Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЯЗАННЫЕ С ТРАНСФЕРОМ ИННОВАЦИЙ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2019г.

Вопросы обороноспособности России были и остаются высокозначимыми, для разработки инновационного оборонного комплекса необходимо особое внимание уделать работникам предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Ведущими предприятиям ОПК были и остаются предприятия ГК "Роскосмос". Особенности управления кадровым потенциалом на предприятиях Ракетно-космической отрасли (РКО) обеспечивающие постоянные разработки уникальных инноваций остаются актуальными. Трансфер инноваций из предприятий РКО на потребительский рынок России, а в дальнейшем и зарубежный рынок, способен оказать значительное влияние на экономику страны [1].

С недавнего времени ГК «Роскосмос» начала реализацию программы обучения менеджмента с учетом специфики предприятий. Созданная Корпоративная Академия позволяет осуществлять собственные программы управления качеством, инновационной деятельности а так же трансфером инноваций. «Школа главного конструктора» позволяет выделить наиболее эффективные группы разработчиков и использовать межотраслевой опыт. Анализ систем развития персонала различных стран приведен в Табл. 1


Таблица 1.  

Сравнительный анализ системы подготовки персонала


 

Критерии

Япония

Россия

Германия

Этапы обучения

-        начальная    школа

(срок обучения 6 лет для детей от 6 до 12 лет);

-             низшая средняя школа (срок обучения 3 года для детей от 12

до 15 лет);

-         высшая средняя школа (срок обучения 3 года для детей от 15

до 18 лет);

-             колледж       или

университет (срок обучения обычно 4 года).

-             Срок обучения, обязательный для всех,

— 9 лет.

В высшую среднюю школу          поступает

около                     94%

выпускников обязательной школы.

-               начальная        школа

начальное общее образование (срок обучения 4 года для детей от 6 до 10 лет);

-               основное общее образование (срок обучения 5 лет для детей от 10 до 15 лет);

-                 среднее общее образование (срок обучения 2 года для детей от 15 до 17 лет).

колледж или университет (срок обучения обычно 4 года).

Первичная ступень - основная

школа (1-4-е классы). II. Вторичная ступень I включает основную школу (5/9 - 10-е классы), реальную школу (5-10-е классы), гимназию (5-10-е классы), специальные школы (5- 9-е классы). III. Вторичная ступень II включает: гимназию (11-13-е                             классы),

профессиональные учебные заведения и дуальную систему профессиональной подготовки (10/11-13-е классы).

Финансирование

72,9% вузов являются

частными, с   высокой платой за обучение

Вузы                        являются

Федеральными государственными учреждениями.

Вузы – государственные

прямого финансирования

Критерии             при

трудоустройстве

Способность                к

обучаемости                и быстрой адаптации

Наличие

профессионального образования, опыт работы

ясно определяется специализация

и содержание будущей работы

Профессиональная

подготовка

На предприятии

Самоподготовка Подготовка во время работы

Стажировка Ротация

В учебных заведениях СПО,

ВПО

На предприятии

Непрерывная подготовка Дуальное образование

 

Проведенный анализ показывает, что российским инновационным предприятиям необходимо более интенсивно работать со своим кадровым потенциалом. На данный момент на предприятиях "Роскосмос" осуществляются следующие программы:

-   Политика управления персонала

-    Стратегия развития Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в части развития персонала и формирования отраслевого кадрового резерва;

-   Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, инновационные программ развития.

Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников. Комплекс мер включают профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации.

Проведя анализ (на базе предприятий ОПК Красноярского края) действующей системы развития персонала, можно отметить следующее: В рамках этой системы:

1.   Проводится профориентационная работа с учащимися и выпускниками средних образовательных учреждений города Красноярска и Красноярского края для актуализации и повышения престижа инженерно-технических профессий.

2.      Руководители и главные специалисты предприятий ОПК принимают участие в работе государственных аттестационных комиссий по аттестации выпускников учебных заведений. По результатам ГАК принимается решение о трудоустройстве выпускников.

3.Организация целевого приема.

4. Организация и проведение практики студентов. Студенты, обучающиеся по целевому приему, проходят практики и дипломное проектирование по профилю получаемой специальности под руководством высококвалифицированных специалистов и разработкой инноваций.

5.В целях адаптации вновь принятых работников, ознакомления их с историей, стратегией, задачами и структурой Общества ежемесячно проводится ориентационная программа. В обществе работают программы по стажировке и закрепления молодых работников.

6.    В Обществе уделяется большое внимание профессиональному обучению, развитию молодых работников, повышению квалификации, формированию и подготовке кадрового резерва на руководящие должности, ориентированные на инновационное развитие, с учетом выпуска гражданской продукции (трансфера инноваций).

7.   С целью повышения квалификации инженерных кадров для создания нового поколения ракетно- технических систем и развития новых методов и форм образовательной деятельности, в том числе, на основе проектно-ориентированной, инновационной и интегрированной технологии обучения.

8.    Для развития научно-технического потенциала работников, повышения престижа научной и научно-практической деятельности организовано обучение в магистратуре и аспирантуре по техническим направлениям.

9.   Участие в «пилотных» проектах и конкурсах по разработке и апробации системы современной дуальной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий

10.     Участие в конкурсе на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК. Целью конкурса является совершенствование содержания и технологий целевого обучения студентов в интересах по специальностям и направлениям подготовки высшего образования. машиностроительного комплекса Красноярского края.

Трансфер инноваций является наиболее актуальной темой на современных предприятиях ОПК. Динамичность изменений внешней среды не позволяет предприятия самостоятельно производить продукцию потребительского рынка, но по опыту зарубежных стран - изменение мышления персонала - может значительно увеличить прибыли предприятия за счет адаптации и трансфера инноваций разработанных на наукоемких предприятиях ОПК .

 

Список источников и литературы.

 

1.        Военно-промышленная конференция «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Эксперт – 2013. – № 2. М.: . Российский журнал «Арсенал Отечества, 2012 - . – Режим доступа : http://arsenal-otechestva.ru/voenno- promyshlennaya-konferentsiya.html. – Загл. с экрана.

2.        Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (с изменениями и дополнениями) / ООО «НПП « Гарант-Сервис»,2017. Режим доступа http://base.garant.ru/71127782/#ixzz4utuMxXOA

3.        B. Гpибoв, B. Гpyзинoв Инновационная деятельность  предприятия http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0053/

4.        Гостева О.В., Бойко А.А. Трансфер инноваций наукоемких предприятий: проблемы, перспективы. В сборнике: International Conference on Science, Agriculture, Engineering and Management Conference Proceedings. 2017. С. 95-102.

5.        Hai Guo, Zhongfeng Su, David Ahlstrom. Business model innovation: The effects of exploratory orientation, opportunity recognition, and entrepreneurial bricolage in an emerging economy. Asia Pacific    Journal         of                       Management.             June  2016, №    33,   Issue   2,   pp    533-549 

http://link.springer.com/article/10.1007/s10490-015-9428-x(дата   обращения:   21.04.2016).