Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Одной из самых острых для России задач всегда являлось проведение выдержанной государственной политики в отношении народов и территорий, входящих в ее состав, как фундаментальной основы сохранения целостности страны. Каждый новый период в истории России требовал корректировки государственной национальной политики, ее теоретических и правовых основ. В этой связи ретроспективный подход к анализу данной проблемы особенно актуален. Данный подход с учетом как позитивного, так и негативного опыта дает возможность выработать более выверенные концептуальные методы национальной политики в условиях модернизации новой России. Северный Кавказ всегда находился в эпицентре этнополитических процессов, начиная с периода его присоединения к России. Геополитическое положение Северокавказского региона в разные периоды истории обусловливало его особую значимость для российской политики. В последние десятилетия этот регион стал местом, где испытывается на прочность российская государственность и ее национальная политика. С развалом СССР, в условиях отсутствия адекватной политико-правовой базы, в этом регионе резко возросла этнополитическая напряженность и разгорелись тяжелые межнациональные конфликты. Перед государством с жесткой необходимостью встала задача формирования такой национальной политики, которая бы отвечала современным принципам демократии и нормам международного права. Федеративный договор 1992 г., а затем Конституция Российской Федерации 1993 г. стали фундаментом новой федеративной и этнонациональной политики. Во многом именно полиэтничный и поликонфессиональный Северный Кавказ оказался своего рода «лабораторией» и некой моделью выработки эффективных механизмов во взаимоотношениях между Федерацией и ее субъектами. Северный Кавказ - это сосредоточение уникальных факторов, включающих в себя этнографию, историю, геополитику, традиции и обычаи народов, без учета которых здесь невозможна сколько-нибудь приемлемая национальная политика. Весьма важно помнить и то, что процесс интеграции горских народов Северного Кавказа в Россию проходил не просто, противоречиво, а порой трагично. Имели место репрессии, депортации, вынужденные переселения, игнорирование и ущемление национальных интересов. В то же время в составе России народы Северного Кавказа, как и другие народы, познали защиту, покровительство, развитие национальных культур и экономики, становление своей государственности. Благодаря этому регион прочно интегрировался в Российское государство. Разрыв этих связей неминуемо имел бы пагубные последствия и для Северного Кавказа, и для России в целом. Радикальные исторические перемены, переживаемые Россией, обусловили новые подходы к формированию концептуальных основ государственной национальной политики. Особенности реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе необходимо рассматривать в рамках общегосударственной концепции государственной политики в условиях трансформационных и модернизационных процессов. В обобщенном виде восстановление конституционного порядка в этом регионе России показывает, насколько трудно отыграть назад упущенные ситуации, когда происходит утрата и разрушение государственного суверенитета над территорией. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании федеративных отношений с учетом особенностей и традиций народов Северного Кавказа. В настоящее время внимание науки и политической практики направлено на исследование путей совершенствования федеративных отношений в регионе, на стабилизацию межнациональных отношений. Считается неоспоримым, что в силу объективных и субъективных причин, как уходящих в далекое прошлое, так и связанных с распадом СССР, этнополитическая ситуация на Северном Кавказе обострилась. На фоне выявления причинно-следственных связей в сложившейся этнополитической ситуации на Северном Кавказе особое внимание уделяется анализу этнополитического феномена Чеченской войны, причин вооруженного конфликта, последствий, оказавших влияние на межэтнические, этнополитические и федеративные отношения в России, путей стабилизации ситуации на Северном Кавказе. Нивелировка государственной национальной политики в отношении народов Северного Кавказа, без учета их этнических особенностей и ошибок, допущенных руководством в прежние периоды истории, малопродуктивна. Процесс суверенизации на рубеже 90-х годов приобрел для страны угрожающие масштабы. Кризис национально-государственного устройства и государственной власти после распада СССР породил этнополитический экстремизм и сепаратизм. Чеченская война стала основной проверкой на прочность российской государственности и будущего ее народов. Причины, способствовавшие зарождению и эскалации чеченского конфликта, комплексные. Они кроются как в сложных взаимоотношениях кавказских народов, так и в ошибках власти, а также в современных религиозных, этнополитических, экстремистских течениях, захлестнувших республики Северного Кавказа в постсоветский период. Основной урок чеченской войны - это умение власти упреждать негативное развитие событий, чтобы не доводить их до неизбежности применения военной силы. На рубеже веков терроризм стал одной из самых опасных форм политической борьбы. Поиск путей профилактики и противодействия этому явлению стал не только общероссийской задачей, но и международной. В целом в последние годы на Северном Кавказе наметился процесс выхода из кризиса, ведется поиск путей разрешения конфликтов, хотя все еще остается активное сопротивление этому процессу. Яркое подтверждение тому теракты в московском метро. Специфика современного развития российского федерализма определяется особенностями российской государственности, в первую очередь его многонациональностью. Российский федерализм связан с комплексом сложнейших проблем, решение которых возможно путем гибкой политики согласования интересов федерации и субъектов федерации. Реалистичными представляются, прежде всего, экономические подходы, предусматривающие расширение социально-экономической самостоятельности субъектов федерации, определение региональной политики и систем местного самоуправления. Обострение этнополитических процессов во многом обусловлено зависимостью их от социально-экономической ситуации. Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. При этом возрастает роль теневой экономики. По данным экспертов, почти каждый житель региона занят, так или иначе,  в этой сфере. Юридическое закрепление особых прав «титульной нации» порождает дискриминацию других народов. Проблема русских в республиках Северного Кавказа - это не только вопрос этнополитики, демографии и миграции, а более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектива дальнейшего социально-экономического развития региона. Этноконфессиональные процессы характеризуются политической радикализацией ислама. Конфессиональный фактор, не имевший исходно особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать опасные черты по мере использования его экстремистами, опирающимися на фундаменталистские идеи в их крайних формах. В целях эффективности борьбы с этнополитическим экстремизмом и терроризмом, профилактики их, важен комплексный анализ этого сложнейшего социально-политического феномена. Государство, несущее главную ответственность за противодействие экстремизму, должно использовать все имеющие в его распоряжении средства для профилактики этого явления. В Российской Федерации государственная национальная политика должна учитывать своеобразие регионов, традиционные формы общественного устройства. Демократическая национальная политика предполагает партнерские отношения наций-этносов и государства во всех сферах жизни.

Таким образом, к важнейшим проблемам современной государственной национальной политики в России относятся дальнейшее совершенствование ее законодательной базы и обеспечение действенности институтов, средств и форм демократического решения иных задач в национальной сфере, повышение эффективности мероприятий органов власти всех уровней в реализации концептуальных основ и конкретных программ этнокультурного развития формирующегося гражданского общества.

 

Список литературы

1.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Проблемы и перспективы реализации государственной политики России в Северокавказском регионе // Вестник СевКавГТИ. 2014. № 16. С. 60-65.

2.     Кравченко И.Н., Гузынин Н.Г. О роли концепции государственной национальной политики в России // НаукаПарк. 2014. № 5 (25). С. 16-19.

3.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.

4.     Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.

5.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Национальная стратегия России: северокавказский срез // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 2-9.

6.     Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. История взаимоотношений Федерального центра и Чеченской республики в 90-е гг.XX века // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 95-98.

7.     Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Социально-экономический кризис в начале 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к новой экономической политике // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 9-12.

8.     Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 101-102.