20 марта 2016г.
Система образования является стратегическим потенциалом общества, одним из локомотивов развития общества, соответственно, все развитые страны мира уделяют большое внимание системе образования.
Российская система образования четверть века находится в кризисном состоянии в связи с переходом с постсоветской образовательной системы, с сокращением бюджетных средств на нее, кадровой реструктуризацией, недостаточным вниманием к материально-техническому оснащению. Руководство государства понимает важность развития системы образования и предпринимает определенные меры к реформированию и модернизации отечественной системы образования.
Европейские страны, заключившие соглашение в Болонье, представляют собой один из четырех-пяти мировых центров экономики, политиков и социальной сферы. Поэтому те процессы, которые происходят под эгидой Болонского процесса, оказывают очень мощное влияние на мировую образовательную систему. Россия официально присоединилась к этому процессу, однако общеобразовательная средняя и высшая школы испытывают в настоящее время трудности, связанные с этой трансформацией.
Как показывают исследования коллег, Болонский процесс является современной формой интеграции высшего образования в Западной Европе. О Болонском процессе, способствующем мощности интеграции высшего образования пишет Е.А. Пушкарева. Она подчеркивает, что: «Болонское соглашение стало примером нового варианта организации высшего образования и призвано содействовать росту конкурентоспособности образования в международных масштабах [7]. «Болонский процесс, - пишет Б.Л. Вульфсон, - явился адекватной реакцией европейских стран на вызовы XXI века» [2]. Далее автор подчеркивает существующую неизбежность интеграции национальных информационных пространств в единое мировое информационное пространство. И в данном случае невозможно не согласится с коллегой И.В. Воловик, которая отмечает, что Болонский процесс является набором инструментов, которые могут быть использованы как для развития международного сотрудничества не только с Европой, так и для «внутренних» реформ. Автор отмечает, что это уже не внутригосударственный, а межгосударственный уровень. Данная особенность Болонского процесса, его «инструментальность» является его важным позитивным компонентом, поскольку инструменты могут быть универсальными даже в применении их к разным задачам, а, расширение набора инструментов – это ответ вузов их «приспосабливаемость» к быстро изменяющимся внешним условиям [1].
Болонский процесс, как предполагали его инициаторы, должен стать образовательным процессом создания единого образовательного пространства с целью сближения и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Иными словами, единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всѐ лучшее, что есть у партнеров и вывести европейское образование на новый уровень, в результате чего Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке и увеличит способность выпускников к трудоустройству.
«Положительная оценка Болонского процесса, - резюмирует Е.А. Тюгашев, - объясняется тем, что в условиях современного кризиса мирового образования и глобализации общественной жизни реформы национальных систем высшего образования, проводимые в различных европейских государствах безотносительно друг к другу, стали в определенной мере бессмысленными. Поэтому провозглашение в качестве цели европейской интеграции национальных образовательных систем стало своего рода светом в конце тоннеля. Сближение, координация и кооперация в высшем образовании Европы выступили приемлемой коммунитарной ценностной ориентацией, альтернативной истощающей гонке за лидером» [9].
Таким образом, интеграция в современную эпоху – процесс объективно необходимый. Однако с Российской стороны были недостаточно осмыслены соответствующие документы, в свою очередь со стороны участников Болонского процесса, как мы полагаем, не планировали вступление России в этот процесс.
Рассмотрим некоторые тенденции развития Болонского процесса, способствующие успешной интеграции высшего образования в Европе.
Во-первых, для успешной интеграции очень важно и оно есть понимание организаторами Болонского процесса того, что сближение систем образования, согласование принципов обучения, учебных программ – процесс системный, направленный.
Во-вторых, позитивна идея выявления всего лучшего у всех и перевод образования на новый, более высокий уровень. В Декларации четко обозначен призыв содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий [10].
В-третьих, позитивна мысль о том, что образование в Западной Европе станет одним из лучших в мире на рынке образовательных услуг, что является одной из главных целей Декларации Болонского процесса, заключающейся в принятии системы легко понимаемых и сопоставимых степеней для обеспечения возможностей трудоустройства европейских граждан и повышения конкурентоспособности европейского высшего образования.
