Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЙСКИХ ТОРГОВЦЕВ В РОССИИ В ХОДЕ ВИЗИТА В КИТАЙ ПЕРВОЙ МИССИИ ДВР

Авторы:
Город:
Благовещенск
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Дальневосточная республика (ДВР) была создана 6 апреля 1920 г. как "буферное" государство для предотвращения войны с Японией. Формально это было независимое государственное образование, но фактически - территория реализации программных установок РСФСР.

В период ДВР на российской территории продолжали свою предпринимательскую деятельность китайские торговцы. Несмотря на сложные политическую и социально-экономическую ситуацию, они снабжали население дальневосточных городов и сел различными товарами, что было чрезвычайно необходимо в условиях гражданской войны и оторванности Дальнего Востока от центральных районов страны. Деятельность китайских торговцев оказывала непосредственное влияние на формирование конъюнктуры рынка и экономическую политику правительства ДВР [1, С.78-79]. От решения вопросов их правового статуса зависело дальнейшее развитие контактов и связей с соседним Китаем. Урегулировать эти и другие вопросы должны были миссии ДВР, первая из которых во главе с заместителем военного министра ДВР И.Л. Юриным (Дзевалтовским) прибыла в Пекин 26 августа 1920 г. Правительство Китая (официальное пекинское правительство), находясь под давлением империалистических держав, с большой настороженностью отнеслось к этому визиту. За два дня до прибытия Юрина в Пекин китайский МИД провел совещание, на котором были подробно рассмотрены как политические цели ДВР, так и задачи и цели миссии. Было отмечено, что, хотя миссия провозгласила своей главной задачей решение торговых вопросов, она "не избежит будирования политических моментов в российско-китайских отношениях", в частности, вопроса о КВЖД. Для китайского МИДа же главенствующей проблемой, требующей неотложного решения, был вопрос о статусе и положении китайских торговцев на российской территории [6, С.45].

Как и ожидало пекинское правительство, И.Л. Юриным были подняты важные политические вопросы, а именно: предложено установить двусторонние дипломатические отношения, признать за ДВР равное с Китаем право на эксплуатацию КВЖД. 30 ноября 1920 г. миссия ДВР вручила министру иностранных дел Китайской Республики Янь Хуэйцину декларацию правительства ДВР, на основе которой к декабрю того же года был разработан проект торгового договора, предусматривавший право граждан обеих республик (в т.ч. и китайских торговцев) при наличии специальных паспортов переходить границу для личных и коммерческих целей и свободно проживать на территории другой республики. Китайское правительство, в свою очередь, выдвинуло И.Л. Юрину следующие условия: не проводить политической пропаганды на территории Китая; возместить гражданам Китайской Республики, проживающим на территории России, убытки, понесенные ими в результате Октябрьской революции, в том числе и убытки от падения курса рубля; гарантировать защиту имущества и жизни китайцев на территории российского Дальнего Востока; урегулировать все инциденты в  отношении китайских подданных в Забайкалье и Синьцзяне [4, С.121].

Таким образом, пекинское правительство, зависимое от политики империалистических держав, не хотело принимать решения по ключевым вопросам  внешней политики,  ограничившись переговорами по  торговым отношениям и положению китайских торговцев. Пекинское правительство определило три направления в решении вопроса правового положения китайских мигрантов в ДВР: возвращение китайских рабочих на родину; защита прав китайских предпринимателей на российской территории и возмещение убытков китайским торговцам, понесенных ими в ходе революционных преобразований в России. В декабре 1920 г. и январе 1921 г. пекинское правительство выступило с требованиями прекратить нарушения свободы передвижения для китайцев на территории республики; отменить ограничения в правах, установленные для китайских предпринимателей на территории ДВР; отменить запрет на вывоз из ДВР золота и других ценностей и устранить для китайских граждан имеющиеся в республике продовольственные затруднения    [7, С.84]. Официальное китайское правительство понимало, что в своем внешнеполитическом курсе ДВР фактически являлась проводником советской дипломатии. Советское правительство, в свою очередь, неоднократно выступало с предложениями отмены неравноправных договоров, поэтому Пекин ожидал от Юрина практических шагов в этом направлении [3, С.108].

Между тем, на территории ДВР при многоукладности экономики и свободе предпринимательства и торговли продолжали вести дела китайские торговцы и функционировали частные китайские предприятия. В Чите из 1153 предприятий розничной торговли 510 принадлежали гражданам Китайской Республики, в Амурской области 391 предприятие принадлежало русским, 510 – китайцам. В Хабаровске почти 80% всех предприятий принадлежали китайцам [5, С.28].

