26 марта 2016г.
В качестве основной цели, более того, сущности образования справедливо рассматривается передача знаний, накопленного опыта. Сказать, что постепенное накопление знаний человечеством просто экономит время каждого нового поколения людей – это значит не сказать ничего. Опыт, знания, добытые предыдущими поколениями, − необходимое условие не только прогресса, но самого существования поколений последующих. Условие выживания, творчества, самосозидания. Опыт предыдущих поколений – это не тяжкий груз, который нужно во что бы то ни стало вдолбить в головы учеников, а, прежде всего, условие свободного выбора пути развития как для личности, так и для общества в целом, поскольку знания, методы, установки всегда предполагают альтернативу. Более того, сущность, природа именно самого знания (включая особенности и механизмы его передачи) представляет собой вечную проблему, требующую философского осмысления.
Тот факт, что образование – важнейший фактор развития не только личности, но и общества в целом, очевидно, был осознан на заре цивилизации. Свидетельства о существовании институционализированного образования относятся к эпохе Древнего Египта (3-е тысячелетие до н.э.). Школа должна была ввести ребенка в мир взрослых, дать ему необходимые для этого знания, навыки и взгляды. Тогда одним из главных достоинств ученика было действительно послушание. Традиция довлела во всем: в выборе занятий (ремесло, очевидно, передавалось по наследству), в способах обучения, в системе жизненных ценностей [9, с.53].
Символом античной Греции стал образ совершенного человека, развитого как физически, так и духовно. Античные философы демонстрируют многообразие подходов к образованию, его целям, методам. Отсюда следует, что, хотя они, конечно, акцентировали моменты устойчивости, а не изменчивости в системе образования (и вообще в истории), ориентировались на поиск вечных сущностей и ценностей, они не могли не заметить, что содержание образования зависит от требований времени, от особенностей культуры, от свободного выбора личности, что блистательно показал Мишель Фуко [13]. Так, известные слова Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», можно интерпретировать как установку на постоянное приращение знаний. Еще раньше в подобном духе высказывались и пифагорейцы, утверждавшие, что можно лишь вечно стремиться к истине, но не обладать ею (откуда и само слово «философия», «любовь к мудрости» вместо «мудрость»). Поэтому, несмотря на весь свой консерватизм и сохраняющиеся черты жреческого сообщества, пифагорейцы, наряду с милетцами, воспринимаются нами как предшественники светской интеллигенции.
Приведем еще одно высказывание Сократа: «Воспитание − дело трудное, и улучшение его условий − одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» [11]. В Древней Греции образование стало предметом теоретической рефлексии, стали складываться философские подходы. Дифференцируются методы обучения и воспитания, возрастные периоды, продумывается содержание образования. Так, Аристотель различает пропедевтику, основные знания о мире как таковом, знания для добродетельной жизни и знания и умения для личного творчества. Называет ступени познания, разрабатывает вопросы дидактики. Именно античные философы – Сократ, Платон, Аристотель, Антисфен теоретически осмыслили и обосновали обучение как социальный, социокультурный феномен. Человеку надлежало обладать такими добродетелями, как умеренность, рациональность, мужество, а любые серьезные знания имели нравственно-практическое значение. Служили задаче обуздания страстей (которые и считались источником несчастья, зла, всех преступлений). Человек, занимающийся науками, считали эллины, будет умерен во всем, сможет обуздывать свои желания, подчинять их разуму. Идеал нравственного совершенствования с теми или иными вариациями (средневековое нравственно-религиозное совершенствование) господствовал в образовании вплоть до Нового времени.
Период Нового времени характеризуется выдвижением других идеалов, норм и ценностей в образовании. Это эпоха географических открытий, появления книгопечатания, мануфактурного производства, развития горного дела. Цель образования − господство человека над природой [4, с.21]. Накопленные знания позволили совершить серьезные изменения в способе производства. В этот период начинает господствовать идеал знания- власти над природой и обществом.
