04 января 2016г.
Одними из ключевых понятий в строительстве являются его сметная стоимость и договорная цена. Первичным является сметная стоимость, устанавливающая расчетный уровень будущих затрат заказчика на выполнение предусмотренных проектом строительно-монтажных работ и сопутствующих затрат. Как показатель она используется в преддоговорный период реализации инвестиционно-строительных проектов. Сущность понятия «сметная стоимость строительства» нашло отражение, в первую очередь, в действующих нормативных документах, а так же в литературных источниках, посвященных ценообразованию и сметному нормированию в строительстве [1; 2; 3; 4; 5; 7]. После проведения торгов или аукционов и заключения договоров строительного подряда правоотношения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляются на основе договорной цены строительства. Термин договорная «цена работы» закреплен нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. 709) и он связан с формированием и реализацией договорных отношений между участниками строительства.
Отличительной особенностью строительной отрасли является то, что договорная цена на работы формируется на основе их сметной стоимости в ценах по состоянию на 1.01.2000 г., все составляющие которой отражают усредненные условия и методы производства, заложенные в утвержденных на государственном уровне сметных нормах на отдельные виды работ (ГЭСН-2001).
Государством также осуществляется регламентация процедуры формирования сметной стоимости строительства и заключения договоров строительного подряда, особенно в случаях, когда строительство финансируется за счет бюджетных средств. Она заключается в разработке методов формирования сметной стоимости, методической и сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве на федеральном уровне и ее привязке к региональным условиям строительства. На сегодняшний день действующая сметно-нормативная база (СНБ-2001) имеет несколько редакций, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов: федеральную (в редакции 2014 г.) и территориальные (в основном в редакции 2009 г.).
В соответствии с МДС 81-35.2004 [5] для определения сметной стоимости строительства могут применяться разные методы: ресурсный, ресурно-индексный, базисно-индексный, различия в которых заключаются в методике расчета прямых затрат. Основу сметной стоимости строительства составляет сметная стоимость строительно-монтажных работ (СМР). В соответствии с положениями действующей сметно- нормативной базы модель формирования сметной стоимости СМР автором представлена в следующем виде:
Преимущественно на практике применяется базисно-индексный метод. Он базируется на двух составляющих:
-
базисном уровне сметной стоимости, которая формируется проектными
организациями при разработке проектно-сметной
документации и необходима в первую очередь
для того, чтобы пройти экспертизу последней;
-
индексах удорожания различных элементов сметной
стоимости строительства по отношению к базисному уровню.
Поскольку в территориальной сметно-нормативной базе Тюменской области
(в редакции 2009 г.) отсутствуют сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства, то определение сметной стоимости строительства в базисном уровне цен не представляется возможным. Это обусловлено тем, что сметная стоимость в базисных ценах формируется в двух уровнях:
-
территориальном (сметная
стоимость строительно-монтажных работ);
-
федеральном (сметная стоимость
транспортных расходов на перевозку грузов для строительства). Объединение этих двух
уровней
базисных
цен
в
сводном
сметном
расчете
является некорректным.
Поэтому формирование сводного
сметного расчета может быть осуществлено только в текущих ценах после приведения разных видов затрат к одному уровню территориальных цен.
Кроме этого,
оценка сметной стоимости строительства на стадии проектирования осуществляется в два этапа:
-
на первом этапе
определяется сметная
стоимость работ по
разработке
проектной документации на строительство (изыскательских и проектных). На ее
основе формируется договорная цена, которая закрепляется в контракте
(договоре) на проектно-изыскательские работы;
-
на втором этапе на основе разработанной проектной документации формируется сметная стоимость строительства запроектированных объектов. Сметная стоимость
проектно-изыскательских работ в сводном сметном расчете отражается не в соответствии со сметой на них, а согласно договорной
цены, определенной в контракте на выполнение этих работ с привязкой
к уровню цен, в котором
расчет формируется. При этом применяются индексы
удорожания на проектно-изыскательские работы.
Таким образом, договорная цена на СМР рассчитывается
на основе их сметной
стоимости, а сметная стоимость
проектно-изыскательских работ в
сводном сметном расчета
- на основе договорной цены на их выполнение.
Однако основным вопросом является
индексация сметной стоимости
СМР. На сегодняшний день в Тюменской области
предлагается два вида индексов, разрабатываемых ежеквартально и утверждаемых Главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской
области [9]:
-
индексы удорожания строительно-монтажных работ на полный
комплекс работ;
- индексы удорожания к статьям прямых
затрат на полный комплекс
работ.
