Надо отметить, что современная социальная ситуация развития отражает социальные нововведения в области поддержки семьи и детства. Современные исследователи отмечают, что семьи, столкнувшись с трудными ситуациями, по-разному противостоят этим трудностям [1,2]. Подчеркивается, что «вектор» внутрисемейного совладания с трудностями детерминирован веером факторов, а именно: особенностями семейной ситуации развития, которое, является ресурсом социального пространства семьи, целенаправленно оказывает влияние на выбор семейного копинга; личностными особенностями членов семьи, в частности – особенностями отношения к стрессу; опытом преодоления трудных внутрисемейных ситуаций и т.д.
С каждым годом растет количество семейного неблагополучия, и причины связаны с увеличением разводов, распадом и нестабильностью в семье, утратой семейных ценностей, возрастанием случаев болезни и смертности одного из супругов. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной к преимущественной однодетной семье. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост внебрачных детей. Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни (И.Ф. Дементьева 2005; М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева, 2005; Г.В. Семья 2010, 2013, Т.И. Шульга 2010, 2012; 2014,
Е.И.Холостова 2011, 2013,2014 и др.) [4,5,6].
Из представленных данных видно (Табл.1), что отмечается устойчивая тенденция увеличения количества семей, которые нуждаются в социально-экономической, психолого-педагогической и эмоциональной устойчивости.
Таблица 1
Численность семей и детей по категориям семей в 2014/2015 гг. [3].
|
Категория |
На 31.12.2014 год семей/детей |
На 31.12.2015 год семей/детей |
|
Многодетные семьи |
100600 / 248800 |
108342 / 270534 |
|
Одинокие матери |
63200 / 67300 |
83426 / 97111 |
|
Неполные семьи |
77500 / 88600 |
36223 / 43467 |
|
Малообеспеченные семьи |
161400 / 251300 |
345730 / 398556 |
|
Семьи с детьми с инвалидностью |
26400 / 27400 |
32635 / 35533 |
|
Студенческие семьи |
216 / 226 |
187 / 203 |
Встает вопрос об оценки результативности профилактической работы. Апробация показателей оценки результативности профилактической работы с семьями с детьми, включает в себя 4 показателя, 16 индикаторов (Табл.2). На этапе разработки инструмент прошел экспертную оценку Общественной палаты города Москвы, Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы и находится на этапе внедрения.
Таблица 2 Маркеры результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района (Шинина Т.В.)
I. Социальная карта района
|
№ п/п |
Наименование показателя |
Кол-во на 01.01.2014 |
Кол-во на 01.01.2015 |
Кол-во на 01.01.2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Количество семей в районе |
|
|
|
|
2. |
Количество детей в районе |
|
|
|
|
3. |
Количество семей, имеющих статус «малообеспеченная семья» |
|
|
|
II. Показатели по семьям
|
№ п/п |
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
9 мес. 2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Первичная профилактика (просвещение; первичное обращение) |
||||
|
1. |
Количество первичных обращений семей /детей*1 |
|
|
|
|
2. |
Количество семей выявленных на стадии ТЖС |
|
|
|
1 Количество семей и/или детей, впервые обратившихся в центр, независимо от формы обращения (телефон доверия, горячая линия, мобильные выезды и т.п.). Источники информации по данному пункту – журнал учета обращений, журнал регистрации звонков и т.п.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
на конец отчетного периода |
|
|
|
|
3. |
Улучшение ситуации в семье: |
Х |
Х |
Х |
|
|
- количество семей / детей, не лишенных родительских прав по решению суда |
|
|
|
|
|
- количество семей / детей, в отношении которых отменено лишение родительских прав |
|
|
|
|
|
- количество семей / детей, восстановленных в родительских правах |
|
|
|
|
5. Отказ от опеки/попечительства |
||||
|
1. |
- количество отказов от опеки/попечительства в отношении несовершеннолетних |
|
|
|
Апробация, представленных маркеров результативности профилактической работы с семьей и детьми на территории района, позволит своевременно выявлять семейное неблагополучие, проводить динамику результативности деятельности руководителей и специалистов социальной сферы, что позволит повысить качество работы с семьей в условиях неопределенности. Существуют объективные факторы и обстоятельства, требующие изменения подходов в профилактической работе с семьей и детьми. 1) Изменение социально- экономической ситуации в стране, что создает угрозу снижения качества жизни и экономического положения семей. 2.) Отсутствие устойчивой динамики к снижению количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении по результатам данных последних лет. 3) Несоответствие баланса стратегического и тактического управления ресурсами, запаздывающий отклик на социальный запрос. 4). Отсутствие единых подходов по раннему выявлению и дальнейшей профилактической работе с семьей.
Для достижения социально-психологической устойчивости семейной системы, необходимо сделать: перенос акцента с преодоления неблагополучной ситуации на поддержку семьи, активизацию ее внутреннего потенциала; переход от экстренного вмешательства в проблему семьи и ребенка к прогнозированию и решению зарождающейся проблемы на ранних этапах; переход от тактики контроля к партнерству с семьей и открытости.
Список литературы
1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
2. Куфтяк Е.В. Жизнеспособность семьи: теория и практика. Медицинская психология в России, 2014, 5(28). http://mprj.ru
3. О положении детей и семей, имеющих детей, в городе Москве в 2014 году. Ред.-сост.Е.Ю.Захаренкова / АНО «Совет по вопросам управления и развития». – М.: ООО «Акварель», 2015 – 172 с.
4. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография /Е.И.Холостова, И.В.Малофеев. – М.: Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 368 с.
5. Шинина Т.В. Социально-психологические особенности отцовской я-концепции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2015 №3. – С.60-67
6. Шульга, Т.И Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2010. № 4. - С. 40-44.