В XX веке представления о сущности, цели, смысле образования снова трансформируются. Обычно говорится о том, что становятся востребованными высококвалифицированные специалисты, требуются как профессиональные прикладные знания в узких областях, так и фундаментальные, да и сами требования становятся всё выше. Это, конечно, довольно поверхностный взгляд. Ведь одновременно становятся очевидными и иные тенденции, например, исчезновение необходимости в приобретении глубоких знаний большинством населения. Вполне достаточно знаний в узкой области, поскольку знания общедоступны, динамичны, технологичны. Высокая степень автоматизации и компьютеризации ведет к серьезному перераспределению трудовых ресурсов, к изменениям в структуре образования. Использование компьютера и специального программного обеспечения зачастую не требует глубоких знаний от работника. Чаще нужны навыки. Появляется множество новых профессий, основанных на использовании компьютерной техники [2]. Однако при этом нельзя сказать, что привлекательность, ценность получения классического, всестороннего, фундаментального образования исчезает. Сегодня развитые страны подошли к такому этапу развития, когда создан экономический базис, мощная инфраструктура, позволяющие миллионам людей вести существование, не зависящее от их занятости в сфере производства. В условиях высвобождения человека из оков производственного процесса образование перестает быть экономической необходимостью и превращается в самоцель, в ценность уже не инструментального, а абсолютного порядка, в смысл жизни и средство самосовершенствования. Иными словами, возможно частичное возвращение к пониманию смысла образования, свойственному эпохе рождения западной цивилизации, хотя, конечно, на новом уровне развития производительных сил, на новом историческом этапе. Развитие по спирали, присущее обществу в целом, наблюдается и в сфере образования.
Список литературы
1. Антипин Н.А.Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для ХХI века. // Инновации и образование.Серия “Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.15−27. [Интернет-ресурс] /режим доступа http://anthropology.ru/ru/text/antipin-na/mirovozzrencheskie-i-metodologicheskie-problemy-razrabotki- filosofii-obrazovaniya
2. Атлас новых профессий. 2-я редакция. М.: Сколково, 2015. – 288 С. [Интернет-ресурс]/режим доступаhttp://edu2035.org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf
3. Богданова Э.Н. Единство традиций и инноваций в современном образовании: философский аспект./Университетские чтения, 2014. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. − Часть IX. − Пятигорск, 2014. − С.133-138.
4. Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С. Красильщикова, под ред. Г. Тымянского. – Ленинград: ОГИЗ- СОЦЭКГИЗ Ленинградское отделение, 1935. − 384с.
5. Историко-педагогический ежегодник. 2012 год / Гл. ред. Г.Б. Корне-тов. – АСОУ, 2012. – 272 с. (Серия "Историко-педагогическое знание". Вып. 49). [Интернет-ресурс]/режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?uid=8405442&url=ya- mail%3A%2F%2F2420000009418368633%2F1.2&name=10.pdf&c=56a8bf4028e4
6. Кант И. О педагогике. Пер. с нем. С. Любомудрова. М., 1896. 92 с.
7. Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII - XVIII в.: учебное пособие к курсу "История образования и педагогической мысли"/ Г.Б. Корнетов; Университет РАО, труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 19. − М.: УРАО, 2002. − 108 с.
8. Крылова О.Н. Традиции и инновации в содержании образования.//Человек и образование № 4,5. 2006. С. 70– 73. [Интернет-ресурс]/режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-soderzhanii- obrazovaniya
9. Минеев В.В. Атлас по истории и философии науки: Учебное пособие для студентов вузов. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 120 с.
10. Новичкова Г.А. Актуальность педагогических идей Иммануила Канта.//Знание. Понимание. Умение. − 2008. −№ 1.− С. 94-98.
11. Платон. Апология Сократа /Пер. М.С. Соловьева /Платон //Соч. в 4 т. Т.1. – М.: Мысль, 1990. − 860 с.
12. Травников Г.Н. Традиции и инновации как источник развития современного образования.//Научные ведомости № 2 (73) Выпуск 11, 2010. С.19 – 21. [Интернет-ресурс]/режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-kak-istochnik-razvitiya-sovremennogo-obrazovaniya
13. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Том 3. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.− 288 с.