Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    Одними из ключевых понятий в строительстве являются его сметная стоимость и договорная цена. Первичным является сметная стоимость, устанавливающая расчетный уровень будущих затрат заказчика на выполнение предусмотренных проектом строительно-монтажных работ и сопутствующих затрат. Как показатель она используется в преддоговорный период реализации инвестиционно-строительных проектов. Сущность понятия «сметная стоимость строительства» нашло отражение, в первую очередь, в действующих нормативных документах, а так же в литературных источниках, посвященных ценообразованию и сметному нормированию в строительстве [1; 2; 3; 4; 5; 7]. После проведения торгов или аукционов и заключения договоров строительного подряда правоотношения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляются на основе договорной цены строительства. Термин договорная «цена работы» закреплен нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. 709) и он связан с формированием и реализацией договорных отношений между участниками строительства.

   Отличительной особенностью строительной отрасли является то, что договорная цена на работы формируется на основе их сметной стоимости в ценах по состоянию на 1.01.2000 г., все составляющие которой отражают усредненные условия и методы производства, заложенные в утвержденных на государственном уровне сметных нормах на отдельные виды работ (ГЭСН-2001).

    Государством также осуществляется регламентация процедуры формирования сметной стоимости строительства и заключения договоров строительного подряда, особенно в случаях, когда строительство финансируется за счет  бюджетных средств.  Она заключается в  разработке методов  формирования  сметной стоимости, методической и сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве на федеральном уровне и ее привязке к региональным условиям строительства. На сегодняшний день действующая сметно-нормативная база (СНБ-2001) имеет несколько редакций, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов: федеральную (в редакции 2014 г.) и территориальные (в основном в редакции 2009 г.).

    В соответствии с МДС 81-35.2004 [5] для определения сметной стоимости строительства могут применяться разные методы: ресурсный, ресурно-индексный, базисно-индексный, различия в которых заключаются в методике расчета прямых затрат. Основу сметной стоимости строительства составляет сметная стоимость строительно-монтажных работ (СМР). В соответствии с положениями действующей сметно- нормативной базы модель формирования сметной стоимости СМР автором представлена в следующем виде:

   Преимущественно на практике применяется базисно-индексный метод. Он базируется на двух составляющих:

-      базисном уровне сметной стоимости, которая формируется проектными организациями при разработке проектно-сметной документации и необходима в первую очередь для того, чтобы пройти экспертизу последней;

-   индексах удорожания различных элементов сметной стоимости строительства по отношению к базисному уровню.

    Поскольку в территориальной сметно-нормативной базе Тюменской области (в редакции 2009 г.) отсутствуют сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства, то определение сметной стоимости строительства в базисном уровне цен не представляется возможным. Это обусловлено тем, что сметная стоимость в базисных ценах формируется в двух уровнях:

-   территориальном (сметная стоимость строительно-монтажных работ);

-   федеральном (сметная стоимость транспортных расходов на перевозку грузов для строительства). Объединение этих двух уровней базисных цен в сводном сметном расчете является некорректным.

Поэтому формирование сводного сметного расчета может быть осуществлено только в текущих ценах после приведения разных видов затрат к одному уровню территориальных цен.

Кроме этого, оценка сметной стоимости строительства на стадии проектирования осуществляется в два этапа:

-     на  первом этапе определяется  сметная  стоимость работ по разработке проектной документации на строительство (изыскательских и проектных). На ее основе формируется договорная цена, которая закрепляется в контракте (договоре) на проектно-изыскательские работы;

-    на втором этапе на основе разработанной проектной документации формируется сметная стоимость строительства запроектированных объектов. Сметная стоимость проектно-изыскательских работ в сводном сметном расчете отражается не в соответствии со сметой на них, а согласно договорной цены, определенной в контракте на выполнение этих работ с привязкой к уровню цен, в котором расчет формируется. При этом применяются индексы удорожания на проектно-изыскательские работы. Таким образом, договорная цена на СМР рассчитывается на основе их сметной стоимости, а сметная стоимость проектно-изыскательских работ в сводном сметном расчета - на основе договорной цены на их выполнение.

