В настоящее время существует множество направлений подготовки бакалавров, в рамках которых уделяется внимание дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения».
Изучение бакалаврами дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» направлено на развитие следующих компетенций: знать:
– историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом;
– традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений;
– особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий;
– различные методы оценивания результатов тестирования;
– нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,
– структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;
– процедуру проведения тестирования; уметь:
– давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов;
– проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;
владеть:
– навыками работы с компьютерными пакетами программ и онлайн технологиями по разработке тестовых заданий и обработке результатов тестирования, по подготовке к ЕГЭ.
В соответствии с данным контекстом формируется учебный контент по дисциплине (см. Табл.1).
Таблица 1
Учебный контент по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»
|
№ |
Контент |
Продукт самостоятельной работы бакалавров |
|
1 |
Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. |
Эссе, реферат |
|
2 |
Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. |
Тесты в различных бесплатных программных средах (MyTest, HotPotatoes)по соответствующему направлению подготовки, перечень онлайн сервисов (банк тестов) для создания и проведения тестов |
|
3 |
Другие средства оценивания (рейтинг, мониторинг). |
Эссе, реферат |
|
4 |
Накопительная оценка («портфолио»). |
Портфолио по изучаемой дисциплине |
|
5 |
Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. |
Пакет тестовых заданий по дисциплинам направления подготовки, онлайн сервисы для подготовки к ЕГЭ |
Таблица 2
Работа в процессе изучения дисциплины складывается из выполнения бакалаврами следующих заданий в электронном виде (см. Табл.2).
|
№ |
Задания для бакалавров |
|
1 |
Написать эссе или реферат, выбрав одну из тем. 1. История развития тестирования в России. 2. Компьютерное тестирование: за или против? 3. ЕГЭ: за или против? 4. Рейтинговая система: преимущества и недостатки. 5. Мониторинг в образовании, его достоинства и недостатки. 6. Мониторинг качества и качественный мониторинг: принципы, перспективы. 7. Портфолио или портфель достижений обучаемого? В чем его достоинства и недостатки? 8. Какова связь оценки и самооценки? Результаты работы представить в электронном виде. |
|
2 |
Составить презентацию, охарактеризовав одну из бесплатных программ для конструирования тестов (выделить типы вопросов, преимущества и недостатки программы), предварительно осуществив ее поиск в сети Интернет. |
|
3 |
Составить тест из 30 заданий в соответствии с направлением подготовки, содержащий различные типы вопросов, используя найденную ранее программу. |
|
4 |
Составить презентацию, охарактеризовав один из онлайн сервисов для создания тестов, создать онлайн тест по направлению подготовки. |
|
5 |
Найти готовые тесты онлайн и офлайн по направлению подготовки, сохранить на них ссылки. Найти онлайн ресурсы по подготовке к ЕГЭ. |
|
6 |
Создать портфолио по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» как самооценка собственной деятельности в процессе изучения дисциплины (обобщающий документ всех творческих и самостоятельных работ). |
Таким образом, при формировании учебного контента по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» необходимо ориентироваться на развитие профессиональных компетенций бакалавров, связанных с современными подходами к созданию тестов и проведению тестирования (использование онлайн технологий, баз заданий для подготовки к ЕГЭ, представленных в Интернете). Представленный материал можно использовать для проведения занятий у бакалавров разных направлений подготовки.