Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРОИТЕЛЬСТВО БРОНЕПОЕЗДА – СЛАВНАЯ СТРАНИЦА В ВОЕННОЙ ИСТОРИИ НИЖНЕГО ТАГИЛА

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
25 февраля 2017г.

В первые месяцы войны, когда страна мобилизовала все свои силы, чтобы отстоять Москву, коллектив паровозного депо станции Нижний Тагил получил задание построить броневой поезд.

Для боевой машины выделили паровоз серии «ОВ» и несколько платформ. Тагильские металлурги прокатали броню. Выполнять заказ взялись дружно, с энтузиазмом, каждый понимал возложенную на него ответственность. Быстро заменили рессорные подвески. Из прочного углового железа смонтировали каркасы для паровоза и платформ.

Напряженно работал котельщик В.Ф. Климов: со своими товарищами крепил бронированные плиты болтами и заклепками. Мастер П.В. Кокшаров готовил котельное оборудование паровоза. Слесарь- бандажник А.С. Мурашов проводил ревизию и замену колесных пар. Еще одна группа бронировала платформы.

«Все трудились, не считаясь со временем», - рассказывает А.Н. Микрюков, изготовлявший чертежи для машины, - «круглые сутки не выходили из депо. Осенью 1941 года нашему цеху, в котором я тогда работал мастером, поручили строить бронепоезд. Каждый, конечно, работал не жалея сил, не считаясь со временем. И, тем не менее, многое сдерживало ход общих работ. В депо не было необходимых грузоподъемных механизмов, станков, различных других приспособлений. Так, например, в повестку дня встал острый вопрос: «Как и чем сверлить отверстия на броневом листе толщиной 30-40 мм?». Прикинули, взвесили и решили использовать сервомоторы с применением самокальных сверл. Однако на практике оказалось, что такие сверла приходилось менять после сверления 2-3 отверстий. Чего только не придумывали, а нужного решения не находилось. Вот тогда-то и поняли, что такое смекалка рабочего человека. Однажды меня пригласили в кузницу тагильские мастера своего дела, слесари- инструментальщики: И. Першин, В. Заякин, М. Першин, и кузнец П. Першин. «Трудно тебе, Николай, видим, что маешься в поиске, вот и решили тебе кое-что предложить. Но сначала ты организуй изготовление пяти емкостей из жести по 80-100 литров каждая, заполни их машинным, компрессорным, трансформаторным или веретенным маслами. Да заодно достань 10-12 обрезков броневого листа».

Через час все было на месте.

«А теперь мы закроемся одни», - сказали мастеровые.

«Что же вы задумали, если не секрет?», – спросил я.

«Пока секрет», - лукаво подмигнули они.

И ушел я не в обиде на этих «колдунов», потому что очень много они помогали мне, молодому специалисту. Добрым советом, смекалкой, упорным трудом.

В делах, заботах прошел очередной 12-часовой трудовой день. То и дело подходил я к кузнице.

Сверла летят, а заменять их нечем.

Подергаю ручку – закрыто.

Вечером мастеровые сами пришли в цех. «Возьми, Николай, эти сверла и можешь ими работать хоть до седьмого пота. Ничего им не сделается».

Токари Г. Ильин и Г. Храмцов тот час решили испытать изобретение, и принялись сверлить уложенные на полу бронелисты. Крепка уральская броня, но и она покорилась умельцам.

Так перовые сверла и многие другие приспособления, изготовленные самими рабочими, помогли досрочно выпустить из депо Тагильский бронепоезд, который с честью выполнял задания командования на фронтах Великой Отечественной войны.

Более 30 лет прошло с тех дней, но до сих пор мне не забываются мои учителя-наставники, замечательные мастера своего дела. К сожалению, в то время никто не догадался подробно описать технологию секрета изготовления перовых сверл Першиными и Заякиным. Поэтому он остался неизвестным.

Да разве мало таких примеров было в те суровые годы?