   Однако основным вопросом является индексация сметной стоимости СМР. На сегодняшний день в Тюменской области предлагается два вида индексов, разрабатываемых ежеквартально и утверждаемых Главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области [9]:

-   индексы удорожания строительно-монтажных работ на полный комплекс работ;

-   индексы удорожания к статьям прямых затрат на полный комплекс работ.

    По своей сути они представляют собой административный ресурс ограничения уровня сметной стоимости строительной продукции. Об этом свидетельствует следующий факт. Индексы удорожания СМР в условиях инфляции остаются неизменными с января 2013 г., а статистические данные свидетельствуют о росте стоимости СМР в области (без АО) только за январь-ноябрь 2014 г. на 18,54% по сравнению с декабрем 2013 г. [10] и затрат на оплату труда в строительстве за январь-октябрь 2014 г. - на 11,2% по сравнению с декабрем 2013 г. [11].

   Хотя базисно-индексный метод более прост в применении, но  основной проблемой, связанной с его применением, является низкий удельный вес базисной составляющей сметной стоимости строительства (менее 15%), формируемой на основе сметных норм, цен и расценок, в ее текущем уровне. Данное обстоятельство свидетельствует о слабом влиянии сметно-нормативной базы на уровень стоимости строительной продукции, так как более 85% последней формируется на основе применяемых индексов удорожания, что выдвигает повышенные требования к их обоснованию.

     В дорожном строительстве большой удельный вес в стоимости отдельных видов работ, занимают транспортные расходы. Как было сказано выше, в действующей территориальной сметно-нормативной базе (в редакции 2009 г.) отсутствует сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства. По этой причине в базисном уровне цен они рассчитываются с применением федеральных сметных цен. При пересчете в текущий уровень территориальных цен возможны альтернативные подходы к их расчету, которые представлены на Рисунке 1.



Рис.1. Вариантный подход к расчету затрат на транспортировку грузов для строительства

   По первому варианту в соответствии с п. 1.1.9 общих положений сборника [8] при применении федеральных сметных цен на погрузо-разгрузочные работы и перевозку грузов автомобильным транспортом на территории РФ к ним применяются поясные коэффициенты (для Тюменской области он равен 1,2). Затем для перевода в текущий уровень сметных цен необходимо применять территориальные текущие индексы удорожания затрат на перевозки, которые в региональном масштабе также не разрабатываются.

В нормативных документах не решен вопрос по поводу того к какой статье сметных затрат необходимо относить транспортные расходы. На наш взгляд, транспортные расходы по перевозке грузов для строительства необходимо распределять следующим образом:

-     по перевозке массовых навалочных грузов (грунтов и материалов от разборки) – к затратам на эксплуатацию строительных машин:

-   по перевозке строительных материалов – к затратам на материалы, поскольку в соответствии с МДС 81- 2.99     они являются составной частью сметных цен на них.  Об этом же говорится в разъяснительном письме Минрегиона России № 26747-ИП/08 от 07.07.2010 г.

   Исходя из этого, перевод транспортных расходов в текущий уровень территориальных цен может осуществляться на основе индексов удорожания затрат на эксплуатацию машин и материалы с учетом поясного коэффициента.

   При втором варианте единственно возможным методом «привязки» федеральных сметных цен на перевозку грузов к территории строительства и перехода к текущему уровню сметных цен является применение текущих межрегиональных индексов удорожания затрат по автомобильным перевозкам, утверждаемых Минстроем РФ [6]. Данный подход является преимущественным в практике расчетов сметной стоимости строительства в Тюменской области.

   Оценка влияния исследуемых факторов на уровень текущей сметной стоимости строительно-монтажных работ выполнена на основе проектных материалов на строительство автомобильной дороги в Вагайском районе. В расчетах применены индексы удорожания, утвержденные ГУС ТО [9] и Минстроем России [6] по состоянию на 4 квартал 2014 г.

    Результаты расчета   текущей сметной стоимости транспортных расходов по вариантам представлены в Табл.1.

    Выполненные расчеты показали, что при применении федерального индекса удорожания затрат на автомобильные перевозки (2 вариант) по сравнению с использованием поясного коэффициента и территориальных индексов удорожания затрат на эксплуатацию строительных машин и материалы (1 вариант) текущая сметная стоимость транспортных затрат меньше на 41,38%.


