Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ БРУКИНГСКОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В XX-НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Формирование внешней политики всегда являлось многомерным процессом, на ход которого оказывают большое влияние различные группы политических акторов. Этот тезис подтверждается наличием в государствах развитых систем внешнеполитического анализа и планирования, среди которых особое место занимают экспертные исследовательские центры – так называемые «мозговые тресты». Последние во многом явились продуктом американской политической практики.

В исследованиях российских политологов и специалистов по международным отношениям часто фигурируют такие американские экспертные группы, как Фонд Карнеги, Фонд «Heritage», Совет по международным отношениям, Корпорация «РЭНД». Однако в России мало освещается деятельность крупнейшего в США «мозгового центра», имеющего давнюю историческую традицию и масштабные аналитические ресурсы – Брукингского института. Именно Брукингский институт на протяжении более чем 90 лет осуществлял аналитическую, законодательную и кадровую поддержку администраций всех президентов США. Начав свою деятельность с выработки рекомендаций по реализации внутренней политики, с годами специалисты Брукингского института стали уделять всё большее внимание анализу ситуации на международной политической арене и методам расширения американского влияния в мире. Сегодня институт обладает масштабными финансовыми и научными ресурсами, имеет обширные связи как с Белым домом и Конгрессом США, так и с политическим истеблишментом в других странах мира. Это подтверждается и статистикой: Брукингский институт занял первое место как в глобальном рейтинге экспертно-аналитических центров мира в 2012 г.12, так и в перечне самых авторитетных и влиятельных «мозговых центров» планеты, созданном при поддержке ООН в 2011 г. В 2012 г. учреждение стало первым лауреатом премии «Лучший аналитический центр Северной Америки». Брукингский институт был также признан наиболее цитируемым экспертным центром среди американских политиков и СМИ13.

Брукингский институт был основан в 1916 г., в Вашингтоне филантропом Робертом С. Брукингсом. По замыслу основателя, институт должен был стать первой частной научно-исследовательской организацией федерального уровня, анализирующей внутреннюю политику США. Позже на средства Брукингса были созданы Институт экономики и Высшая школа им. Р.С. Брукингса на базе Вашингтонского университета в г. Сент-Луис. 8 декабря 1927 г. было решено объединить все три учреждения в рамках т.н. Брукингского института14.

Первоначально институт развивался как экспертно-аналитическое сообщество, посвященное проблемам и вызовам внутренней политики США. Однако с течением времени эксперты Брукингского института стали играть всё более значительную роль в вопросах анализа глобальной и региональной политической обстановки, состояния мировой экономики и, наконец, выработки практических рекомендаций Белому дому по реализации мер внешней политики США. Сегодня в Брукингском институте работают два крупных подразделения, занимающихся изучением международной ситуации: Департамент по исследованию мировой экономики и Департамент внешнеполитических исследований15. В основе организации последнего лежит региональный подход.

За всё время своего существования в Брукингском институте работали лучшие американские эксперты с внушительным научным портфолио и обширными контактами. Институт имеет налаженную систему связей с Белым домом, Конгрессом, американским политическим истеблишментом и бизнес-элитой. Брукингский институт явился кузницей кадров для многих президентских администраций. Так, после вступления Барака Обамы на пост президента США в 2009 году, многие сотрудники института перешли на высокопоставленные должности в его администрацию и Госдепартамент США16.

Ко второй половине XX века Брукингский институт только усложнил структуру и расширил масштабы своей деятельности. Институт успешно консультировал администрации Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. К концу 1960-х гг. усилиями директора Института К. Гордона, Брукингс стал фокусировать внешнеполитические исследования на вопросах обеспечения национальной безопасности США и нейтрализации угроз в мире.

Отношения между Белым домом и Брукингским институтом в период правления президента Р. Никсона не сложились. Однако в 1970-1980-е гг. Брукингс по-прежнему выполнял огромное количество исследований по правительственному запросу. Более  того,  с приходом к власти президента  Дж. Картера  в 1976 г., многие эксперты института заняли посты в президентской администрации.

Институт активно работал и в 1990-е гг., в том числе сосредоточив усилия на выработке рекомендаций по реализации американской внешней политики в условиях распада биполярной системы. Специалисты института консультировали администрацию Б. Клинтона и даже сами занимали в ней должности. Так, глава отдела внешнеполитических исследований М. Индук был назначен президентом Клинтоном послом США в Израиле17. Именно под руководством М. Индука была выработана доктрина политики «двойного сдерживания» Ирака и Ирана, которые в тот период времени рассматривались в качестве главных стратегических соперников США.

XXI век ознаменовался новым витком активности Брукингского института. После теракта 11 сентября 2001 г. Институт предоставил  множество консультаций по вопросам национальной и международной безопасности администрации Дж. Буша-младшего. Многие эксперты института поддержали интервенцию США в Ирак в 2003 г., разработав рекомендации по реализации операции. Так, один из ведущих сотрудников института М. О’Хэнлон обосновал вынужденную необходимость вступления США в войну с режимом С. Хуссейна, хотя и прогнозировал большие потери американской армии ввиду затяжного характера операции18. Под руководством Хэнлона на сайте института обновлялся график оперативной обстановки в Ираке19. Позже подобные графики были созданы для Афганистана и Пакистана.

     

12   2014 Global Go To Think Tank Index Report [Электронный ресурс] // University of Pensylvania: сайт. – URL: http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1008&context=think_tanks (дата обращения: 11.01.2016).

