20 марта 2016г.
Дилемма о том является ли синергетика наукой, или это парадигма, подход, методология исследования не является логически корректной. Рассмотрение синергетики как науки не исключает ее методологического статуса. Проблема скорее в том, насколько эффективно синергетика может выполнять роль междисциплинарного основания, являться методологией познания как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных наук. В постнеклассической науке конца XX – начала XXI веков мир рассматривается как сложное системное многообразие, как единство бытия и становления, сущности и феномена, неизменного и изменяющегося, детерминизма и случайности. Познание такого мира возможно только на основе междисциплинарного синтеза наук. Методологическим основанием постижения интегративных тенденций современной науки является синергетика.
Выявляя механизмы становления сложных открытых нелинейных систем, синергетика исходит из того, что мир есть саморазвивающаяся и самоорганизующаяся целостность - «на наших глазах возникает новое единство: необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса» [1,C.243]. Мир не имеет начала, «точки отсчета», он бесконечен и вечен, хаос рождает порядок, порядок относительно временен и ведет к хаусу, детерминизм имеет вероятностный характер, бытие целостно и фрактально, природный и культурный мир развиваются коэволюционно. В понимание механизмов развития такого мира синергетическая парадигма, полагает В.В.Степин, вносит два особо важных открытия: «Во-первых, представление о кооперативных эффектах, определяющих воссоздание целостности системы. Во-вторых, концепцию динамического хаоса, раскрывающую механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состоянии неустойчивости приводят к формированию аттракторов в нелинейной среде и последующему возникновению новых параметров порядка»[2,С.64].
Синергетика позволяет рассматривать объекты природной, социальной и культурной реальности как разнообразные виды и варианты процессов самоорганизации Механизмы эволюции таких систем носят универсальный характер. Они не зависят от того является ли система предметом изучения естественных или социально-гуманитарных наук. Результатом интеграции синергетики в социально-гуманитарное познание является возникновение социосинергетики и эволюционной экономики, ее методологию используют психология, педагогика, лингвистика, история и искусствоведенье, все активнее синергетическая парадигма проникает в антропологию.
Самоорганизация в сложных открытых системах, к которым принадлежат и жизнь, и человек, и общество, и разум, и вся вселенная, приводят к необратимому разрушению старых и возникновению новых структур и систем, новых уровней организации. Для синергетики общественные системы не развиваются постепенно и однолинейно прогрессивно. Они изначально находятся в состоянии неопределенности, нестабильности и нелинейности. Общество, определяемое в терминах классической функциональной модели, полагает Пригожин, соответствовало бы аристотелевской идеи о естественной иерархии и естественном порядке. Однако такие модели оптимизации «игнорируют и возможность радикальных преобразований (т.е. преобразований, меняющих самую постановку проблемы и тем самым характер решения, которое требуется найти) и инерциальные связи, которые в конечном счете могут вынудить систему перейти в режим функционирования, ведущий к ее гибели. Подобно доктринам, аналогичным «невидимой направляющей руке» Адама Смита, или другим определениям прогресса в терминах критериев максимизации или минимизации, модели оптимизации рисуют утешительную картину природы как всемогущего и рационального калькулятора, а также строго упорядоченной истории, свидетельствующей о всеобщем неукоснительном прогрессе. Для того чтобы восстановить и инерцию, и возможность неожиданных событий, т.е. восстановить открытый характер истории, необходимо признать ее фундаментальную неопределенность» [1,С.177].
Синергетическая парадигма исходит из того, что чем сложнее система, тем многочисленнее типы флуктуаций, угрожающие ее устойчивости. Общество является одной из самых сложных систем с беспредельным числом случайностей (флуктуаций). Социальные структуры функционируют в интервале между порядком и беспорядком, «между состоянием системы, в которой всякая индивидуальная инициатива малозначима, а с другой стороны, между областями бифуркации, в которых индивидуальная идея или даже новое поведение может порождать глобальное состояние» [1,С.176]. Общественная система не находится в состоянии перманентного хаоса, поскольку «многочисленные и разнообразные взаимодействия», в которые вступают между собой индивиды обеспечивают стабилизирующие, достаточно эффективные связи между частями системы. «Между устойчивостью, обеспечиваемой связью, и неустойчивостью из-за флуктуаций имеется конкуренция. От исхода этой конкуренции зависит порог устойчивости»[1,С.165].
Новые уровни организации общественной системы возникают как результат ее собственных потенциальных возможностей. Флуктуации ввергают систему в состояние бифуркации, траектория относительно устойчивой и закономерной эволюции разделяется на ветви, при этом выбор пути, определяющей дальнейшее поведение системы, определяется генетическими особенностями самой системы, актуализирующей определенные сценарии развития в зависимости от внешних воздействий. В период кризисов, социальных потрясений социальная система максимально чувствительна к флуктуациям, поэтому индивидуальные действия приобретают особую значимость. «С этой точки зрения деятельность, подчеркивает В.С. Степин, «становится соучастником естественного процесса эволюции… благодаря деятельности могут реализовываться маловероятные сценарии развития» [2,С. 71]. Вместе с тем возможности управления и прогноза эволюции социальных систем ограничены из-за большого числа, влияющих на эту эволюцию взаимодействующих элементов. Однако отыскивать средства локализации неустойчивости и неуправляемости, вызванных усилением флуктуаций, вполне возможно.
Изучая сложные открытые системы наука, полагает Пригожин, должна опрокинуть барьеры, подменяющие «мир качества и чувственного восприятия, мир, в котором мы живем, любим и умираем, другим миром - миром количества, воплощенной геометрии, миром, в котором, хотя он и вмещает в себя все, нет места для человека» [1,С.42]. Методология синергетики позволяет осознать присутствие человека в мире и понять мир как человекомерную реальность. При этом и сам человек рассматривается как система особой степени сложности, восходящая к новым параметрам порядка.
В.С. Степин назвал синергетику ядром постнеклассической науки XXI века. С точки зрения классической науки объекты социально-гуманитарных наук были практически непознаваемы вследствие их уникальности, неповторимости, включенности субъекта в предмет исследования. Синергетическая модель мышления открыла мир, в котором малые причины порождают большие следствия, хаос рождает порядок. Включив в инструментарий познания совершенно новые понятия, позволив использовать методы самых разных наук, синергетика открыла новые возможности познания таких сверхсложных систем как человек, общество, культура. Методология синергетики дала возможность сменить систему оценок, «угол зрения», на основании которых современная наука может выйти из сложившихся «тупиков» познания, снять неразрешимые противоречия прежней науки.
Список литературы
1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.- М.: КомКнига, 2005.
2. Степин В.С. Синергетика и системный анализ/Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания // Отв. ред. Л.П. Киященко - М.: Прогресс - Традиция, 2004.