«…Создание общеевропейских систем, направленных на подготовку магистрантов и докторантов, - подчеркивается в Коммюнике (2003), - может стать отличительной особенностью общеевропейского пространства высшего образования и позволит ему выйти на новый качественный уровень» [5]. Вполне допустимо предполагать, что качество создается конкуренцией, и что наука и образование представляют те сферы, в которых соперничество и конкуренция могут развиваться в мирных формах и способствовать взаимному культурному обогащению.
В-четвертых, положительный момент определен в тезисе, который гласит «Высшее образование должно рассматриваться как общественное благо, что оно, было, есть и останется внимательным к общественным обязательствам (правилам и т.д.), и что учащиеся - полноправные члены сообщества высшего образования» [10]. Предполагается, что стремление к увеличению конкурентоспособности должно сопровождаться стремлением улучшить социальные параметры общеевропейского пространства высшего образования, укрепить общественные связи, и устранить проявления социального неравенства разного рода на национальном и европейском уровне.
В-пятых, импонирует желание обеспечить в каждой стране более тесные связи между высшим образованием и наукой, научно-исследовательскими институтами, поскольку научные исследования рассматриваются в качестве движущей силы высшего образования, вследствие чего формирование единой исследовательской зоны должно рассматриваться как условие и предпосылка формирования единой Европы Знаний.
В-шестых, позитивный момент в признании студентов активными участниками образовательного процесса, которые должны влиять на организацию и содержание образования в университетах и других учебных заведениях. Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием.
Однако необходимо отметить, что придание значительности реализации Болонского процесса, то есть повсеместно проведение законодательных реформ (не только на уровне диалога), трансформация национальных систем образования имеет ряд негативных тенденций.
Первое. Это – опасность утраты национальных достижений в образовании – унификация систем образования европейских государств. Поскольку основное направление Болонского процесса – усилить важные европейские измерения, а именно, отмечается в Коммюнике «К пространству европейского высшего образования»: «…увеличить развитие модулей, ориентацией или организацией на всех уровнях курсов и программ с «европейским» содержанием» [4]. Е.А. Тюгашев в своей работе «Философия Болонского процесса» пишет, что в декларации и коммюнике заседаний министров, ответственных за высшее образования говорится о «сближение», которое противопоставляется «унификации», по его мнению, последняя, тем не менее, не отвергается. «Установка на гармонизацию, - пишет автор, - достаточно устойчиво интерпретируется в духе унификации. Политическая линия, ориентированная на унификацию, воспринимается как наиболее понятная и удобная для реализации конкретных практических шагов» [9].
Второе. Монолингвистическая модель развития европейского пространства высшего образования. В Коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» неоднозначно подчеркивается обязательность изучения одного языка, распространенного в Европе, в связи с обеспечением обучения за границей студентов на достаточно длительный период, планирующих получение совместной степени, а также обращают внимание на то, что такие студенты должны иметь возможность изучения соответствующего иностранного языка. Только таким образом может быть полностью реализован потенциал европейского самосознания, гражданства и трудоустройства [5].
Третье. В настоящее время наблюдается засилье технократического образования. В эпоху глобализации, основанной на принципах эффективности, рентабельности и соревновательной политики, где образование – это услуга, гуманитарные науки отошли на второй план, вынуждены приспосабливаться к новой реальности, в которой технологическое умение важнее гуманитарного знания, а в качестве инструмента навязывания определѐнного типа модернизации и модели знания используются социальные науки. «В силу отсутствия или слабости гуманитарных программ в последние несколько десятилетий, - подчеркивает М.В. Тлостанова, - удалось воспитать лояльного специалиста прикладника или эксперта, который не способен понять ущербности своей роли нового раба и осознать ущемление своих прав в корпоративном университете»[8].
Четвертое. Негативная тенденция просматривается в промежуточных итогах, выраженная в большой заинтересованности в «недообразованных» рабочих, служащих. И это звучит неоднозначно в тезисе Коммюнике «Европейское пространство высшего образования: добиваясь поставленных целей»: «Двухступенчатая система образования получает большее распространение, поэтому существует необходимость снятия трудностей и препятствий для доступа к образованию между уровнями и расширению взаимодействия между правительствами, учебными заведениями и социальными партнерами с целью увеличения перспектив занятости выпускников бакалавриата, в том числе на рабочих местах в госсекторе» [6]. На наш взгляд, с перспективой занятости рабочих мест хорошо справлялись профессиональные училища, техникумы, в которых, в том числе, производственная практика играла не последнюю роль в становлении и социализации личности. Желание поднять свой интеллектуальный уровень и повысить квалификацию давало возможность продолжить обучение в вузе по специальности или переквалифицироваться.
