Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЛАТОН О «СОВЕРШЕННЫХ СТРАЖАХ» ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Платон, насколько можно судить по обстоятельствам его жизни и темам его крупнейших, итоговых произведений, одной из главных своих задач считал разработку политической теории. Афинский мыслитель поставил перед собою задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которое находилось в состоянии кризиса.

Государственная теория Платона заключается в том, что человек не может существовать вне общества, совместная жизнь  и определенная форма ее организации являются  необходимыми, вытекающими из самой природы человека. «Государство, – писал он, – возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... его создают наши потребности» [1, с.145].

Перед государством стоит цель разделения способностей и задатков людей для удовлетворения потребностей каждого индивида. Именно такое справедливое распределение труда и общественных благ является для Платона показателем справедливого государственного устройства  и необходимым условием справедливой, а значит, и счастливой жизни граждан: «...каждый отдельный человек должен заниматься чем- нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость» [2, с.224].

Совершенное государство Платона устроено таким образом, что в нем осуществлена иерархическая соподчиненность и гармоническое сочетание основных начал во имя целого: каждое сословие находится в таком отношении к двум другим, что все эти три сословия оказываются неразрывным целым.  В идеальном «Государстве» Платона каждый делает то, что свойственно его природе и не может заходить в другие области, которые обслуживаются другими специалистами. Максимальное разделение труда и максимальное единство его, несмотря на многоразличие его проявлений – это основная характеристика учения Платона о государстве, о справедливости и о личной жизни отдельных граждан.

Проведя сравнительный анализ существующих форм государственного устройства, Платон приходит к выводу, что в сравнении с идеальным государством, устроенного в соответствии с идеей Всеобщего Блага, каждая из форм есть последовательное ухудшение или извращение идеальной формы. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.

В идеальном государстве неограниченная власть предоставляется философам (русский философ С. Булгаков предлагает переводить это слово как «праведники» или «святые»). Какими же качествами, позволяющими им править государством, обладают философы?

Философы, это люди, которых «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие...» [3, 485 В], им «свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия» [3, 486 В], «такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным» [3, 486 В].

«Большую часть времени  они станут проводить в философствовании, а когда наступит  черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности – не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим и ставить их стражами государства взамен себе, а сами отойдут на Острова блаженных, чтобы там обитать» [3, 540 А, В].

Платон в соответствии со своей концепцией устройства человеческой души выделял три добродетели: сдержанность, мужество и мудрость. Ремесленники – это те люди, у которых преобладают вожделения; именно они должны производить общественные блага и торговать ими. Основной добродетелью ремесленников он считал  сдержанность. Воины – это люди, которые в своём развитии  достигли  высоких  волевых качеств и мужественности, а потому на них должно быть возложена обязанность защищать государство; их основная добродетель – мужество.

И лишь те люди, которые достигли наибольшей высоты в человеческом умственном развитии, то есть философы (мудрецы) имеют право руководить государством, поскольку они овладели мудростью, т.е. способностью к пониманию блага. Под «мудростью» Платон понимает не какое-либо техническое знание или умение, а высшее знание или способность дать добрый совет о государстве, о способе решения его внутренних дел и о руководстве им в его внешних отношениях с другими государствами. Такое «охранительное» знание помогает обеспечить в государстве порядок, закон и необходимую преемственность власти, а потому обладающие этим знанием правители – «совершенные стражи».

Только мудрецы-философы могут избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей, постичь его, и с этих сверхчувственных позиций рассматривать все человеческие дела.

Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками могут родиться в низшем общественном классе и, наоборот, рожденные от граждан высших классов могут оказаться с низкими душами.

Платон считает, что его рассуждения об идеальном государстве не имеет ничего общего с фантазией:

«Считать, что какая-нибудь одна из этих двух возможностей или они обе – дело неосуществимое, я лично не нахожу никаких оснований. Иначе нас справедливо высмеяли бы за то, что мы занимаемся пустыми пожеланиями» [4, с.304]. Платон в «Государстве» не мечтатель, его интересует не желаемое, а истинное и потому осуществимое, реально возможное: «Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мы не говорим» [5, с 304].

Но Платон представлял ограниченные возможности реального воплощения любых идеальных моделей и проектов. Он понимал, что изображенный им идеальный образец должен лишь служить эталоном, указывающим цели и средства совершенствования реально существующих государственных устройств: «Может ли что-нибудь быть исполнено так, как сказано?.. Уже по самой природе дело меньше, чем слово, причастно истине... Так не заставляй же меня доказывать, что и на деле все должно полностью осуществиться так, как мы это разобрали словесно. Если мы окажемся в состоянии изыскать, как построить государство, наиболее близкое к описанному, согласись, мы сможем сказать, что уже выполнили твое требование, то есть показали, как можно это осуществить» [6, c.274-275].

Таким образом, в учении об обществе Платон изобразил идеальное аристократическое государство, экономической основой которого является труд ремесленников и землепашцев, во главе государства стоят философы-правители, которые  от природы наделены разумом, благоразумием, чувством справедливости,  его охраняют стражи или воины, которым свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть.

 

Список литературы

1.     Диалоги: Пер. с древнегреч. /Худож. - оформитель Б. Ф. Бублик,-Харьков: Фолио, 1999-383 с.

2.     Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,          1969. С. 602.

3.     Платон.       «Государство»       Платона      [Электронный       ресурс]       /Платон.       –       Режим        доступа: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2711-platon-gosudarstvo-referat-s-tsitatami

4.     .Платон собр. соч., т.3, ч.1, "Государство" / М.: 1971. - 341с.