В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из ведущих патогенетических факторов повреждения ЦНС плода и новорожденного, следствием действия которого является различной степени выраженности нарушение церебральной гемодинамики, приводящей к структурным изменениям вещества головного мозга, что в постнатальном онтогенезе может проявляться у ребенка как неврологическими расстройствами различной степени выраженности, так и нарушениями формирования высших психических функций. Гипоксические поражения головного мозга, в основном, протекают волнообразно, манифестируя в критические периоды становления нервной системы ребенка. Одним из таких периодов является возраст 17-18 лет, характеризующийся активным становлением и интенсивным развитием аналитико- синтетической деятельности больших полушарий, формированием целенаправленности действий, возрастанием роли второй сигнальной системы, что лежит в основе успешной социализации, адаптации ребенка в обществе.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей мышления у юношей призывного возраста, в анамнезе которых имеется указание на перенесѐнное перинатальное гипоксическое поражение ЦНС (ПГП ЦНС).
Всего обследовано 220 юношей 17-18 лет. Основную группу составили 140 юношей призывного возраста, в анамнезе которых имеется указание на наличие перинатального гипоксического поражения ЦНС. Критериями включения в основную группу были: юношеский возраст 17-18 лет, отягощѐнный перинатальный анамнез вследствие хронической внутриутробной гипоксии и наличие малой мозговой дисфункции (ММД) при обследовании в возрасте 17-18 лет (по результатам теста Тулуз-Пьерон); отсутствие грубой органической патологии, перенесѐнных ЧМТ, эндокринной и соматической патологии; сохранный интеллект; проживание в полной семье со средним уровнем материального дохода. Контрольную группу составили 80 юношей с благополучным перинатальным анамнезом, с отсутствием грубой органической патологии, перенесѐнных ЧМТ, эндокринной и соматической патологии, с сохранным интеллектом, проживающих в полной семье со средним уровнем материального дохода.
Для проведения исследования использовались следующие диагностические методики: методка Тулуз- Пьерона (в модификации Л.А. Ясюковой) для выявления ММД, тесты «Исключение лишнего», «Толкование пословиц».
Результаты и их обсуждение. При анализе результатов теста Тулуз-Пьерона было установлено, что в основной группе выявлялись юноши с различными вариантами малой мозговой дисфункции. Субнормальный тип ММД имели 31,4% обследованных, для которых было характерно наличие благополучных, приближѐнных к норме показателей, таких как способность устойчиво работать на хорошей скорости во время заполнения теста, устойчивость следов памяти, достаточно развитый интеллект и самоконтроль. Однако у них регистрировалось снижение объѐма оперативной памяти, слабо развитое произвольное внимание и способность корректироваться, а также высокое утомление к концу рабочего дня и при повышенной интеллектуальной нагрузке. При астеничном типе ММД (31,4 %) для юношей было характерно наличие повышенной когнитивной утомляемости при длительном сосредоточении, слабая концентрация внимания, недостаточная переключаемость, сниженный объѐм кратковременной памяти и сниженная скорость переработки поступающей информации при капризно- инфантильных признаках в поведении. Для юношей с активным типом ММД (13%) было характерно наличие повышенной активности включения в любую деятельность при слабой способности ее регулировать и длительно удерживать на высоком уровне, а также невысокие показатели процессов оперативной памяти, внимания и мышления при нормальной долговременной памяти. Ригидный тип ММД встречался у 16 % обследованных, у которых определялись замедленная врабатываемость и слабая переключаемость интеллектуальной деятельности, интерференция предыдущей деятельности на последующую, средняя концентрация внимания. Реактивный тип ММД отмечался у 9 % юношей и характеризовался наличием двигательной расторможенности обследованных, сочетающейся с повышенной переключаемостью, быстрой сменой реакций, подвижностью, возбудимостью, неустойчивостью концентрации внимания, когнитивной утомляемостью.
При оценке операций обобщения было установлено, что у обследованных как основной, так и контрольной групп определялся средний уровень развития операций обобщения, соответствующий разбросу показателей в пределах 33-52 балла. Однако у юношей основной группы значения показателя, характеризующего операции обобщения, было ниже (39-43 балла), чем в контрольной группе (50 баллов). При этом показатели уровня операций обобщения у юношей с реактивным, ригидным и астеничным типами ММД были достоверно ниже, чем у обследованных контрольной группы (p<0,05), что свидетельствует о менее развитых у них аналитико- синтетических процессах. В тоже время обследованные с субнормальным и активным типами ММД имели показатели уровня операция обобщения близкие к контрольной группе (p>0,05).
Результаты исследования способности понимания переносного смысла пословиц показали, что юноши основной группы испытывают сложности в трактовке пословиц и понимании их отвлечѐнного смысла, опираясь больше на ситуативное толкование (50%юношей с активным, 45% -с ригидным, 42% - с реактивным и 48% - с астеничным типами ММД), в то время как в контрольной группе 49% юношей характеризовались отвлеченным толкованием пословиц. При этом наименьшее количество юношей, трактовавших пословицы на ситуативном уровне, выявлялось среди обследованныхс субнормальным типом ММД (30%), что свидетельствует о недостаточно развитых способностях понимать переносный смысл половиц.
При этом обращало на себя внимание, что каждый третий юноша основной группы толковал пословицы буквально. Например, юноша с ригидным типом ММД на пословицу «Куй железо пока горячо», даѐт ответ: «… потому что всѐ железо ковать надо, пока оно горячее…», а на пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает», отвечает: «…яблоки не могут далеко от яблони падать…», что логически несѐт в себе буквальное толкование смысла пословицы.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сказать, что:
ü у юношей с гипоксическим поражением ЦНС в перинатальном периоде в возрасте 17-18 лет регистрируются последствия в виде наличия различных вариантов малой мозговой дисфункции, при этом, наиболее часто встречались субнормальный и астеничный типы ММД;
ü для юношей с последствиями перинатального гипоксического поражения ЦНС были характерны менее развитые аналитико-синтетические процессы, что выражалось в более низких показателях операций обобщения. При этом наименьшие показатели реакций обобщения регистрировались у юношей с реактивным, ригидным и астеничным типами ММД;
ü юноши основной группы испытывали сложности в трактовке пословиц и понимании их отвлечѐнного смысла, опираясь больше на ситуативное или буквальное их толкование, что свидетельствует о недостаточно развитых способностях понимать переносный смысл половиц. Наибольшее количество обследованных с буквальным или ситуативным толкованием смысла пословиц отмечалось среди юношей с субнормальным типом ММД.