Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Политическая система является одним из факторов, который определяет устойчивое развитие любого социума. Процесс формирования советской политической элиты страны имеет актуальное практическое значение. Партия большевиков играла огромную роль в социально-политических процессах, происходивших в России в период становления Советской власти. События 1917 г. вызвали изменения в системе формирования и становления политической элиты государства. Важную составляющую политических и социальных процессов можно рассмотреть только через роль личности в истории, через реальных людей в сложных жизненных коллизиях, мировоззренческих установок и ценностных ориентиров.

После установления Советской власти набирает мощь процесс роста партийного и государственного аппарата советской власти. За первые годы деятельности советской власти, с конца 1917 г. до конца Гражданской войны, численность партии большевиков увеличилась до 600 тыс. человек. Правящая партия большевиков из группы революционеров превратилась в доминирующую политическую силу в государстве. В ее рядах царила жесткая дисциплина, и централизация, именно этот факт позволил ей превратиться в важнейшую часть создаваемой политической системы. Национальный состав правящей партии отражал многонациональный облик страны. Кроме великороссов – половина, среди большевиков были евреи - каждый пятый, украинцы, представители народов Кавказа и Прибалтики каждый пятнадцатый, а также представители других народов: татары, поляки, обрусевшие немцы. Уровень образования у большевиков был невысокий, только каждый пятый большевистский лидер имел высшее и каждый четвертый – неполное высшее образование. Остальные - среднее (24 %) и также начальное неполное среднее (30 %) образования. Из 73 представителей большевиков, входивших в 1903 – 1917 гг. в состав руководящих органов РСДРП(б) и большевистской фракции, 22 имели высшее образование, 21 учились в высших учебных заведениях, но были из них за участие в революционном движении исключены. Рабочие, выходцы главным образом из крестьян,- таких 16 человек – имели начальное образование. Получивших среднее образование, общее или специальное, было – 6 человек; тех, кто не закончил гимназию, реальное или духовную семинарию и другие средние учебные заведения – 5. Недостатки образования и профессиональных знаний они компенсировали огромной энергией, упорством и работоспособностью. Именно их усилиями было создано принципиально новое Советское государство.

В течение 1918 – 1920 гг. народными комиссариатами руководил 21 человек, из них 15 – русских, 3 – еврея, 1 – поляк, 1 – грузин, 1 – латыш. По происхождению наркомы принадлежали к различным социальным слоям: мещанам, учителям, дворянам, служащим, крестьянам рабочим, интеллигенции. Социальная среда, особенности воспитания, социальные и бытовые условия формирования личности в целом не могли не повлиять на складывание таких характерных качеств представителей Советской политической системы, как: ранняя гражданская зрелость; резкое неприятие действительности; самостоятельность и решительность в действиях и поступках. Советское государство стало механизмом по реализации политико - идеологических задач правящей партии. Выдвижения производились по классовому и политическому принципу. Назначались прежде всего члены РКП(б), в особенности ценилось социальное происхождение: рабочее или крестьянское. Правящая партия резко увеличила свою притягательность для десятков и сотен тысяч людей. В состав руководящих кадров влились десятки тысяч людей из народа, малограмотных, малокультурных или просто карьеристов, воспользовавшихся членством в ставшей правящей партии в целях, далеких от первоначальных, пусть и утопических, но высоких идеалов большевиков-подпольщиков. В конечном счете, общий уровень культуры и стиль управления новой правящей элиты определялся этим большинством. На ключевых позициях государственного управления большевики сосредоточили интеллектуальный потенциал своей партии. Большинство руководящих должностей заняли коммунисты с высшим и средним образованием. Ядро большевистской партии возглавило государственный аппарат, сосредоточив в своих руках рычаги управления административно-политической, хозяйственной, репрессивно- правоохранительной и военной сферами жизни страны. На руководящие посты местных органов государственного управления назначения производились по тому же принципу, что и в центральные ведомства: их должны занимать коммунисты по следующим критериям: во-первых, партийный стаж; во-вторых участие в революционном движение. За годы Гражданской войны в партию вступило около 800 тыс. человек, а выбыло по разным причинам или исключено в результате партийных чисток примерно 400 тыс. Снижался и общеобразовательный уровень. Основную массу ее членов составляли выходцы из рабочих и крестьян, вступившие в партию после Октября 1917 г., костяк же партийной элиты составляла «старая гвардия», вошедшая в состав партии до Октябрьской революции. В 1919 г. лишь 8 % численности партии составляли вступившие в нее до февраля 1917 г. и 80 % принятые в ряды партии после Октября. Сама принадлежность к партии давала возможность претендовать на получение работы, что в условиях безработицы было крайне важно. В обыденном массовом сознании вступление в партию в большинстве случаев расценивалось, как стремление сделать карьеру. Таким образом, материальное положение, уровень жизни коммунистов, а тем более работника партийного аппарата, все сильнее зависели от его политической позиции, от его готовности исполнять директивы вышестоящих органов. Обязанность беспрекословного выполнения решений руководящих органов делала рядовых членов партии в определенной степени заложниками системы. Противоречие между теоретическими идеалами и реальной практикой становилось на разных этапах все более ощутимым для части из них. В этом была не всегда осознаваемая трагедия десятков и сотен тысяч людей, вступивших в коммунистическую партию ради реализации  высоких идей и стремившихся воплотить их  в своей  деятельности. Именно такой партии предстояло найти свое место в новой политической системе, возникшей после Октября 1917 г., и выстроить свои отношения с субъектами этой системы.

