25 февраля 2017г.
Динамичный и парадоксальный характер спорта порождает методологический и теоретический разнобой во взглядах исследователей спорта. Сегодня спорят о роли общества, государства и индивида в деле массового оздоровления; о важной роли человеческой телесности в общественном и индивидуальном сознании; о культурном, политическом и экономическом значении «спорта высших достижений» и о реальной практике его существования и функционирования: торговле спортсменами и командами, коррупции (включая олимпийское движение), допинге, профессиональных болезнях, высокой смертности и т.д., проявляющихся во всех его видах и сферах, включая женский, детский и параспорт.
Как и любой социокультурный институт, спорт ориентирован на идеологическое самообеспечение. Идеологическое обеспечение означает, что в общественном сознании спорт – через специализированные и другие средства массовой информации – создает положительный образ, работающий на цели его воспроизводства. В основании этого образа лежит идеология спорта, включающая концепции культурной, политической, социальной и индивидуальной значимости спорта (для обоснования экономической значимости спорта концепция не нужна – это определяет рынок).
Эти концепции, или назовем их институциональные архетипы общественного мнения, работают на двух уровнях – информационном и мировоззренческом.
На первом, т.е. в работе СМИ, реализуются когнитивные установки, описывающие все явления, события, мероприятия и в целом деятельность в спорте исключительно с точки зрения его восхваления, прославления и почитания.
На мировоззренческом уровне спорт выступает как важнейшее средство обеспечения и развития культурности нации и способ ее оздоровления, как средство поддержания национального авторитета на международной арене, как важнейший инструмент формирования народного единства, и наконец, как практически единственная в современных условиях форма проявления личного героизма. При этом не получают должного (а часто и какого-либо вообще) освещения те затраты – прежде всего человеческие (физическое и психическое здоровье, жизнь, материальное обеспечение) – касающиеся тех, на ком держится спорт – спортсменов и тренеров. В результате, общественное сознание целенаправленно вводится в заблуждение, ничего не зная о рисках, связанных с участием в спорте, и о количестве спортсменов, потерпевших в своем «призвании» крах, потерявших здоровье или получивших увечье, о «забытых» тренерах и прочее.
Статистика таких событий крайне скудна. 99% всей предлагаемой информации о спортивных событиях нацелены на то, чтобы вызывать у публики чувство высочайшего восхищения, как победителями, так и устроителями спортивных состязаний. Только 1% информации приходится на трагические случаи, которые нельзя скрыть и которые, поэтому, следует каким- то образом оправдать, а еще лучше заработать на сенсации.
В обществе массовой культуры институциональная идеология спорта «опирается на следующие основания: 1) успех является главной ценностью человека; 2) успех должен достигаться любой ценой, включая собственное здоровье и жизнь; 3) желания человека могут быть проданы и куплены по сходной цене. Это значит, что в общественном сознании риск, связанный с осуществлением спортивной деятельности, считается морально допустимым, естественным и необходимым» [1, c.205].
Сегодня большое место в СМИ занимают сведения о заработках топ-спортсменов [1], которые и отражают бизнес-аспект спорта как социального института: отбор, селекция, подготовка и воспитание молодых спортсменов происходят под лозунгами всемирной славы и высочайшей обеспеченности чемпионов. Расчет на потребительскую психологию срабатывает уже тысячи лет: а почему бы не я? А вдруг это буду я? И почему бы не рискнуть? А вдруг получится, если выкладываться «по полной» и даже больше? Опора на азарт игрока превращает спорт в огромную пирамиду, в которой единицы, стоящие на «плечах» сотнях тысяч неудачников, получают действительно сверхгонорары от коммерческих турниров и рекламы.
Для бизнеса спорт является лишь средством обогащения. С позиции бизнесмена, заведомо находящегося вне сферы морали, травмы спортсменов, коррупционные и допинговые скандалы, есть не более чем средство привлечения публики, платящей за спортивные зрелища и обеспечивающей доходность его инвестиций в спорт. Более того, такого рода события часто организовываются специально, чтобы обеспечить ажиотаж и получить бóльшую прибыль. Именно интересы бизнеса (прежде всего – тотализатора) обуславливают все нарушения правил и законов «честной игры» в спорте.
