25 февраля 2017г.
На данном этапе социально-экономического и историко-политического развития современного Российского государства вопросы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества носят особый характер. Выстраивание этих отношений основывается не только на открытости правоохранительных структур, но и их стремлении к восстановлению доверия со стороны населения, а также формированию позитивного имиджа сотрудника полиции в целом.
Данная позитивная тенденция по всей видимости приобретает необратимый характер. Реализация же данных аспектов на высоком уровне возможна лишь путем выстраивания партнерских взаимоотношений со средствами массовой информации (далее – СМИ), базирующихся на взаимном уважении и сотрудничестве между обоими из сторон.1
Функции по организации данного взаимодействия возложены на штатные подразделения информации и общественных связей органов власти, выступающих в роли действенного инструмента обеспечения диалога, в системе прямых и обратных связей между силовыми структурами и обществом в целом. Несмотря на то, что создание специализированных подразделений по связям со СМИ было детерминировано процессом демократизации российского общества еще в середине 80-х годов прошлого столетия и работа по налаживанию взаимодействия ведется на постоянной основе, ход становления и функционирования данных взаимоотношений нельзя охарактеризовать как проходящий без осложнений и контртенденций.
Вышеуказанные особенности обусловлены прежде всего тем фактом, что еще несколько лет назад ведомственные подразделения по связям с общественностью правоохранительных структур являлись своеобразными «монополистами» на владение оперативной информацией, способными контролировать степень ее распространения. При желании информацию возможно было «утаить» либо подать «под любым удобным углом», скрасив нежелательные моменты и «подсветив» позитивный аспект произошедшего события, минимизировав тем самым возможную дискредитирующую составляющую.
На современном историческом этапе развития информационных технологий, связанных с появлением электронных средств массовой информации, способных реализовать передачу информационных потоков практически в режиме «on-linе», и обеспечить мгновенную обратную связь всех и со всеми, контроль над распространением информационных потоков стал совершенно не возможен, а прежние методы работы сотрудников пресс-служб правоохранительных органов по организации взаимодействия с представителями СМИ и гражданского общества, связанных с утаиванием информации, абсолютно неприемлемыми.
1 Смолева С.С. Интернет-коммуникации в деятельности служб по связям с общественностью органов внутренних дел // Проблемы государственного и муниципального управления в условиях современной глобализации: Сб. трудов Международной научно-практической конференции, 2013 г., г.Москва, МГОУ)
Значительную роль в переходе данных взаимоотношений от абсолютной «монополизации» владением информационными потоками со стороны ведомственных подразделений информации и общественных связей правоохранительных органов до невозможности осуществления контроля над ее распространением также сыграло кардинальное изменение самой современной структуры СМИ в глобальном масштабе.
Так, еще в недавнем прошлом понятие СМИ подразумевало под собой создание и функционирование определенной системы органов публичной передачи информации основанной на единой фундаментально реализованной идеологической платформе, осуществляемой при помощи технического обеспечения и, что особенно важно, несущей определенного рода юридическо-правовую и морально- нравственную ответственность за содержание размещаемых в эфире, либо печати материалов, а также проверки достоверности приводимых фактов и доводов. Периодические печатные издания, телевизионные и радио каналы в одностороннем порядке осуществляли информационное воздействие на гражданское общество, сознательно формируя его позитивное либо негативное отношение к различного рода политическим, экономическим, социальным и иным проявлениям действительности.
С появлением и развитием электронных средств коммуникации – всемирной системы объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации Internet, а также платформ, онлайн-сервисов и Web-сайтов, предназначенных для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в данной системе (социальных сетей), основным вектором которых является мгновенная обратная связь источника информации с ее потенциальным потребителем, привело к тому, что информационные новостные агентства стали вытеснять традиционных представителей СМИ, транслирующих информационные потоки населению по принципу «сверху – вниз» и практически не имеющих значимой обратной связи.
Изменение информационного поля в корне изменило облик самого понятия информации, превратив практически все население планеты в единое информационное сообщество, обозначив в качестве основного источника ее распространения Web-сайты и социальные сети.
Сегодня любой гражданин имеющий в личном пользовании обычный мобильный телефон, диктофон либо планшет способен выступить в роли полноценного источника информации. Став случайным очевидцем какого-либо события, сделав аудио либо видео запись или фотоснимок и разместив его в глобальной сети, гражданин, вне зависимости от его возраста, пола и иных идентификационных личных данных, способен создать знаковый информационный повод и вызвать широкий общественный резонанс, а при определенных обстоятельствах и создать условия для сильнейшей дестабилизации социально- политической обстановки в целом регионе.