13   Groseclose T., Milyo J. A Measure Of Media Bias [Электронный ресурс] // UCLA College – Social Sciences: сайт. – URL: http://www.sscnet.ucla.edu/polisci/faculty/groseclose/pdfs/MediaBias.pdf (дата обращения: 25.01.2016).

14   Brookings Institution History [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/history014 (дата обращения: 12.12.2015).

15   Our Centers, Projects and Initiatives [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign- policy/centers-and-initiatives (дата обращения: 12.12.15).

16   Our Centers, Projects and Initiatives [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign- policy/centers-and-initiatives (дата обращения: 12.12.15).

17 Ibid.


В 2000-е гг. Брукингский институт расширил своё международное представительство. Сразу после вступления на должность директора, С. Тэлботт поручил создать в «мозговом тресте» Центр ближневосточных исследований им. Х. Сабана20. В 2008 г. был открыт филиал в г. Доха, Катар; позднее – центр на базе Университета Цинхуа в Пекине, а в 2013 г. – индийский филиал в г. Нью-Дели21. Таким образом, сеть аффилированных с Брукингсом учреждений в мире продолжает постепенно расти.

Кроме того, Брукингский институт запустил т.н. «Инициативу по обороне в XXI веке» – проект, в рамках которого специалисты института изучают возможные сценарии будущих конфликтов, а также методы наращивания оборонных мощностей США.

Сегодня Брукингский институт активен как никогда. Многие эксперты института занимают посты в администрации президента Б. Обамы. Институт обладает информативным интернет-сайтом на 4-х языках, регулярно организует круглые столы и мастер-классы, чутко реагирует на все события международной жизни, регулярно публикуя очерки, аналитические статьи и отчёты: например, отчёт главы центра исследований Северо- Восточной Азии института Ричарда С. Буша-третьего о последствиях деятельности  «Движения зонтиков» в Гонконге был заслушан подкомитетом Комитета Сената по внешней политике22.

Брукингский институт активно занимается издательской деятельностью. Собственный издательский дом института регулярно публикует отчёты и книги своих экспертов. Особо стоит отметить ежегодно выпускаемую книгу с практическими рекомендациями американскому президенту в области внешней политики. Так, в январе 2014 г. вышла книга «Большие ставки и чёрные лебеди», в которой рекомендации президенту Б. Обаме были распределены по разделам23: например, в разделе «Большие ставки» содержится материал «К вопросу о подтверждении лидерства США в системе глобального либерального порядка», а в разделе «Продолжение поддержки» – статья с рекомендациями на тему «Избежания разрыва между США и С. Аравией».

Признанный самым влиятельным экспертно-аналитическим центром в США и в мире, на протяжении всего своего развития Брукингский институт оказывает значительное воздействие на американскую внешнюю политику. Эксперты института ведут мониторинг международной политической ситуации, разрабатывают стратегии и практические рекомендации американской политической элите с тем, чтобы добиться реализации приоритетных для США внешнеполитических целей, главной из которых является укрепление американского лидерства в мире.

18  About     the      Foreign     Policy     Program     at      Brookings.    [Электронный     ресурс]     //      Brookings:     сайт.     –      URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign-policy/about (дата обращения: 12.12.15).

19 Ibid.

20    Our Centers, Projects and Initiatives [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign- policy/centers-and-initiatives (дата обращения: 12.12.15).

21 Ibid.

22     Bush  R.  Hong  Kong:  Examining  the  Impact  of  the  "Umbrella  Movement"  [Электронный  ресурс]  //  Brookings:  сайт.  –  URL: http://www.brookings.edu/research/testimony/2014/12/03-hong-kong-umbrella-movement-bush (дата обращения: 12.12.15).

23   Big Bets and Black Swans [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/research/books/2014/big-bets-and-black- swans-2014 (дата обращения: 12.12.15). 



Список литературы

1.     2014 Global Go To Think Tank Index Report [Электронный ресурс] // University of Pensylvania: сайт. – URL: http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1008&context=think_tanks (дата обращения: 11.01.2016).

2.     About the Foreign Policy Program at Brookings. [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign-policy/about (дата обращения: 12.12.15).

3.     Big Bets and Black Swans [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/research/books/2014/big-bets-and-black-swans-2014 (дата обращения: 12.12.15).

4.     Bush R. Hong Kong: Examining the Impact of the "Umbrella Movement" [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/research/testimony/2014/12/03-hong-kong-umbrella-movement-bush (дата обращения: 12.12.15).

5.     Brookings Institution History [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/history014 (дата обращения: 12.12.2015).

6.     Groseclose T., Milyo J. A Measure Of Media Bias [Электронный ресурс] // UCLA College – Social Sciences: сайт. – URL: http://www.sscnet.ucla.edu/polisci/faculty/groseclose/pdfs/MediaBias.pdf (дата обращения: 25.01.2016).

7.     Haas R. Think Tanks and U.S. Foreign Policy: A Policy-Maker's Perspective [Электронный ресурс] // US Department of State: сайт. – URL: http://2001-2009.state.gov/s/p/rem/15506.htm (дата обращения: 12.12.15).

8.     Our Centers, Projects and Initiatives [Электронный ресурс] // Brookings: сайт. – URL: http://www.brookings.edu/about/programs/foreign-policy/centers-and-initiatives (дата обращения: 12.12.15).