По
своей сути они представляют собой административный ресурс ограничения
уровня сметной стоимости
строительной продукции. Об этом свидетельствует следующий
факт. Индексы удорожания СМР в условиях инфляции остаются
неизменными с января 2013 г., а статистические данные свидетельствуют о росте стоимости СМР в области (без
АО) только за январь-ноябрь 2014 г. на 18,54% по сравнению с декабрем 2013 г. [10] и затрат на оплату
труда в строительстве за январь-октябрь 2014 г. - на 11,2% по сравнению
с декабрем 2013 г. [11].
Хотя
базисно-индексный метод более прост в применении, но основной проблемой, связанной
с его применением,
является низкий удельный вес базисной составляющей сметной стоимости строительства (менее 15%), формируемой на основе
сметных норм,
цен и расценок, в ее текущем уровне. Данное обстоятельство свидетельствует о слабом влиянии
сметно-нормативной базы на уровень стоимости
строительной продукции, так как более 85% последней формируется на основе применяемых индексов
удорожания, что выдвигает повышенные
требования к их обоснованию.
В дорожном строительстве большой удельный вес в стоимости
отдельных видов работ, занимают транспортные расходы. Как было сказано
выше, в действующей территориальной сметно-нормативной базе (в редакции 2009 г.) отсутствует сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства. По этой причине в базисном уровне цен они рассчитываются с применением федеральных сметных цен. При пересчете
в текущий уровень территориальных цен возможны альтернативные подходы к их расчету,
которые представлены на Рисунке 1.
Рис.1. Вариантный подход к расчету затрат
на транспортировку грузов для строительства
По первому варианту в соответствии с п. 1.1.9 общих положений
сборника [8] при применении федеральных сметных цен на погрузо-разгрузочные работы и перевозку
грузов автомобильным транспортом на территории РФ к ним применяются поясные коэффициенты (для Тюменской
области он равен 1,2). Затем для перевода в текущий уровень сметных цен необходимо применять территориальные текущие индексы удорожания затрат на перевозки, которые
в региональном масштабе
также не разрабатываются.
В нормативных документах не решен вопрос по поводу того к какой статье сметных затрат необходимо относить транспортные расходы. На наш взгляд,
транспортные расходы по перевозке
грузов для строительства необходимо
распределять следующим образом:
-
по перевозке массовых навалочных грузов (грунтов и материалов от разборки) – к затратам
на эксплуатацию строительных машин:
- по перевозке строительных материалов
– к затратам на материалы,
поскольку в соответствии с МДС 81- 2.99 они являются составной
частью сметных цен на них. Об этом же говорится в разъяснительном письме Минрегиона России № 26747-ИП/08 от 07.07.2010 г.
Исходя из этого,
перевод транспортных расходов
в текущий уровень территориальных цен может осуществляться на основе индексов удорожания затрат на эксплуатацию машин и материалы
с учетом поясного коэффициента.
При
втором варианте единственно возможным
методом «привязки» федеральных сметных цен на перевозку грузов к территории строительства и перехода
к текущему уровню сметных цен является применение текущих межрегиональных индексов удорожания затрат по автомобильным перевозкам, утверждаемых Минстроем РФ [6]. Данный подход является
преимущественным в практике расчетов сметной
стоимости строительства в Тюменской области.
Оценка влияния исследуемых факторов
на уровень текущей
сметной стоимости строительно-монтажных работ выполнена
на основе проектных материалов на строительство автомобильной дороги в Вагайском районе. В расчетах применены индексы удорожания, утвержденные ГУС ТО [9] и Минстроем России [6] по состоянию на 4 квартал 2014 г.
Результаты расчета
текущей сметной стоимости транспортных расходов по вариантам
представлены в Табл.1.
Выполненные расчеты показали,
что при применении федерального индекса
удорожания затрат на автомобильные перевозки (2 вариант)
по сравнению с использованием поясного коэффициента и территориальных индексов
удорожания затрат
на эксплуатацию строительных машин и материалы
(1 вариант) текущая сметная стоимость транспортных затрат меньше
на 41,38%.
