20 марта 2016г.
В истории становления советской власти в Тюменской губернии значительную роль сыграли вооруженные коммунистические отряды - части особого назначения (ЧОН) и отряды особого назначения, тесно связанные по роду своей деятельности с правоохранительными органами и ЧК. Части особого назначения создавались на основании постановления ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 г. при заводских партячейках, райкомах, горкомах, укомах и губкомах партии. По замыслу основная функция ЧОН должна была сводиться к силовому противодействию любым попыткам организованного вооруженного сопротивления советской власти. Фактически же эти специальные подразделения выполняли военно-полицейские функции и служили не только для оказания помощи органам советской власти в борьбе с контрреволюцией, но и для для поддержания порядка, несения караульной службы, охраны государственных объектов.
В Тюмени к созданию отряда особого назначения городской партийный комитет приступил в октябре 1919 г., после освобождения территории от колчаковских войск. В течении двух дней в отряд были мобилизованы все члены партии и сочувствующие за исключением освобожденных по состоянию здоровья. Женщины были мобилизованы в санитарную часть. Бойцы отряда должны были придерживаться воинской дисциплины в соответствии с положениями уставов Красной Армии. За неподчинение начальнику и самовольный уход из части боец мог быть приговорен к заключению в исправдом сроком до трех лет.
В состав отряда входили: кавалеристы и связные (25% от всего состава), артиллеристы и пулеметчики (25%), пехотинцы (40%) и гренадеры - специально подобранные физически сильные солдаты, обученные метанию ручных гранат (10%) [1]. Начальником отряда был назначен Потемкин (с декабря 1919 г. его сменил Бергман), начальником штаба стал Милюковский.
В ноябре 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о введении ЧОН в систему обязательного всеобщего военного обучения, но с сохранением самостоятельности их формирований и возможности использования их по усмотрению местных партийных организаций. Первоначально чоновцы проходили военное обучение в системе всевобуча, а с июля 1921 г. - в системе военно-учебных заведений и курсов РККА.
В Тюменской губернии военное обучение чоновцев было совмещено с организацией профессиональной подготовки сотрудников милиции. Впервые этот вопрос рассматривался 26 ноября 1919 г. на заседании штаба отряда особого назначения, членом которого являлся К.Г. Желтовский, начальник тюменской губернской милиции [2]. На базе пулеметных взводов ЧОН им была организована система профессиональной подготовки работников милиции.
Для обучения и тренировок непосредственно бойцов ЧОН губернский комитет партии заказал совкомхозу необходимые приспособления и оборудование: двое параллельных брусьев, чучела для колки штыками и деревянные мишени в рост человека для установки на стрельбище. Занятия проводились по районным подразделениям, в качестве инструкторов были привлечены в том числе бывшие унтер-офицеры царской армии. Организацию отряда особого назначения и обучение его бойцов взял под контроль губернский комиссариат по военным делам [3]. Из протокола заседания парткома от 19 декабря 1919 г. можно сделать вывод, каким образом было организовано обучение в отряде:
«...О днях занятий: 1)необученные должны заниматься 4 раза в неделю (кроме дней среда и четверг).
2) обученные - 1 раз в неделю в воскресенье.
3) ответственные советско-партийные работники занимаются один раз в неделю (4 часа) в воскресенье» [4]. 25 декабря 1919 г. к обучению по 94 часовой программе приступили 424 человека, из них 247 ранее уже
проходили военную подготовку. Занятиями в отряде руководили 15 инструкторов - коммунистов [5].
В марте 1920 г. началась организация отряда особого назначения при тюменском губкоме РКП(б), начальником отряда был назначен Наджаров. К июлю 1920 г. тюменский ЧОН в основном был сформирован, шло обучение бойцов, не проходивших ранее военную подготовку, были определены ротные сборные пункты. Тем не менее отряды особого назначения ощущали серьезную нехватку материальных ресурсов, особенно трудным было положение с вооружением, о чем говорит тот факт, что на Всероссийской партийной конференции представитель губернии Екенин поднял этот вопрос и просил выделить для отряда особого назначения Тюменской губернии хотя бы 200 револьверов [6].
24 марта 1921 г. на основании решения X съезда РКП(б) ЦК партии принял постановление о включении ЧОН в состав милиционных частей Красной Армии. В соответствии с указаниями ЦК личный состав ЧОН Тюменской губернии был разделен на кадровый и переменный (милиционный). ЧОН формировались из членов и кандидатов в члены партии, а также комсомольцев, которые призывались на службу в порядке мобилизации. Кадровый состав ЧОН числился на действительной военной службе, состоял на всех видах довольствия в Красной Армии и комплектовался не по территориальному признаку, а, соответственно, по принципу организации частей регулярной Красной Армии. Милиционный состав находился на военном учете, периодически призывался на учебные сборы и систематически проходил обучение, не теряя своего постоянного места работы. ЧОН формировались как армейские подразделения, в зависимости от местных условий они делились на взводы, роты, батальоны или же по распоряжению высших штабов сводились в более крупные соединения [7]. Все члены РКП, кандидаты и члены РКСМ в возрасте от 17 до 55 лет подлежали зачислению в ЧОН и делились на 3 очереди призыва. Входившие в первую очередь считались основной боевой силой ЧОН и подчинялись уставам и положениям, принятым в Красной Армии. В ряды первой очереди зачислялись лица, признанные медицинской комиссией пригодными по состоянию здоровья к несению службы в ЧОН и способные по первому требованию явиться в строй. Вторая очередь призыва считалась резервом ЧОН и состояла из лиц, которые по решению партийных комиссий не подлежали призыву в ряды первой очереди по физическому состоянию, роду занятий или должностного положения. Во время боевых действий и чрезвычайных ситуаций подлежала мобилизации третья очередь призыва, которая состояла из коммунистов, находившихся в Красной Армии, органах ВЧК, милиции и пожарных командах; лиц, не вошедших в первую и вторую очереди призыва по решению парткомиссий; лиц, вообще не служивших в ЧОН по различным причинам.