Пятое. Негативная тенденция проявляется в проведении аккредитации, т.е. проверке качества образования. Просматривается навязывание параметров и механизмов в обеспечении качества работы за счет последовательного введения внутренних механизмов качества, сверяя их с внешними общепринятыми требованиями и стандартами в соответствии с требованиями ENQA (Европейской ассоциации обеспечения качества в высшем образовании). К настоящему времени все 47 стран свидетельствуют о введении процедур внутривузовской и внешней гарантии качества, но проблема по обеспечению качества не решается, более того она обостряется, так как имеет дело с трансграничным образованием, в том числе. К. Кинсер и Дж.Е. Лэйн утверждают: «… эта проблема не сводиться к тому, чтобы просто помочь людям ориентироваться в качестве обучения за рубежом – в частности, потому, что не существует никакого глобального, общего для всех определения качества.… Но даже если предположить, что устраивающее всех качество найдено, обнаружатся вполне естественные различия между вузами» [3].
Итак, Болонский процесс является современной формой интеграционного процесса Европейского образовательного пространства и механизмом реформ высшего образования в странах, вступивших в Болонский процесс. С одной стороны, в Западноевропейском высшем профессиональном образовании появляются признаки целостности по отношению к экономическим, политическим и социальным системам, и основой данных процессов являются академические и демократические нормы, регулирующие деятельность университетов и имеющие нормативное значение для национальных образовательных систем. С другой стороны, возникают противоречия в определении содержательной стороны образования, его структуры и стандартов.
Список литературы
1. Воловик И.В. Философские аспекты процессов интеграции в современном российском образовании // Вестник ИжГТУ. – 2009. – Т.7. – № 4 – С. 54-59.
2. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. М.: Изд-во МПСИ, 2006. – 235 с.
3. Кинсер К., Лэйн Дж. Проблема трансграничного обеспечения качества // Международное высшее образование. – 2013. – № 70 (зима) – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/263 (дата обращения 05.01.2015).
4. Коммюнике Конференции министров высшего образования «К пространству европейского высшего образования». (г. Прага, 19 мая 2001 года). //Министерство образования и науки республики Казахстан. – [Электронный ресурс]. – URL: naric – Kazakhstan/kz / ru/o – bolonskom – protsesse/documentary – bolonskogo – protsessa (дата обращения 22.03.2014).
5. Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования». (Берлин 19 сентября 2003 года). //Министерство образования и науки республики Казахстан. – [Электронный ресурс]. – URL: naric – Kazakhstan/kz / ru/o – bolonskom – protsesse/documentary – bolonskogo – protsessa (дата обращения 22.03.2014).
6. Коммюнике Конференции министров высшего образования «К пространству европейского высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира». (Лондон, 18 мая 2007 года). //Министерство образования и науки республики Казахстан. – [Электронный ресурс]. – URL: naric – Kazakhstan/kz / ru/o – bolonskom – protsesse/documentary – bolonskogo – protsessa (дата обращения 22.03.2014).
7. Пушкарева Е.А. Специфика современной интеграции образования и науки (социально-философский анализ»). – [Электронный ресурс]. – URL: www.phil – ed.ru/ Text/NamberJourn.html/disserts.ru/avioreferati – dissertatsii – filosofiya/a287.php45 (дата обращения 22.03.2014).
8. Тлостанова М.В. Контуры университета XXI в контексте кризиса модерна. // Высшее образование в России. – 2013. – №1 – С.28-29.
9. Тюгашев Е.А. Философия Болонского процесса. // Документы. – [Электронный ресурс]. – URL: podelise.ru/ docs/ 34746/ index-2664. Html (дата обращения 22.03.2014).
10. The Bologna Declaration on the European space for higher education: an explanation. //Министерство образования и науки республики Казахстан. – [Электронный ресурс]. – URL: naric – Kazakhstan/kz / ru/o – bolonskom – protsesse/documentary – bolonskogo – protsessa (дата обращения 22.03.2014).