Помимо размещения фото и видео материалов значительный урон имиджу как целых корпораций, так и отдельных политических деятелей наносит публикация в глобальной сети разного рода документов, в том числе секретного содержания. Создаются целые сайты, специализирующиеся на размещении разоблачающей информации сенсационного характера.
Ярким примером подобного выражения настоящей действительности является деятельность международной некоммерческой организации WikiLeaks,2 публикующей секретную информацию, взятую из анонимных источников. Сотни тысяч документов разоблачительного содержания, выложенных в открытый доступ, по мнению экспертов наносят значительный вред национальной безопасности и внешней политике целого ряда государств. Однако, многие исследователи признают и тот факт, «что публикации секретных документов и деятельность сайта WikiLeaks сделает современную дипломатию более открытой для публики посредством создания так называемой дипломатии в реальном времени».3
Отличительной особенностью работы WikiLeaks и подобных ему информационных ресурсов также является тот факт, что «стать анонимным источником размещаемой на его портале информации может любой, кто ей располагает и пришлет в «редакцию».4
2 WikiLeaks - международная некоммерческая организация, которая публикует секретную информацию, взятую из анонимных источников или при утечке данной информации [Editors, The (16 August 2012). «WikiLeaks — The New York Times». Topics.nytimes.com. Archived from the original on 2012-09-16. Retrieved 24 August 2012. http://archive.is/gl7W
3 Natalia Tsvetkova. Leaks and Live Diplomacy. http://en.wordpress.com/tag/live-diplomacy/
4 "Wikileaks has 1.2 million documents?". WikiLeaks. Archived from the original on 16 February 2008
Еще одной инновационной особенностью функционирования современного информационного пространства становятся документальные «вбросы» материалов, ставших доступными в результате массированных «хакерских атак». Зачастую IT-хакеры5 производя «взломы» серверов похищают миллионы документов и размещают их в свободном доступе. Самым знаковым «вбросом», совершенным за последнее время, было обнародование через сайт WikiLeaks личной переписки кандидата на пост Президента США Хиллари Клинтон, которая по мнению аналитиков, сыграла значительную негативную роль в ее провале на выборах, обеспечив победу ее сопернику - эпатажному мультимиллионеру и шоумену Дональду Трампу.
Все вышеуказанные современные тенденции развития коммуникативной среды привели к тому, что представители профессионального сообщества СМИ стали вынуждены не только считаться с так называемой «народной журналистикой», но и предпринимать активные меры к тому, чтобы привлечь к внештатной работе как можно большее число «народных корреспондентов», в том числе и хакерского сегмента, активно рекламируя возможность их финансового вознаграждения за оказанные услуги.
В сложившихся современных условиях подход к организации прямой и обратной связи с институтами гражданского общества, обеспечиваемый преобладанием рациональной модели массовых коммуникаций, рассчитанной на убеждение людей с помощью информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики, основополагающими и единственно реальными методами взаимодействия правоохранительных органов с представителями СМИ стала максимальная оперативность в предоставлении проверенной и достоверной информации. Общество имеет гарантированное действующим законодательством право знать обо всем, что происходит как внутри страны, так и за ее пределами, включая аспекты касающиеся освещения результатов деятельности правоохранительных органов. Однако, в полной мере необходимо понимать о том, что диалог между представителями власти и гражданского общества должен осуществляться лишь на основе взаимного уважения и полного доверия. Размещение в глобальной сети и иных средствах массовой информации любого рода материалов – это право каждого гражданина свободной демократической державы. Но необходимо учитывать и тот факт, что вся размещаемая информация должна содержать в себе только проведенные факты, а человек ее разместивший обязан нести как моральную, так и иного рода ответственность за ее содержание. Так, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ В.В. Путин заявил: «Понимать свою ответственность должны все: власть, политические партии, структуры гражданского общества, средства массовой информации».6
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что взаимоотношения между представителями органов власти и общественностью необходимо выстраивать лишь на основе открытости и полнейшего доверия. Информация о результатах деятельности правоохранительных органов должна быть доступна для каждого члена общества в режиме «on-linе» и объеме, допустимом нормами действующего законодательства.
Необходимо понимать о том, что каждый гражданин, имея гарантированное Конституцией Российской Федерации право на собственную точку зрения, при желании может высказывать ее открыто, в том числе путем размещения информации в СМИ и иных различных электронных средствах коммуникации, обеспечивая ее сопровождение фото и видео материалами, но делать это необходимо осознавая высочайший уровень моральной и иного рода ответственности за совершаемые действия и их последствия.