Таблица 1 Сравнительный анализ результатов расчета транспортных расходов в текущем уровне цен
Номер локальной сметы
|
Наименование работ
|
Сметная стоимость транспортных затрат, руб.
|
в базисном уровне
цен
|
в текущем уровне цен
|
1 вариант
|
2 вариант
|
01-01
|
Подготовительные работы
|
750
|
6849
|
3698
|
01-02
|
Рекультивация земель
|
72601
|
662992
|
357923
|
02-01
|
Земляное полотно
|
3580597
|
31691682
|
17652343
|
03-01
|
Дорожная одежда
|
4368303
|
35173576
|
21535734
|
04-01
|
Искусственные сооружения
|
29102
|
234329
|
143473
|
05-01
|
Пересечения и примыкания
|
210353
|
1714063
|
1037040
|
06-01
|
Обстановка дороги
|
18288
|
148124
|
90160
|
ИТОГО
|
8279994
|
69631616
|
40820370
|
Представленные на Рисунке
2 результаты вариантного подхода
к индексации базисной
сметной стоимости СМР свидетельствуют о том, что уровень текущей
сметной стоимости работ по объекту без учета транспортных затрат исчисленный на основе
индексов удорожания к статьям прямых затрат (2 вариант) по
сравнению с применением индексов
удорожания СМР (1 вариант)
выше на 8,19%.
Представленный пример расчета доказательно продемонстрировал существенную зависимость текущей сметной стоимости
строительства как от способов индексации базисной стоимости СМР, так и от вариантов расчета величины транспортных расходов. Для повышения обоснованности расчетов необходима разработка региональных
сметных цен на перевозку грузов для строительства и индексов их удорожания, что позволит
более объективно определять текущий уровень
сметной стоимости строительной продукции и формировать полную сметную стоимость строительства в базисном уровне цен.
Рис.2. Сравнительный анализ результатов расчета сметной стоимости СМР в текущем
уровне цен: 1 вариант – на основе
индексов удорожания СМР; 2 вариант
– на основе индексов
удорожания к статьям прямых затрат
Более
объективным, на наш взгляд,
является индексация сметной
стоимости СМР на основе
индексов удорожания к статьям прямых затрат, поскольку
она позволяет учитывать структуру сметных затрат по каждому конкретному объекту
строительства. Но необходимо
отметить, что предельно допустимые
индексы удорожания СМР и к статьям
прямых затрат на новое строительство автомобильных дорог разрабатываются только к базисной стоимости
2001 г. (в базовой редакции), а сметная стоимость
СМР определяется на основе ТЕР-2001 (в редакции 2009 г.).
Поэтому главным вопросом на сегодняшний день является
выбор метода формирования текущей стоимости строительной продукции, позволяющего наиболее полно и достоверно учесть рыночные
факторы, обусловленные ростом цен и тарифов на используемые ресурсы. В этой связи считаем неэффективной работу по уточнению действующей СНБ-2001 (претерпела уже три редакции) без изменения уровня цен, заложенного в ней. Изменение уровня цен по состоянию
на 1.01.2014 г. (в редакции
2014 г.) позволило бы повысить рыночность базисно-индексного метода, а решение
всех выявленных проблем
позволит повысить объективность определения сметной стоимости строительной продукции.
Список литературы
1.
Ардзинов, В.Д. Сметное
дело в строительстве. Самоучитель./ В.Д. Ардзинов,
Н.И. Барановская, А.И.Курочкин. - СПб.: Питер. 2009. – 480 с.
2. Барановская, Н.И. Основы
сметного дела в строительстве./Н.И. Барановская, А.А. Котов. - М., СПб. 2005. - 480 с.
3.
Голощапов, Н.А. Цены и ценообразование: Учебно-методическое пособие/Н.А. Голощапов, А.А. Соколов.
– М.: Приориздат. - 2004.–160 с.
4. Грюнштам, В. Понятие сметы и сметной
стоимости в строительстве// Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. – СПб. - 2009.
- № 1.- с. 111-119.
5.
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-35.2004/Госстрой России/М., 2004. - 72 с.
6. Письмо Минстроя
России от 13.11.2014 N 25374-ЮР/08 «Об индексах изменения сметной
стоимости строительно-монтажных работ,
индексах изменения
сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах
на IV квартал 2014 года»
7. Постановление Правительства Российской Федерации № 427 от 10 мая 2009 г. «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»
8. Федеральные цены на перевозку грузов для строительства. Утверждены приказом
министерства Регионального развития
Российской Федерации № 354 от 20 июля 2011 г.
9.
https://www.admtyumen.ru
10. http://www.fedstat.ru
11. http://tumstat.gks.ru