Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 1930-ЫХ ГГ.

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Реформы, проведенные в 1920-х гг., были весьма успешны, так как были предприняты очень важные попытки усилить связь Секретариата ЦК с местными партийными органами. Власть партии, на тот момент, становилась, все более всеобъемлющей, пока окончательно не укрепилась к 1930-ым гг. Никакая критика уже не воспринималась, но Сталин, как талантливый и наблюдательный руководитель, понимал, что есть члены партии, которые не согласны с определенными моментами в проводимой политике партии. В 1929 г., когда внутрипартийную политику еще пытались критиковать, например Бухарин на объединенном заседании Политбюро ЦК Президиума ЦКК 30 января 1929 г., сказал: что «...на двенадцатом году революции ни одного выборного секретаря губкома; партия не принимает участия в решении вопросов. Все делается сверху». Его слова были встречены криками: «Где ты это списал, у кого? У Троцкого!».24

Власть Сталина внутри партии была колоссальна. Он обеспечил себе монополию, но чтобы удержать такую власть, иметь ее только внутри партии мало. Для этого нужно установить четкий и сильный контроль над теми, кто осуществляет власть на местах. Каганович как-то написал: «Еще не написана могучая музыкальная «оратория» о том, как шли большевики Москвы и Петрограда в глубины России для ее социалистической перестройки. Но она живет в сердцах народа, пролетариата, который от души говорит: «слава большевикам Москвы, Петрограда и других промышленных центров страны, которые по зову ЦК, по зову Ленина уезжали в самые далекие, глубинные районы на борьбу с белыми агентами империализма…за построение социализма во всей Великой России - Советском Союзе вплоть до самых отсталых его уголков!».25

Как видно, еще в период Ленина оттачивание механизма властвования на местах, и полное его подчинение центру, уже пытались воплотить в жизнь.

Огромное значение в работе с людьми на местах имело, если процитировать Кагановича: «не только систематизирование и упорядочение учета, но и изучение персонально каждого руководящего ответработника - от всероссийского до волостного и ячейкового масштаба».26

К началу 1930-ых, когда основные преобразования в стране набирали оборот, система назначений приобрела огромный размах. Количество назначений было уже так велико, что для большей систематизации Орграспредотдел ЦК разделился на два отдела: оргинструкторский, занимавшийся подготовкой назначений и перемещениями в партийном аппарате и отдел назначений (распределительный) с рядом секторов (тяжелой промышленности, легкой промышленности, транспорта, сельского хозяйства, советских учреждений, загранкадров и др.), ведавший вопросами номенклатуры в государственном аппарате.27 Можно сделать предположение о том, что все назначения согласовывались не только с руководящим аппаратом, но и с ОГПУ- НКВД. Более того, очевидно, что все руководители на местах находились на учете у ВКП(б), другими словами под жестким контролем. Номенклатурные работники, вне зависимости от того, какой участок они возглавляли, были наместниками вышестоящей власти, ее «временщиками», как правило, не родившимися в том районе, области или крае, куда они назначались руководить сверху.28 Самое интересное, что никто из работников не привязывался к месту своего назначения, потому что их постоянно перебрасывали с место на место.

 

12 Фельштинский Ю.Г. Два эпизода из истории внутрипартийной борьбы: конфиденциальные беседы Бухарина // Вопр. истории. 1991. № 2–3.

13 Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1996. С. 290– 291.

14 Там же. С. 313.

15 Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопр. истории. 1993. № 7.

16 И.В. Павлова. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001. С.225


Позднее в номенклатуру №1 были включены работники райкомов и горкомов партии. Конечно, после проведенной ликвидации округов, именно районы стали маленькими центрами в океане строительства социализма. Эта реорганизация, как было записано в резолюции XVI съезда ВКП(б), должна была «привести к решительному приближению партийно-советского аппарата к селу, к колхозам, к массам. Это мероприятие имеет исключительно важное значение для укрепления партийной организации в деревне, а также для улучшения и упрощения связи ЦК и областей с местами».29

Снабжение номенклатурных работников тоже заслуживало внимания, для этого существовала сеть закрытых распределителей для ответственных работников. Это была чрезвычайно сложная система, которую расписывать нет смысла, достаточно будет сказать, что всех работников внутри нее делили на несколько групп, к каждой приписывали определенные рамки дозволяемого снабжения, также льготы и т.д.

На этом привилегии ответственных работников на местах не ограничивались. Такие работники имели льготы по квартплате и налогам. Они могли получать различную литературу по специальным документам. Сюда же входили пособия на лечения, поездки в санатории. Председатели ЦИК СССР, СНК СССР и РСФСР, ОГПУ СССР, наркомы СССР, секретари и члены Политбюро ЦК ВКП(б), командующие округами имели право пользования служебными вагонами.30 Исходя из исследований историка Осокиной Е.А., можно сказать, что привилегии имели не такие уж и большие слои союзного и республиканского руководства. Чем ниже уровень, по принципу (республика, край, область, район), тем хуже было положение местных партийных работников. Были правила, регламентировавшие количество работников и членов их семей, которые должны были снабжаться. Многие льготы работникам выделялись в соответствующем вышестоящем ведомстве.31

Можно сделать вывод о том, что в эти годы сформировалась некая пирамида, которая двигалась посредством указаний из Центра, а главным во всем этом была составляющая партийно-аппаратной иерархии. Все нижестоящие руководители, назначенные из Центра, были обязаны воплощать любую директиву в жизнь. В целом все назначенцы справлялись со своими задачами.

 

17 XVI съезд Всесозной Коммунистической партии (б). Стеногр. отчет. М., 1930. С. 715-716.

18 Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928–1935 гг. М., 1993. С. 66.

19 Там же. С. 71


Список литературы

1.     XVI съезд Всесозной Коммунистической партии (б). Стеногр. отчет. М., 1930.

2.     Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1996.

3.     Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопр. истории. 1993. № 7.

4.     Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928–1935 гг. М., 1993.

5.     Павлова И.В. Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 гг. СО РАН. 2001.

6.     Фельштинский Ю.Г. Два эпизода из истории внутрипартийной борьбы: конфиденциальные беседы Бухарина // Вопр. истории. 1991. № 2–3.