
|
6 |
учитель интересно объясняет |
75,0 |
52,4 |
60,9 |
|
64,7 |
||
|
7 |
получаю удовольствие при его изучении |
75,0 |
47,6 |
39,1 |
|
52,9 |
||
|
8 |
предмет способствует развитию культуры |
71,4 |
57,1 |
47,8 |
|
41,2 |
||
|
9 |
требует наблюдательности, сообразительности |
64,3 |
47,6 |
30,4 |
|
47,0 |
||
|
10 |
интересны отдельные факты |
57,1 |
57,1 |
39,1 |
|
17,6 |
||
|
11 |
предмет нужно знать всем |
57,1 |
47,6 |
52,2 |
|
35,3 |
||
|
12 |
предмет требует терпения |
53,6 |
66,7 |
26,1 |
|
70,6 |
||
|
13 |
товарищи интересуются этим предметом |
50,0 |
42,8 |
4,3 |
|
41,2 |
||
|
14 |
предмет заставляет думать |
42,8 |
23,8 |
8,7 |
|
41,2 |
||
|
15 |
у меня хорошие отношения с учителем |
42,8 |
61,9 |
56,5 |
|
76,5 |
||
|
16 |
предмет считается выгодным |
39,3 |
28,6 |
13,0 |
|
23,5 |
||
|
17 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
35,7 |
19,0 |
13,0 |
|
17,6 |
||
|
18 |
предмет нужен для будущей работы |
32,1 |
42,8 |
17,4 |
|
0 |
||
|
19 |
учитель часто хвалит |
21,4 |
47,6 |
8,7 |
|
47,0 |
||
|
20 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
21,4 |
|
4,8 |
34,8 |
|
5,9 |
|
|
21 |
родители считают этот предмет важным |
7,1 |
|
23,8 |
4,3 |
|
17,6 |
|
Таблица 6 Число юношей и девушек 11-х классов (в %) с положительным отношением к предмету «Физическая культура»
|
|
|
Мальчики Лицей № Школа № |
Лицей |
Девочки № Школа № |
||
|
№ п/п |
Люблю предмет, потому что 1 |
27 |
1 |
27 |
||
|
|
n=11 |
n=13 |
n=11 |
n=21 |
||
|
1 |
данный предмет интересен |
90,9 |
84,6 |
27,3 |
|
71,4 |
|
2 |
предмет легко усваивается |
90,9 |
69,2 |
54,5 |
|
61,9 |
|
3 |
просто интересно |
90,9 |
84,6 |
63,6 |
|
71,4 |
|
4 |
предмет занимательный |
81,8 |
92,3 |
63,6 |
|
76,2 |
|
5 |
нравится, как преподаёт учитель |
72,7 |
84,6 |
72,7 |
|
85,7 |
|
6 |
требует наблюдательности, сообразительности |
72,7 |
69,2 |
18,2 |
|
66,7 |
|
7 |
у меня хорошие отношения с учителем |
72,7 |
84,6 |
90,9 |
|
85,7 |
|
8 |
получаю удовольствие при его изучении |
72,7 |
69,2 |
45,4 |
|
52,4 |
|
9 |
предмет нужно знать всем |
63,6 |
53,8 |
9,1 |
|
52,4 |
|
10 |
товарищи интересуются этим предметом |
63,6 |
53,8 |
27,3 |
|
66,7 |
|
11 |
предмет способствует развитию культуры |
63,6 |
76,9 |
27,3 |
|
66,7 |
|
12 |
предмет нужен для будущей работы |
54,5 |
46,1 |
0 |
|
4,8 |
|
13 |
предмет считается выгодным |
54,5 |
38,5 |
27,3 |
|
19,0 |
|
14 |
предмет требует терпения |
45,4 |
38,5 |
18,2 |
71,4 |
|
15 |
интересны отдельные факты |
45,4 |
53,8 |
45,4 |
66,7 |
|
16 |
учитель интересно объясняет |
45,4 |
84,6 |
18,2 |
80,9 |
|
17 |
знания по предмету необходимы для поступления в институт |
45,4 |
38,5 |
0 |
9,5 |
|
18 |
предмет заставляет думать |
36,4 |
38,5 |
9,1 |
23,8 |
|
19 |
учитель часто хвалит |
36,4 |
46,1 |
45,4 |
38,0 |
|
20 |
предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире |
36,4 |
53,8 |
0 |
23,8 |
|
21 |
родители считают этот предмет важным |
27,3 |
23,0 |
27,3 |
9,5 |
Таким образом,
можно заключить, что уровень материально–спортивной базы школы не оказывает существенного влияния на мотивацию школьников к предмету
«Физическая культура». В большей степени благоприятное отношение школьников к предмету
«Физическая культура»
как в младшем звене, так в среднем
и старшем обусловлено отношениями, складывающимися с учителем, его
умением заинтересовать своим предметом, организовать учебный процесс,
сделать его привлекательным. Особенно это относится к школьницам. Так, например, мотив-суждение «Нравится, как преподает учитель»
в школе № 27 выбрали больший процент школьниц, чем в лицее № 1. Интересно, что мотив, связанный с частой похвалой ученика, не является определяющим в
формировании положительного отношения
к данному предмету. Хотя у юношей и девушек
9-х классов школы № 27 данный мотив оказывает в большей
мере влияние на положительное отношение к уроку физической культуры по сравнению
со школьниками лицея № 1.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Изд-во Питер, 2000. – 512 с.
2. Умнов В.П. Отношение школьников к предмету «Физическая культура» и успеваемость» / В.П. Умнов, Т.А. Иванова // V Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни, ГТО в школу: материалы, 25-28 июня 2015 г. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015, с. 71-75.
3. Умнов В.П. Изучение отношения школьников к предмету «Физическая культура» / В.П. Умнов, Т.А. Иванова // Педагогика, психология и образование: от теории к практике / Сб. науч. трудов № 2 – Ростов-на- Дону, 2015, с. 41-44.