Таблица 1 Сравнительный анализ результатов расчета транспортных расходов в текущем уровне цен


 

Номер локальной сметы

 

 

Наименование работ

Сметная стоимость транспортных затрат, руб.

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен

1 вариант

2 вариант

01-01

Подготовительные работы

750

6849

3698

01-02

Рекультивация земель

72601

662992

357923

02-01

Земляное полотно

3580597

31691682

17652343

03-01

Дорожная одежда

4368303

35173576

21535734

04-01

Искусственные сооружения

29102

234329

143473

05-01

Пересечения и примыкания

210353

1714063

1037040

06-01

Обстановка дороги

18288

148124

90160

ИТОГО

8279994

69631616

40820370

 

    Представленные на Рисунке 2 результаты вариантного подхода к индексации базисной сметной стоимости СМР свидетельствуют о том, что уровень текущей сметной стоимости работ по объекту без учета транспортных затрат исчисленный на основе индексов удорожания к статьям прямых затрат (2 вариант)  по сравнению  с применением индексов удорожания СМР (1 вариант) выше на 8,19%.

    Представленный пример расчета доказательно продемонстрировал существенную зависимость текущей сметной стоимости строительства как от способов индексации базисной стоимости СМР, так и от вариантов расчета величины транспортных расходов. Для повышения обоснованности расчетов необходима разработка региональных сметных цен на перевозку грузов для строительства и индексов их удорожания, что позволит более объективно определять текущий уровень сметной стоимости строительной продукции и формировать полную сметную стоимость строительства в базисном уровне цен.

Рис.2. Сравнительный анализ результатов расчета сметной стоимости СМР в текущем  уровне цен: 1 вариант – на основе индексов удорожания СМР; 2 вариант – на основе индексов удорожания к статьям прямых затрат

 

    Более объективным, на наш взгляд, является индексация сметной стоимости СМР на основе индексов удорожания к статьям прямых затрат, поскольку она позволяет учитывать структуру сметных затрат по каждому конкретному объекту строительства. Но необходимо отметить, что предельно допустимые индексы удорожания СМР и к статьям прямых затрат на новое строительство автомобильных дорог разрабатываются только к базисной стоимости 2001 г. (в базовой редакции), а сметная стоимость СМР определяется на основе ТЕР-2001 (в редакции 2009 г.).

    Поэтому главным вопросом на сегодняшний день является выбор метода формирования текущей стоимости строительной продукции, позволяющего наиболее полно и достоверно учесть рыночные факторы, обусловленные ростом цен и тарифов на используемые ресурсы. В этой связи считаем неэффективной работу по уточнению действующей СНБ-2001 (претерпела уже три редакции) без изменения уровня цен, заложенного в ней. Изменение уровня цен по состоянию на 1.01.2014 г. (в редакции 2014 г.) позволило бы повысить рыночность базисно-индексного метода, а решение всех выявленных проблем позволит повысить объективность определения сметной стоимости строительной продукции.

 

Список литературы

1.     Ардзинов, В.Д. Сметное дело в строительстве. Самоучитель./ В.Д. Ардзинов, Н.И. Барановская, А.И.Курочкин. - СПб.: Питер. 2009. – 480 с.

2.     Барановская, Н.И. Основы сметного дела в строительстве./Н.И. Барановская, А.А. Котов. - М., СПб. 2005. - 480 с.

3.    Голощапов, Н.А. Цены и ценообразование: Учебно-методическое пособие/Н.А. Голощапов, А.А. Соколов.

– М.: Приориздат. - 2004.–160 с.

4.     Грюнштам, В. Понятие сметы и сметной стоимости в строительстве// Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. – СПб. - 2009. - № 1.- с. 111-119.

5.     Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-35.2004/Госстрой России/М., 2004. - 72 с.

6.     Письмо Минстроя России от 13.11.2014 N 25374-ЮР/08 «Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах на IV квартал 2014 года»

7.     Постановление Правительства Российской Федерации № 427 от 10 мая 2009 г. «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

8.     Федеральные цены на перевозку грузов для строительства. Утверждены приказом министерства Регионального развития Российской Федерации № 354 от 20 июля 2011 г.

9.     https://www.admtyumen.ru

10. http://www.fedstat.ru

11. http://tumstat.gks.ru