Уважая в первую очередь себя и проявляя уважение к окружающим, граждане нашей страны смогут обеспечить уважение государства и со стороны всего остального мирового сообщества. В качестве доказательства всего вышесказанного приведу слова главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, озвученные на днях в эфире телеканала Euronews: «Президент США Обама ошибался, называя Россию региональной державой. ЕС должен относиться к РФ как к равному партнеру и великой державе, без которой невозможно выстроить безопасность в Европе… Россия в три раза больше Европы – это «большое объединение» и «гордая нация» я хотел бы, чтобы мы говорили на равных».7
5 Хакер - компьютерный «взломщик», программист, намеренно обходящий системы компьютерной безопасности . Hacker в «Энциклопедическом словаре хакера » (J argo n F il e)
6 Из выступления Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшемся 15 марта 2016 года
7 Информационный источник Lenta.ru https://lenta.ru/
Список литературы
1. Смолева С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования. Автореферат диссертации канд. полит. наук. М. 2007.
2. Смолева С.С. Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел // Власть. 2013. № 3.
3. Смолева С.С. Специфика PR-деятельности служб по связям с общественностью как инструмента формирования имиджа органов внутренних дел // European social science journal Европейский журнал социальных наук. 2013. № 2.
4. Смолева С.С. Интернет-коммуникации в деятельности служб по связям с общественностью органов внутренних дел // Проблемы государственного и муниципального управления в условиях современной глобализации: Сб. трудов Международной научно-практической конференции, 18-19 февраля 2013 г., г. Москва, МГОУ)
5. Смолева С.С. Субъектно-объектные аспекты и принципы деятельности служб по связям с общественностью органов муниципальной власти // Вестник МГАДА. Серия «Философские, социальные и естественные науки». 2012. № 1.
6. Смолева С.С. // Вестник МГАДА. Серия «Философские, социальные и естественные науки». 2012.№5.
7. Смолева С.С. Общественное мнение о деятельности правоохранительных органов: материалы социологического опроса //Социально-политические, историко-правовые и экономические проблемы России в условиях современной глобализации: Материалы Международной научно- практической конференции. Книга 2. М.: Изд-во МГОУ, 2011.
8. Смолева С.С. Феномен власти: методологические подходы //Вестник МГАДА. Серия «Философские, социальные и естественные науки». 2011. №1.
9. Смолева С.С. Общественное мнение: технологии манипулятивного воздействия // Вестник МГАДА. Серия «Философские, социальные и естественные науки». 2011. № 3.
10. Смолева С.С. Политическая реклама как инструмент политических манипуляций средств массовой информации // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2006. № 2.
11. Смолева С.С. Имидж органов внутренних дел: проблемы формирования и поддержания: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 172 с.
12. Смолева С.С. Общественное мнение в условиях информационной открытости общества: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 120 с.
13. Смолева С.С. Личность в политике и власти: Монография. М.: МГОУ, 2008. 112 с.
14. Смолева С.С. Лидерство в системе власти: мотивация, роль в политической жизни общества: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 147с.
15. Смолева С.С. Деятельность служб по связям с общественностью муниципальных органов власти в современной России: Монография. М.: Народный учитель, 2007. 149 с. (9,1 п.л.)Публикации в других изданиях:
16. Смолева С.С. Особенности деятельности общественных советов в системе связей с общественностью МВД РФ // Ориентир: Сб. науч. трудов. Вып.14. М.: Изд-во МГОУ. 2012.
17. Смолева С.С. Особенности формирования общественного мнения в обществе развитой демократии // Ориентир: Сб. науч. трудов. Вып.12. М.: Изд-во МГОУ. 2011.
18. Смолева С.С. Основные проблемы функционирования служб по связям с общественностью органов муниципальной власти и управления //Информация. Управление. Образование: Сборник научных статей аспирантов. Вып.4. М.: Изд-во МИЭТ, 2007.
19. Смолева С.С. Политико-правовые аспекты становления и функционирования служб по связям с общественностью органов государственного и муниципального управления в современной России//Ориентир: Сборник научных трудов кафедры социальных наук и государственного управления. Вып.7. М.: Изд-во ГПИБ России, 2006.
20. Editors, The (16 August 2012). «WikiLeaks — The New York Times». Topics.nytimes.com. Archived from the original on 2012-09-16. Retrieved 24 August 2012. http://archive.is/gl7W
21. Natalia Tsvetkova. Leaks and Live Diplomacy. http://en.wordpress.com/tag/live-diplomacy/ "Wikileaks has 1.2 million documents?". WikiLeaks. Archived from the original on 16 February 2008.
22. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшемся 15 марта 2016 года.
23. Интервью главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, озвученное в эфире телеканала Euronews 27.11.2016г. Информационный источник Lenta.ru https://lenta.ru/.