Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

Проблема самоопределения и подготовки молодого  поколения к практической деятельности,  в зависимости от социально-экономических положении, стояла остро всегда. В настоящий момент рынок труда как никогда испытывает потребность  в высоко квалифицированных специалистах той или иной области. А также наблюдается тенденция популярности одних профессий относительно других, что приводит к недостатку рабочих рук в одних областях и простою, безработице в других. Поэтому и связанная, со всей этой сложившейся ситуацией, проблема выбора профессии и профессиональной ориентации стоит довольно остро.

В     рамках     авторского     социологического     исследования     «Мотив     выбора     профессии     и профессиональной деятельности» было выявлено, что выбор большинства абитуриентов либо не соответствуют рынку труда, либо расходятся с личными желаниями. По окончании обучения в школе, абитуриент совершает выбор специальности, на которую хочет поступить, почти наугад: «прошел по баллам ЕГЭ», «родители, друзья посоветовали», «этот ВУЗ престижный». Осмысленный выбор удается совершить лишь не многим. В итоге мы получаем, что ни семья, ни школа, ни государство не могут обеспечить полноценные условия и помощь для принятия такого жизненного важного решения, как выбор будущей профессиональной деятельности. Всё сводится к одному моменту – острая нехватка качественной, профессиональной помощи выпускникам в самоопределении [2].

Существующая ныне система профессиональной ориентированности молодежи в нашей стране – одна из худших в мире. Можно даже говорить о её полной отсутствии, что свидетельствует грустная статистика о состояния рынка труда. Мы имеет общество, в котором часть людей ненавидят свою работу и мучаются всю свою жизнь из-за неудачного выбора, часть просто не может найти работу. Красивая статистика «Мониторинга трудоустройства выпускников» министерством образования и науки РФ гласит, что в среднем, в зависимости от региона 70-80% выпускников ВУЗов – трудоустроены [3]. Но реальное положение дел далеко от действительности, большинство нынешних выпускников вузов по окончании обучения не могут успешно трудоустроится. Данное положение потенциально опасно для всех выпускников и общества в целом. Ведь в современном обществе вокруг профессии формируется весь окружающий человека мир: друзья, характер, привычки, образ жизни, порой даже семья.

Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие по-настоящему эффективной профориентации. Что же такое профориентация? Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Задача профориентации состоит не только в том, чтобы помочь подросткам найти жизненный путь, но и в формировании системы занятости в будущем, ведь сегодняшние школьники — это специалисты, которые будут лечить, учить и строить завтра. Поэтому в большинстве стран с развитой экономикой профориентации уделяется большое внимание. Самое ужасное в данной ситуации, которая происходит в нашей стране, даже не в том, что у нас нет единой, многоступенчатой системы, а в том, что никто не торопится её выстроить. В школах делают что угодно, учат всему и сразу, натаскивают на ЕГЭ, но всегда забывают о самом главном – как среднее образование может поможет выпускнику выбрать профессию по душе и способностям.

Развивая данную тему на определенном этапе сталкиваешься с рядом проблем:

    Противоречие между ориентацией на развитие высокотехнологического и наукоемкого производства и явно недостаточная ориентация сложившейся системы образования и конкретных людей (школьников, студентов и их родителей) на освоение соответствующих профессий. В итоге более половины выпускников вузов не работают по специальности.

    Противоречие между требованиями системной  организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, с одной стороны, и преимущественно эпизодическая и однобокая помощь, с другой стороны.

    Противоречие между требованиями научной обоснованности профориентационной работы с опорой на лучший отечественный и мировой опыт, с одной стороны, и часто встречающийся дилетантизм в этой сфере, с другой стороны.

    Противоречие между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальная недооценка данной работы, выражающаяся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов и т.п., с другой стороны.

    Необходимость подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях, с одной стороны, и реальная практика преимущественно манипулятивной профоконсультационной помощи, нередко организованной без активизации самих консультируемых, с другой стороны.

    Необходимость учитывать в работе с населением современные интеграционные и миграционные процессы на уровне мировой экономики, с одной стороны, и реальное недопонимание важности профориентации  в  решении  кадровых  вопросов  в  проведении  миграционной  политики  и международном разделении труда, с другой стороны [4].

Так как же бороться с настолько запущенной ситуацией? В рамках данной статьи мы говорим о построение системы лишь в контексте среднего общего образования. Безусловно, работу с детьми необходимо вести, начиная с дошкольного возраста. Нужно вводить многоступенчатую концепцию, которая связывала бы все ступени образования и шла по нарастающей. Но пока отступим от этой темы и сосредоточим свое внимание на школьниках – будущих абитуриентах.

Чтобы подготовить человека к осмысленному выбору профессии, надо очень многое изменить в школьной программе. Учебные дисциплины в большинстве своем дают неплохие знания о мире, но очень мало рассказывают о том, как получили эту информацию ученые. И если лабораторные работы по химии являются обязательной частью изучения этого предмета, то анализ источников на уроке истории — признак повышенной креативности учителя. Обычно исследовательская работа историка остается за кадром точно так же, как работа психолога, социолога, геолога. Подросткам очень мало известно о содержании профессий.

Также для России первоочередной системной задачей является выстраивание эффективной системы профориентации, от которой в не меньшей степени, чем от пропаганды, информационных и PR-компаний, зависит стабилизация рынка труда. Корректировка системы ценностей и формирование непредвзятой и объективной оценки профессий, которые сейчас непопулярны у будущих специалистов, но как никогда востребованы предприятиями, позволят обеспечить российскую промышленность недостающими высококвалифицированными кадрами и через несколько лет небезосновательно говорить о том, что мы по уровню ее развития действительно не уступаем мировым экономическим лидерам.

Профориентация и трудоустройство молодежи нужно рассматривть как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профконсультирование и предоставление рекомендаций, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином "переходные услуги". По мнению части теоретиков, занимающихся проблемами профориентации, комплексная система "переходных услуг" в идеале должна представлять собой широкий спектр скоординированных последовательных действий в отношении молодежи при переходе от учебы в общеобразовательной школе в профшколу и затем - к профессиональной деятельности. Система образования в целом должна тесно сотрудничать с органами труда и занятости и участвовать во всех этапах деятельности "переходных служб".

А самое главное профессиональная  ориентация  не должна заканчиваться  после поступления в учебное заведение. Даже после первых разочарований начинающие студенты, без сомнения, должны продолжать обучение, но перед ними необходимо раскрыть возможные горизонты приложения знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе, стимулировать их, организовывать не только учебный процесс, но и их исследовательскую, общественную деятельность и досуг [1].

Список литературы

 

 

1.        Артеминко Б.А., Сибилева Л.В. «Анализ проблемы профориентации в теории и на практике» // Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)

2.        Золотухина  Д.,  Скарлош  С.,  Тарасевич  Г.  «Выбрать  себе  жизнь»  [Электронный ресурс] –URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/21/vyibrat-sebe-zhizn/ (Дата обращения 26.01.17)

3.        Мониторинг         трудоустройства        выпускников          [Электронный         ресурс]          –         URL:http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014 (Дата обращения 13.01.17)

4.        Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. «Проблемы и перспектива развития отечественной профориентации     на     современном      этапе»     [Электронный      ресурс]     –      URL:      http://мой -ориентир . р ф/п убл ика ци и/ s -n-chistyakova-n-s-pryazhnikov-n-f-rodichev-problemy-i-perspektivy- razvitiya-otechestvennoy-profori/ (Дата обращения 25.01.17)