Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

На современном этапе эволюции российского общества процесс информатизации все больше затрагивает области его существования. Одним из наиболее значимых  проявлений данного процесса является  развитие глобальной сети Интернет, посредством которого значительная часть коммуникации как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Интернет представляет собой коммуникационную сеть, которая объединяет пользователей как международных, так и локальных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также индивидуальных пользователей. Возможности этой сети до сих пор до конца не изучены, и можно только догадываться, какое влияние оказывает она на процесс социализации ребенка в современном российском обществе.

В настоящее время Интернет, охватывая все стороны жизнедеятельности людей, является одним из важных факторов социализации личности. Сам феномен социализации представляет собой процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. На процесс социализации влияют факторы, определяющие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процесса социализации. По масштабу влияния глобальная сеть может быть отнесена к факторам социализации разного уровня: мегафакторам (А.В. Мудрик), факторам регионального масштаба или мезофакторам (Е.А. Барсукова).

Однако в определенных ситуациях Интернет можно отнести и к микрофакторам: в современном российском обществе ресурсы всемирной паутины могут оказывать определяющее воздействие на становление личности ребенка. Ребенок общается в сети, черпает оттуда информацию. Интернет – это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций, которые ведутся по классической схеме стандартной коммуни- кационной модели «источник-сообщение-получатель» [1, с. 128].

Социализирующие функции Интернета заключаются в том, что он является, во-первых, источником информации, во-вторых, средством и местом общения пользователей. Заметим, что воздействие ресурсов всемирной паутины на детей характеризуется своей спецификой. Так как, по мнению социологов, формирование базовых ценностей и представлений о мире происходит до 14 лет, то влияние Интернета на становление личности ребенка является определяющим; интенсивность и непосредственность воздействия Интернета на детей позволяют определить его как микрофактор социализации.

Интернет играет существенную роль в социализации детей. Однако она может быть двойственной: и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации личности ребенка в современном российском обществе связан с колоссальными и нарастающими ресурсами сети, обладающими огромным потенциалом развития пользователя, его духовно-ценностной ориентации и самореализации [2, c. 54]. К достоинствам сети Интернет можно также отнести оперативность информации: это и новости (международного, федерального, регионального и местного масштаба), которые дают официальные источники, и новости, распространяемые в социальных сетях, зачастую не всегда достоверные (предположения, слухи, домыслы). Для современного школьника положительным вектором использования ресурсов сети Интернет будет являться то количество информации, которую он сможет использовать в своей учебной деятельности: словари, энциклопедии и иные справочные материалы, собрания литературных произведений и т.д.

В то же время Интернет обладает и негативным потенциалом. Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным ресурсам сети создает условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве сети. Интернет порождает особое культурное пространство для своих пользователей. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и т.д. Такие ресурсы всемирной паутины оказывают деструктивное воздействие на неокрепшую детскую психику.

Дихотомия роли Интернета исходит из различного рода факторов. В разных семьях влияние Интернета на становление личности ребенка происходит по-разному: если родители следят за действиями и деятельностью в целом своего ребенка, они оградят его от некачественной или аморальной информации, и, наоборот, негативное влияние ресурсов сети обусловлено отсутствием контроля со стороны родителей. Также влияние Интернета зависит от возраста пользователя: чем младше ребенок, тем больше он подвержен воздействию, чем ребенок старше, тем больше и чаще он может фильтровать информацию, получаемую из всемирной паутины.

В последнее десятилетие российскими социологами предпринимаются попытки получить эмпирическую информацию о воздействии Интернета на процесс социализации ребенка. В связи с этим исследование данного вопроса было проведено и в рамках региональной специфики, а именно на материалах Приморского края. В период с 2012 по 2014 гг. нами было осуществлено эмпирическое исследование степени влияния сети Интернет на школьников в учреждениях довузовского образования г.Владивостока, г.Уссурийска, г.Артема и г.Находки Приморского края.

В анкетировании приняли участие учащиеся 7-х классов. В результате исследования было установлено, что использование ресурсов сети Интернет характерно для всех опрошенных школьников. В основном пользуются Интернетом 2-3 раза в день (50% респондентов), при этом мальчики в 1,5 раза больше девочек. 30% опрошенных проводят время в Интернете свыше 3 часов в день, 43% от 1 до 3 часов в день. Большинство школьников (83%) используют Интернет для общения, для посещения социальных сетей. 50% сообщили, что пользуются Интернетом для онлайн-игр, причем число мальчиков в три раза превышает число девочек. Все опрошенные указали, что Интернет помогает им в учебе, однако только половина из них отметила, что использование ресурсов сети Интернет в учебной деятельности является приоритетным. 13% респондентов «скачивают» интернет-ресурсы (музыку, фильмы, программы). Наглядная демонстрация использования ресурсов сети представлена на Рисунке 1.


Определенный интерес представляет ответ одного из школьников: «просто сижу в Интернете». Можно предположить, что нередко дети бесцельно проводят время в сети. Отвечая на вопрос: «Какие сайты Вы чаще посещаете?», подавляющее большинство респондентов отметило социальные сети, а именно:

· my.mail.ru –93,3%,

·   vkontakte.ru – 30%,

· facebook.com – 10%,

·   twitter.com – 6,6% и др., что говорит о становлении некоего образа виртуальной реальности, в которой живет современный ребенок и которую создают эти сайты. Такой ребенок скорее предпочтет живому общению общение посредством Интернета. Также образ виртуальной реальности могут отразить сайты онлайн-игр, которые указали школьники («Аллоды Онлайн», world of tanks.ru, flashgames.ru и др.).




Итак, большинство школьников 7-х классов использует Интернет именно для развлечения, и только около трети опрошенных отметили сайты информационного и энциклопедического характера (городской портал vl.ru – 23,3%, wikipedia.ru – 23,3%). В целом, при ответе на вопрос о пользе Интернета 53% респондентов указали, что не могут обойтись без использования ресурсов сети.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что Интернет играет существенную роль в жизни современного российского школьника. Ребенок использует ресурсы сети в познавательных и информационных целях, но, зачастую, бесцельно, ради развлечений, что, безусловно, влияет на процесс его социализации. При глубоком погружении в социальные сети и игровые сайты подросток создает себе свой мир, свою реальность, в которой он становится личностью. При безграничном, как мы видим по результатам исследования, и бесконтрольном пользовании Интернетом, последний становится для ребенка микрофактором социализации; сайты, которые он посещает, - институтом социализации; содержимое этих сайтов – агентами. Вместе с этим общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем, однако в действительность этих проблем не решает. В то же время подросток является хозяином созданной им реальности, соответственно, усваивает эгоистические нормы поведения и в дальнейшем может десоциализироваться, т.е. утратить социальный опыт, что, несомненно, приведет его к дезадаптации.

 

Список литературы

1.     Дранкевич Е.Д., Захаров А.Г., Пережогин А.В. Интернет как фактор социализации школьников в условиях малого города // Молодежный научный поиск / Красноярск : Изд-во КГПУ, 2008. – С. 128-130

2.     Мудрик, А.В. Социализация человека : учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М. : Академия, 2006. – 304 с.