Специфика трудовой деятельности технического специалиста связана не только с отраслевой принадлежностью предприятия, но и с этапом жизненного цикла изделия: проектирование, разработка технологического процесса, изготовление, монтаж и наладка, эксплуатация и техническое обслуживание, ремонт, утилизация. Ограниченный нормативный срок подготовки технического специалиста по основной образовательной программе ВПО не позволяет в полном объеме реализовать профили подготовки, ориентированные на конкретных работодателей. Также в рамках одной программы невозможно обеспечить все многообразие профилей. Тем не менее, перенос профильной подготовки на период обучения в вузе позволяет сократить срок адаптации выпускника технического вуза на рабочем месте. Это обусловлено интеграцией материально-технических, интеллектуальных, информационных, методических ресурсов вузов и предприятий. Актуальными оказываются механизмы адаптации профильной подготовки технических специалистов с учетом требований работодателей и способностей студентов. Цель статьи – представление механизмов адаптации профильной подготовки технических специалистов с применением электронных средств обучения.
Формирование актуальных профилей подготовки возможно с учетом реальных кадровых потребностей предприятий-работодателей [2]. Однако прогнозный период кадровых потребностей гораздо короче нормативного срока подготовки по программам ВПО. Структурирование образовательных программ позволяет перенести процесс формирования профилей на завершающие этапы подготовки [3]. Профили подготовки могут быть реализованы за счет вариативной части учебного плана, углубленного обучения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) и применения электронных средств обучения. Дополнительное обучение студентов может быть организовано на добровольной основе с привлечением работодателей, и с применением проектных методов обучения. Алгоритм формирования профилей подготовки в общем виде представлен на Рисунке 1.
Характеристика процесса подготовки формализуется критерием уровня обучения, в качестве которого могут использоваться [5]:
· Временные характеристики (например, время выполнения);
· Скоростные характеристики (например, производительность труда);
· Точностные характеристики (вероятность или величина ошибки);
· Информационные характеристики (например, объем восприятия).
Если входной контроль проводится раздельно для каждого профиля, то в соответствии с распространенной в вузах балльно-рейтинговой системой оценка уровня подготовки может быть формализована в единой шкале:
Скорости обучения и забывания индивидуальны, и определяются в процессе обучения информации студентов. Для оценки скорости забывания система организации учебного процесса должна предусматривать периодический контроль уровня остаточных знаний отдельно от контроля освоения нового материала. Если результаты проверки остаточных знаний студента представить:
результатов численного моделирования процесса подготовки с фиксированным и адаптивным периодом контроля остаточных знаний показывает, что адаптивный механизм обеспечивает требуемый уровень подготовки с применением меньшего числа опросов.
Поскольку индивидуальные свойства студентов меняются в процессе обучения, оценка каждого обучаемого субъективна, а целый ряд второстепенных факторов «маскирует» истинную динамику обучения, уровни подготовки студентов, то процесс адаптации распределяется по всему этапу обучения, а расчет периода контроля повторяется. Применение алгоритма расчета адаптивного периода контроля в электронных средствах обучения позволяет сохранить междисциплинарные связи основной и дополнительной образовательных программ.
Список литературы
1. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. – М.: Государственное издательство физико- математической литературы, 1962. – 484 с.
2. Данилаев Д.П., Емалетдинова Л.Ю. Система информационного взаимодействия вузов, работодателей и студентов // Открытое образование, 2014, № 4. С. 26-32.
3. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н., Польский Ю.Е. Система высшего технического образования: диалектика согласования интересов ее субъектов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С.99-104.
4. Запасная Л.А. Интеллектуальная автоматизированная система подготовки химиков-технологов.
Автореферат диссертации канд. техн. наук, ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева», Москва, 2014. – 20с.
5. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: Институт проблем управления РАН, 1998. – 77с.
6. Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. – Рига: Зинатне, 1981. – 375 с.
7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ, 2012. – 344 с.
8. Тархов С.В. Методологические и теоретические основы адаптивного управления электронным обучением на базе агрегативных учебных модулей. Автореферат диссертации докт. техн. наук, ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Уфа, 2009. – 34с.