Создавались совместные русско-китайские предприятия. Так, 12 октября 1920 г. было зарегистрировано

«Китайско-русско-маньчжурское торгово-промышленное товарищество», сокращенно «Kitamarus» («Китамарус»), отделение которой открывалось во Владивостоке, а главная контора находилась в Харбине. Основной капитал товарищества определялся в 30 тыс. зол. руб., из этой суммы 5 тыс. руб. были внесены гражданином Китайской Республики Ян Ванцаем. Решением комиссариата иностранных дел Амурской области на заседаниях в марте-апреле 1920 г., иностранным подданным либо русским частным лицам разрешалось провозить за границу деньги в сумме не более 5 тыс. руб., однако китайским торговым фирмам дозволялось, направив уведомление в Комиссариат снабжения и продовольствия, провозить за границу свыше 25 тыс. руб. [1, С.83].

В докладах китайских наблюдателей пекинскому правительству отмечалось, что «правительство ДВР… оказывает содействие репатриации наших рабочих, не навязывает ныне китайцам неконвертируемые бумажные деньги, на их домах вывешиваются китайские флаги с целью защиты и в знак уважения к приезжающим из Китая персонам правительственного ранга, постоянно демонстрируется доброжелательное отношение к нашей стране» [2, С.100].

Приказом Амурского областного эмиссара правительства ДВР Д.А. Носок-Турского от 20 декабря 1921 г. местным органам власти вменялось в обязанность уделять пристальное внимание охране прав иностранных граждан, в особенности граждан Китайской Республики. В соответствии с соглашением, подписанным 7 марта 1921 г. на ст. Маньчжурия представителем Хэйлунцзянской провинции Чжун Юем и заместителем министра транспорта ДВР В.В. Рябиковым, размер пошлин, взимаемых с китайских торговцев в ДВР при ввозе и вывозе товаров, устанавливался не выше размеров пошлин, уплачиваемых русскими купцами в пределах Китайской Республики. Тем не менее, частые реквизиции товаров и неустойчивость политического положения ДВР были причинами того, что торговцы избегали создавать какие-либо склады товаров и продовольствия на территории республики. Крупные частные фирмы предпочитали торговать в ДВР только через своих представителей, имея склады за границей. Кооперативы осуществляли поставки для Народно-революционной армии только при условии заключения договоров и получения крупных авансов. Отмечались случаи незаконной конфискации товара и лошадей у китайцев воинскими частями, с выдачей поддельных расписок якобы от сотрудников Госполитохраны [1, С.81-82].

Весной 1922 г. цены на муку составили 6 долл. за пуд. В Благовещенске вновь прошли обыски и реквизиции муки у китайских торговцев. В связи с начавшейся навигацией торговцы Харбина высказали опасение, не будет ли реквизированы их хлебные грузы в случае вывоза в Благовещенск. Амурское областное управление заверило, что ввозимый хлеб не будет конфискован или секвестрирован, никаких препятствий к свободной торговле хлебом и продуктами не будет [1, С.82]. Однако реквизиции муки и пшеницы у китайских торговцев на территории ДВР продолжались, что было вызвано сложным экономическим положением в республике.

Первая миссия ДВР завершила свою работу в Китае в мае 1921 г., но торговый договор ДВР с Китаем так и не был заключен. Не последнюю роль сыграло то, что Юрин не смог, как того требовало пекинское правительство, дать твердых гарантий безопасности жизни и имущества китайцев, проживающих в Сибири и на Дальнем Востоке, в силу общей зависимости от политических указаний советского руководства и общей чрезвычайно нестабильной ситуации в России. Де-факто же между Китайской Республикой и ДВР развивались торгово-экономические связи, китайские торговцы продолжали прибывать на российский Дальний Восток и осуществлять на территории Дальневосточной республики предпринимательскую деятельность, что было обусловлено исторически сложившимися добрососедскими отношениями между русским и китайским населением в дальневосточном регионе, определенно сформировавшимся в этом направлении вектором "народной дипломатии".



Список литературы

1.      Залесская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России (1917–1938 гг.). Владивосток, 2009. 380 с.

2.      Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М., 2003. 223 с.

3.      Ли Цзягу. Историческая миссия Дальневосточной республики (на кит.языке) // Шицзе лиши. 1987. №5. С.103-110.

4.      Сборник материалов по истории китайско-советских межгосударственных отношений. 1917-1924 гг. (на кит.языке). Пекин, 1993. 731 с.

5.      Сонин В.В. Экономическая политика ДВР и ее правовое обеспечение // Государственно-правовое развитие Дальневосточного  региона и  роль  органов внутренних дел  в  этом процессе:  Сборник  научн. трудов. Хабаровск, 1994. С. 22-30.

6.      Сюэ Сяньтянь, Цзинь Дунцзи. История советско-китайских отношений в период Китайской Республики: 1917-1949 (на кит.языке). В 3-х тт. Т.1. Пекин, 2009. 272 с.

7.      Ян Чуан, Гао Фэй, Фэн Юйцзюнь. Российско-китайские отношения за 100 лет (на кит.языке). Пекин, 2006. 512 с.