Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Сегодня мы определяем экологию как междисциплинарную науку, анализирующую и изучающую взаимодействие между живыми организмами и окружающей их средой на основе знаний в области биологии, географии и наук о Земле. Экологические исследования занимают достойное место в науке, а экологическое мышление являются неотъемлемым элементом современного мировоззрения. Однако до достижения настоящего положения дел мы наблюдаем исторически длительный период, во время которого формировались основные идеи, понятия и концепции экологии.

Многие ученые отмечают, что как имеющие отношение к экологической проблематике, могут оцениваться взгляды античных мыслителей, таких, как Аристотель, Гиппократ, Теофраст. В их трудах обнаруживаются идеи о балансе и регуляции в природе, взаимоотношениях между природными существами, месте растений и животных в природе. Новые воззрения формируются гораздо позже, после господства средневековой идеологии, в начале XVIII столетия, когда А. ван Левенгук высказывает первые идеи о пищевых цепочках и регуляции в природе, а А. фон Гумбольдт – о последовательных изменениях в окружающей среде, которые оказывают воздействие на живые организмы. Собственно термин «экология» вводится в научный оборот Э. Геккелем, который в труде

«Общая морфология организмов», опубликованном в  1866 году, а научная концепция собственно экологии формулируется Э. Вармингом в труде «Экологические сообщества – Введение в изучение экологической географии растений» (1895).

Особый импульс развития экологии как науки придают воззрения о биосфере В.И. Вернадского (1863- 1945) как целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем. Работы Вернадского существенно обогатили содержание экологии. На основе его идей биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой связаны с балансом вещества и энергии. Идеи Вернадского о живом и косном веществе, их функциях в биосфере, о самой органической функции биосферы (осуществление устойчивого материально-энергетического взаимодействия Земли и космоса в поддержании жизни) открывали пути не только к пониманию экологии как науки об управлении процессами в природе, но ориентировали ученых на международное сотрудничество в области экологии, на разработку международных научных программ с целью сохранения жизни на планете.

Начиная с середины ХХ столетия, стали издаваться специальные журналы по экологии и биоценологии. Несколько позже появились первые вузовские учебники по экологии, а экология, в виде отдельных частных наук (экология животных, растений, геоботаника), вошла в перечень обязательных учебных дисциплин[1] при подготовке биологов и географов в ряде учебных заведений Англии, Германии, США. Это явилось свидетельством высокого уровня развития экологии.

С 60-х годов ХХ века начинается новый период в истории экологии, который характеризуется бурным ростом экологических исследований во всех странах. В этот период появляется обилие информации по различным экологическим проблемам.

В России экология развивалась в тесном единстве с практической направленностью. Вместе с тем реальная жизнь природы в условиях развернувшейся научно-технической революции давала огромный массив фактов об изменениях в окружающей среде. Все это также было использовано исследованиями экологов. Шестидесятые и последующие годы богаты авторитетными в экологии именами отечественных и иностранных ученых, в том числе широко известных у нас по переводным книгам.

Экология разделилась на множество направлений и дисциплин, большинство из которых было включено в учебные планы подготовки студентов биологов и географов в вузах[2]. Введение в 1975 году обобщенного курса экологии в педагогические вузы в нашей стране повлекло за собой создание учебников по общей экологии (И.Н. Пономарева, 1975, 1994; В.А. Радкевич, 1977, 1997; Г.А. Новиков, 1979; Н.М. Чернова и A.M. Былова, 1980, 1988; В.Д. Федоров и Т.Г. Гильманов, 1980; Н.Ф. Реймерс, 1990, 1993; А.О. Тарасов, 1990; и др.).

В 70-е годы и особенно в 80-е годы ХХ столетия возрос интерес к экологии человека, как мыслящего и производящего существа, поскольку есть существенные отличия между поведением человека и других живых организмов в среде обитания. На этом фоне стал развиваться социологический подход к экологии человека [3]. Одновременно в этот период активно исследуется влияние человека на природу и грандиозные последствия, выявившиеся на планете в результате деятельности людей и общества, приспосабливающих природу согласно потребительским нуждам. На этой основе начали развиваться такие области экологических знаний, как геоэкология, урбоэкология [4], химическая экология, информационная экология [5], природопользование.

В конце 80-х - начале  90-х годов ХХ века выделяется новая синергетическая область исследований, которая объединила проблематику и постулаты экологии с положениями экономической науки. Зарубежные ученые, такие, как Р. Костанца, Г. Дейли, А-М.Янссон и другие, вводят в научные оборот понятие «экономика окружающей среды» и «экологическая экономика» («environmental economics», ecological economics»).

Важной особенностью экологической экономики является включение в сферу ее исследований философских аспектов, что интересно для многих ученых мира. К философским аспектам можно отнести, например, анализ и ситуационное приложение взглядов А. Швейцера, П. Тейяра де Шардена, К.М. Майер-Абиха и других философов, внесших свою лепту в осмысление взаимоотношений человечества и природы. Проблема бытия, столь значительная в философии и культуре в целом [6, 7, 8], приобретает новые грани и возможности решения.

В настоящее время экологическая экономика является одним из широко распространенных подходов к анализу экономических проектов применительно к рамкам определенной экосистемы [9]. Интегрируя идеи экономики, экологии, других естественных и общественных наук, философии, этики[10], эта область знания исходит из холистического принципа и принципа системности, благодаря чему успешно применяется для решения проблемы устойчивого развития общества и человека в теоретической мысли и практической деятельности.

 

Список литературы

1.      Васякин Б.С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации. Москва, 2007

2.      Корнилова И.М. Проблемы и противоречия в развитии высшего образования в России в конце XIX - начале XX в. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1 (42). С.19-24.

3.      Корнилова И.М. Вузы национальных республик Поволжья на современном этапе. Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. 2010. № 2. С. 172-177

4.      Васякин Б.С. Концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза //Предпринимательство. 2007. № 5. С. 112-114.

5.      Ивлева М.И. Информационно-экологические ориентиры в концепции «транссубъективного» (на примере философии С.А. Аскольдова)// Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 89-92.

6.      Гусейнов Ф.И. Экзистенция как предмет философии // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 4 (22). С. 94-97.

7.      Ивлева М.И. О понятии бытия в философии Е.А. Боброва.// История философии. 1999. № 4. С. 199

8.      Корнилова И.М. Русская культура и развитие просвещения у народов Поволжья в конце XIX- начале ХХ в.// Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2. С.28-31.

9.      Ivleva M.I., Yablochkina I.V., Vasyakin B.S., Zulfugarzade T.E. Ecological aspect of the analysis of a project for economic development of the Kurshskaya kosa (Curonian spit) national park as a specially protected natural territory// Review of European Studies. – 2014 - Т. 6. - № 4. - P. 110-121.

10.   Гусейнов Ф.И. Моральный компонент в современном бизнес-образовании //Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г.Санкт-Петербург, 2016. С.20-22.