В составе ЧОН были пехотные, кавалерийские, артиллерийские и даже броневые части. В сентябре 1921 г. были учреждены командование и штаб ЧОН страны, в губерниях и уездах - командование и штабы ЧОН, для политического руководства - советы ЧОН при губернских и уездных комитетах партии, состоявшие из секретарей партийных и комсомольских комитетов местных советов, представителей командования Красной Армии, внутренних войск и ЧК.
В соответствии с указаниями штаба ЧОН страны тюменский губком предложил уездным партийным комитетам организовать в уездах отряды особого назначения под общим руководством начальника губернского отряда. Такие отряды были сформированы в Туринском уезде, городах Ялуторовске и Ишиме. Части и отряды особого назначения формировались поспешно, без заранее намеченного плана, были пропитаны духом партизанщины, в случаях участия ЧОН в боевых действиях бойцы несли неоправданно большие потери из-за неумелого обращения с оружием, командный состав, плохо владевший оперативной обстановкой, не пользовался авторитетом у бойцов [8].
Подразеления ЧОН действовали в тесном контакте с органами ЧК, милиции и внутренними войсками. В прифронтовых районах они принимали участие в боевых действиях. Во время Западно-Сибирского крестьянского восстания, прокатившегося по территории Тюменской губернии в 1921 году, подразделения ЧОН активно применялись для его подавления. Так, ишимский отряд особого назначения успешно отражал налеты мятежников на г. Ишим, благодаря чему город так и не был занят мятежниками. Позднее его бойцы влились в сводный конный отряд под командованием Е.И. Лушникова и освобождали от повстанцев ишимский уезд. Отряд особого назначения в боях под Ишимом потерял половину своего состава.
Необходимо отметить, что после подавления Западно-Сибирского крестьянского восстания в 1921 году основная часть командного состава тюменских ЧОН, прошедшая профессиональную подготовку, перешла работать в правоохранительные органы губернии и в дальнейшем возглавила почти все подразделения тюменской милиции. Проходили службу в ЧОН П.И. Студитов –председатель тюменской губЧК, К.Г. Желтовский – начальник тюменской губернской милиции. В архиве Краеведческого музея г. Тюмени сохранились их личные служебные карточки. Так, например, П.И. Студитов был приписан к 1-му взводу особого назначения Тюменской роты (3-я очередь призыва).
В связи с усилением классовой борьбы в губерниях Сибири статус подразделений ЧОН со временем менялся, перед ними ставились новые военно-политические задачи. В сентябре 1922 г. командованием ЧОН РСФСР совместно с ГПУ был издан приказ №143 советам ЧОН губерний Сибири, согласно которому на губернские аппараты ЧОН возлагалось создание секретно-осведомительной сети и резидентур. Бойцы ЧОН стали привлекаться к осведомительской работе «...по выяснению всякого рода контрреволюционной деятельности, как в городе на фабриках, заводах, предприятиях, учреждениях и т.п., так и в деревне среди крестьянства, являющегося крупнейшим политическим фактором, в частности в борьбе с бандитизмом, - в пределах их непосредственного соприкосновения, в населенных пунктах, селах, волостях и деревнях, с коими они связаны по месту жительства, службы или в силу личных отношений» [9]. В масштабах губернии руководил организацией и работой агентурно-разведовательной сети ЧОН командующий ЧОН губернии, который передавал губернскому отделу ГПУ и одновременно непосредственно командующему ЧОН Сибири агентурные данные, полученные им через командующих ЧОН уездов.
Таким образом, как и в других регионах страны, части особого назначения в Тюменской губернии использовались для борьбы с крестьянскими выступлениями, охраны промышленных объектов, сбора разведывательной информации и составляли боевую ударную силу большевистской партии и формирующегося советского репрессивного аппарата. В 1924 - 1925 гг. в связи с укреплением Красной Армии и улучшением внутреннего и международного положения СССР части особого назначения по решению ЦК РКП(б) были расформированы, а их командный состав и боевые средства направлены на пополнение частей Красной Армии. К этому времени и Тюменская губерния как самостоятельная административно-территориальная единица была упразднена в результате районирования, в виде трех округов - Тюменского, Ишимского и Тобольского - она вошла в состав Уральской области с центром в г.Екатеринбурге. Губернские советские и партийные организации прекратили свое существование.
Список литературы
1. ТОЦДНИ (Тюменский Областной Центр документации новейшей истории). Ф.1. Оп.1. Д.19. Л.63.
2. ТОЦДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 18. Л. 17.
3. ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д.18. Л.18.
4. ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д.78. Л.8.
5. ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.1. Д.78. Л.8.
6. ТОЦДНИ. Ф.1. Оп.2. Д.12. Л.51.
7. ТФ ГАТО (Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области). Ф.163. Оп. 1. Ед.х. 3. Л.11. 8. ТФ ГАТО. Ф.163. Оп. 1. Ед.х. 3. Л.21.
9. ТФ ГАТО. Ф.163. Оп. 1. Ед.х. 3. Л.25.