Из воспоминаний мастера А. Чундерова, одного из строителей бронепоезда в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 г. коллектив вагонного депо Смычка приступил к оборудованию 4-х бронеплощадок для

бронепоезда «Сталинский Урал». Были отобраны четыре двухосные 20-титонные платформы, под которые подкачены усиленные колесные пары с установкой усиленных 14-листовых рессор. При монтаже бронелистов толщиной 25 мм к каркасу бронеплощадок крепление производили на стальных болтах и заклепках в местах расположения буксового узла.

Руководил работой по оборудованию бронеплощадок инженер вагонного депо Смычка Л.К. Черкасов, в бригаде по оборудованию бронеплощадок работало 9 человек.

Работы велись круглосуточно, бригады находились на казарменном положении. Бронепоезд был построен за 3,5 мес. И в феврале 1942 г. предъявлен к сдаче военной комиссии.

По прибытии бронепоезда в Свердловск, бронеплощадки были поданы в вагонное депо Свердловск -

Сортировочный для оборудования воинской техникой.

Перед отправкой Нижнетагильского бронепоезда на фронт в Свердловске состоялся большой митинг. Повести бронепоезд было доверено опытному машинисту депо В.И. Вахрушеву.

«В Свердловске бронепоезд вооружили», -  вспоминает  Василий Иванович. – «Командиром был назначен молодой, но опытный офицер С.И. Маслов. Потом направили в Москву, оттуда – под Орел. Между Орлом и Липецком, на станции Верховье, мы и получили боевое крещение. Команда вела непрерывный огонь из всех пушек и пулеметов. Зенитные орудия, установленные на открытых платформах, отражали воздушные налеты противника.

«Но особенно», - продолжает В.И. Вахрушев, - «мне запомнились бои под станцией Ливны. Противник усиленно сопротивлялся. Наше командование сосредоточило несколько бронепоездов, у которых было преимущество перед полевой артиллерией –  большой запас снарядов. Тут-то наши броневики и сыграли решающую роль».

Бронепоезд громил фашистов на Центральном фронте, Орловском направлении, затем бронепоезд воевал на первом Украинском фронте и дошел до Вислы. В апреле 1945 г. наш бронепоезд выехал из Польши в Москву и там встретил День Победы над фашистской Германией».

Нижнетагильский машинист Л.М. Закусин в 1941 г. принял бронепоезд «Свердловский железнодорождник». Был направлен на Северо-Кавказский фронт. Бронепоезд участвовал в боях за ст. Краснодар, Тоннельная и др. В боях за Новороссийск машинист Закусин был ранен. За свой труд и выполнение воинских заданий он награжден 9-ю правительственными наградами.

Тагильский бронепоезд и его создатели - это еще одна славная страница в летописи Великой Отечественной войны.

Еще одно важное задание для фронта было выполнено железнодорожниками Нижнетагильского отделения.

По заданию Совета обороны СССР и НКПС в ноябре 1941 г. Кушвинское паровозное депо и Гороблагодатское вагонное депо строили для фронта санитарный поезд – баню. Санитарный поезд - баня состоял из 7 вагонов. 2 вагона - четырехосные, крытые предназначены для душевых, 4-хосная цистерна, утепленная теплоизоляционным материалом – для запаса воды, крытый четырехосный вагон – дезкамера, вагон крытый четырехосный – кладовая, два пассажирских вагона для обслуживающего персонала и Красный уголок. Работники паровозного депо Кушва производили монтажные работы по котельной части, вагонники депо Гороблагодатская производили периодический ремонт вагонов, слесарные и столярные работы по оборудованию вагонов поезда. Руководили работами гл. инженер паровозного депо Кушва Боровицкий, от вагонного депо - мастер Ширнанов А.И.

В марте 1942 г. санитарный поезд - баня был построен и сдан в эксплуатацию. Водил поезд - баню машинист Кушвинского паровозного депо Смирнов Григорий Гаврилович. Санитарный поезд был прикреплен к 7 армии (Волховский фронт) и обслуживал бойцов нашей армии с марта 1942 по октябрь 1944 г.».

Список литературы

 

1.      Путевка. Газета от 07.05. 1975