Современный спорт – это такая сфера деятельности, в которой для успеха (олимпийская медаль, чемпионство, рекорд) спортсмену необходимо достигать абсолютных физиологических и психологических пределов и тренироваться не менее 34-42 часов в неделю. Это порождает шокирующие телесные диспропорции в облике спортсменов, а за ними и профессиональные спортивные заболевания спортсменов (именно «спорт высших достижений» породил такие явления, как «перенапряжение» и «перетренировка» спортсменов).
Публику привлекает подлинная жертвенность спортсменов и их высочайшее мастерство и профессионализм, но она обычно не интересуется, во что им это обходится. Мало кто представляет себе все многообразие проблем (часто неразрешимых), с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности и жизни рядовой спортсмен и – тем более – чемпион.
Профессиональная деятельность, жизнь и судьба спортсмена определяется его видом спорта: одиночным или групповым (коллективным), агональным (борьба людей) или рекордистским (борьба человека с природой), техническим или художественным, традиционным или искусственным. Наложение и пересечение этих параметров и порождает все многообразие видов спорта, и с ними разнообразие проблем, которые приходится решать спортсмену, чтобы преуспеть: чисто личные (психофизические), коммуникативные (организационные и моральные, возникающие в плане общения с партнерами, тренером, коллегами, менеджером, публикой), самосовершенствования (самоорганизационные). В этом пространстве спортсмену и приходится реализовывать себя как потенциального героя.
Человек, воспитанный в профессиональной спортивной идеологии, не способен ставить под сомнение культурную ценность спорта, даже если ему самому «не повезло»; это значит, что он фактически является для этого социального института простым «материалом». Такой «материал» замешивается посредством вовлечения в спорт детей самого «нежного» возраста с перспективой на то, что кто-то выйдет наверх; между тренерами и родителями заключается на этот счет негласный договор [2, 3, 4]. Так 90% родителей загоняют своих детей в ловушку, не сознавая этого; а неудачники в спорте не любят говорить о своих неудачах, тем более – о жизненном крахе, и такая статистика не ведется.
Образ спортсмена-героя испокон веков считается одним из самых почитаемых в любой культурной традиции, и все люди делятся на тех, кто сам хотел бы стать знаменитым спортсменов, и тех, для кого они являются предметом культа (болельщики и фанаты).
«Коммерциализация спорта привела к тому, что ценностный фокус спорта смещается с личности спортсмена на доход и прибыль от его «выступлений», в результате чего «образ спортсмена» теперь определяется не его естественно сложившейся личностью, а целенаправленно проектируется: облик, манеры, поведение, речь и т.д.» [1, c.217-218]. Все это, так или иначе, входит в противоречие с его привычками, психикой и мировоззрением, что ведет к кризису его личности, неврозам и психозам и даже самоубийствам.
Таким образом, общество не получает должного информирования о тех экзистенциальных проблемах, с которыми сталкивается спортсмен, не освещаются затраты – прежде всего человеческие (физическое и психическое здоровье, жизнь, материальное обеспечение) – касающиеся тех, на ком держится спорт – спортсменов и тренеров. «Институт рефлектирует способы своего выживания и использует для этого всё, в частности, дезинформацию и цензурированную информацию» [1, c.205]. Спорт преподносится исключительно как важнейшее средство обеспечения и развития культурности, поддержания национального авторитета, инструмент формирования народного единства, способ проявления личного героизма.
Тенденции развития спорта в современной России таковы, что он резко изменил условия своего существования и функционирования: из государственной структуры он стремительно превращается в систему коммерческих предприятий. Это влечет за собой необходимость кардинального пересмотра всей идеологии спорта, его теоретико-философских оснований, взглядов на его историю, место и роль в культуре и на его перспективы.
Список литературы
1. Богданова М.А. Институт спорта: социокультурная динамика. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2013. – 341с.
2. «Нет спортсменки богаче и краше теннисистки Шараповой Маши» // Комсомольская правда 9-16 мая 2013г.
3. Новиков, Ю.А. Спорт – не физкультура [Электронный ресурс] / Ю.А. Новиков. – Режим доступа:http: //www.atletikaklub.ru/ur_n.htm
4. Новиков, Ю.А. Спорт против физкультуры [Электронный ресурс] / Ю.А. Новиков. – Режим доступа: http: //www.atletikaklub.ru/ur_n.htm.
5. Новиков, Ю.А. Физкультура или спорт [Электронный ресурс] / Ю.А. Новиков. – Режим доступа:http: //www.atletikaklub.ru/ur_n/gl01.htm.