Анализ характерных социокультурных черт и параметров российской новой политической элиты, формировавшиеся после Октября 1917 г. позволяет сделать вывод, что лидеры большевиков были самые молодые среди представителей других политических партий и объединений, более интернациональные, но и наименее образованные и наиболее «провинциальные» по социальному происхождению.

Советская государственность впитала в себя значительную часть не только царского, но и после февральского государства. Первые месяцы после Октябрьской революции – это время начала складывания типа советского  управленца,  формирования  управленческих  традиций,  бюрократических  навыков,  ставших «образцами» на долгие годы. Революция «родилась» из войны, и новый государственный аппарат унаследовал ее психологию, связанную с падением самоценности человеческой жизни. К весне 1918 г. революционным творчеством трудящихся масс, руководимых партией большевиков, была в основном создана новая государственность, новый тип государства, она боролась за то, чтобы сделать аппарат государственной власти максимально работоспособным, гибким, умеющим решать сложные вопросы обороны страны и строительства народного хозяйства. Придя к власти, новая политическая элита пытается создать свой «политический резерв», который станет гарантом стабильности нового политического строя, чтобы из этого «резерва» черпать новых представителей политической элиты.

 

Список литературы

1.     Туфанов Е.В. Формирование Советской политической системы в 1917-1920 гг. (на примере Рязанской губернии). дисс. … канд. ист. наук / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск 2010. С. 204.

2.     Туфанов Е.В. Формирование советской политической системы в 1917 – 1920 гг.: автореф… дисс. канд. ист. наук. Саранск , 2010. С.24.

3.     Туфанов Е.В. К вопросу о формировании региональной элиты 1917 – 1920 гг. (на материалах рязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №6 (2). С.101-106.

4.     Туфанов Е.В. Формирование и становление новой политической элиты в первые годы Советской власти // НаукаПарк. 2013. №6(16). С. 5-9.

5.     Карамян Л.А. Туфанов Е.В. Карачаево-Черкессия в октябре 1917 года // Российская государственность: история и современность.: сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2012. С. 130-134.

6.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Проблемы и перспективы реализации государственной политики России в Северокавказском регионе // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 16. С. 60-65.

7.       Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917- 1920). // Политические партии в российских революциях в начале XX века. / Москва, 2005. С.337-351.

8.     Туфанов Е.В. К вопросу о единстве правящей партии – X съезд РКП (б). // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Волгоград 2014. С. 9-10.

9.     Туфанов Е.В. Номенклатура – политическая элита Советской России. // Общественные науки: вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Красноярск 2014. С.9-11.

10. Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. История взаимоотношений Федерального центра и Чеченской республики в 90-е гг.XX века // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 95-98.

11. Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 101-102.